Чтобы разобраться в новых правилах регистрации права собственности на земельные участки необходимо изучить и понять, как связаны между собой Земельный кодекс Украины, Закон Украины «О государственном земельном кадастре» и Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений».
Благодаря вышеназванным актам законодательства мы получили вместо единой системы учета и регистрации объектов недвижимости две: Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество и их обременений и Государственный земельный кадастр. В связи с этим в процедуру регистрации права собственности на земельный участок добавлена дополнительная инстанция - Государственный кадастровый регистратор.
Смысл введения Государственного земельного кадастра в разграничении технической и юридической информации о земельных участках. Получается, что регистрация земельного участка в Государственном земельном кадастре не несет юридических последствий в виде возникновения права собственности у заявителя на такой земельный участок, поскольку такое право возникает только после внесения данных в Государственный реестр прав.
Но перейдем от теоретической части к практике. Что делать человеку, ставшему счастливым обладателем земельного участка, вернее, получившему решение о выделении ему земельного участка, получившему и согласовавшему проект землеотвода и прошедшему все прочие необходимые процедуры?
Список документов для регистрации земельного участка в Государственном земельном кадастре
Первым делом необходимо завершить формирование земельного участка, а именно: зарегистрировать его в Государственном земельном кадастре.
Для этого человек (или уполномоченный представитель юридического лица) направляется к Государственному кадастровому регистратору со следующим пакетом документов:
- заявлением, установленной формы (приложение 12 к Порядку ведения Государственного земельного кадастра, утвержденного постановлением КМУ от 17.10.2012г. № 1051);
- оригиналом документации по землеустройству, являющейся основанием для формирования земельного участка;
- документацией по землеустройству, являющейся основанием для формирования земельного участка в форме электронного документа;
- документом, подтверждающий оплату услуг государственной регистрации земельного участка.
Такой перечень документов определяет Закон, однако Вы увидите, что в утвержденной форме заявления значится более длинный перечень документов, прилагаемых к нему: копия документа, удостоверяющего личность заявителя, копия документа о присвоении налогового номера, документ об оценке земель, и другие. Советуем изучить его внимательно, чтобы не ходить на прием к регистратору несколько раз.
Ну вот, Вы заполнили заявление, собрали необходимый пакет документов и подали все это государственному кадастровому регистратору. С этого момента у него всего 14 дней для принятия одного из двух решений – проведения регистрации земельного участка в Государственном земельном кадастре с присвоением ему кадастрового номера, либо предоставить мотивированный отказ в регистрации.
Почему Вам могут отказать? Ну, например, из-за того, что расположение земельного участка на территории действия полномочий другого Государственного кадастрового регистратора; или из-за того что документы, поданы не в полном объеме, либо (самый обтекаемый пункт) из-за несоответствия поданных документов требованиям законодательства, а также из-за расположения в пределах земельного участка, который предполагается зарегистрировать, другого земельного участка или его части.
Как видим, сложности в регистрации земельного участка в Государственном земельном кадастре могут возникнуть в том случае, если такой участок находится на территории двух или нескольких государственных кадастровых регистраторов. В таком случае, каждый из них имеет формальное право в соответствии с частью 6 статьи 24 Закона Украины «О государственном земельном кадастре» отказать в государственной регистрации земельного участка на территории действия полномочий другого Государственного кадастрового регистратора. При этом, Закон умалчивает о способах разрешения подобной коллизии, поэтому у заявителя в таком случае остается только суд.
Если же с документами, участком, полномочиями Государственного кадастрового регистратора все в порядке, происходит регистрация земельного участка в Государственном земельном кадастре с присвоением кадастрового номера и выдачей заявителю (без указания сроков выдачи) извлечения из Государственного земельного кадастра. Государственный кадастровый регистратор в день получения информации о зарегистрированных вещных правах на недвижимое имущество путем непосредственного доступа к Государственный реестр вещных прав на недвижимое имущество вносит сведения о владельцах, пользователей земельного участка в соответствии с данными указанного Реестра в Поземельной книги в электронной (цифровой) и бумажной форме.
Здесь законодатель позаботился о собственнике земельного участка, его освободили от беготни по инстанциям, он получает в итоге не только кадастровый номер, но и свидетельство о праве собственности на участок.