Наем сотрудника как предпринимателя 28.11.2017

Наем сотрудников не по трудовому договору, а как предпринимателей на едином налоге был и остается в Украине популярным способом не платить лишнего в казну. Суть этой схемы очень проста: вместо приема на работу по трудовой книжке работодатель заключает с будущим сотрудником договор подряда. В итоге работник оказывает компании услуги или выполняет определенный фронт работ, а та, в свою очередь, оплачивает их, перечисляя деньги на текущий счет такого предпринимателя.

Наем сотрудника как предпринимателя

Заполучить статус предпринимателя легко. “Для заключения такого договора физическое лицо — предприниматель (ФЛП) всего лишь должно быть зарегистрировано как плательщик единого налога 3‑й группы”, — объясняет Наталия Наконечная, старший юрист юридической фирмы CMS Cameron McKenna.

Разумеется, для нанимателя — сплошные преимущества. Прежде всего, он экономит на уплате налогов. За штатного сотрудника нужно ежемесячно платить 18 % налога на доходы физлиц, 22 % ЕСВ и еще 1,5 % военного сбора, что вкруговую переваливает за 40 %. Но если работник имеет статус предпринимателя на едином налоге, то вторая сторона в принципе снимает с себя фискальную нагрузку. К тому же работодателю не нужно соблюдать требования Кодекса законов о труде (КЗоТ).

Самое простое в этой истории — регистрация в качестве предпринимателя на едином налоге. Дебюрократизация, центры предоставления админуслуг (ЦНАП) делают процесс легким и необременительным материально. Нередко и сам будущий работодатель готов подсказать, что и как сделать. А точнее — его юристы и бухгалтеры. Отчетность? На едином налоге да в случае приема денег исключительно на банковский счет — пара пустяков. Более того, часто сам работодатель предлагает для сдачи отчетности услуги собственной бухгалтерии. Есть ли во всем этом негативные стороны? Увы, все же есть.

Поборы — меньше, а доходы?

Конечно, есть определенные выгоды для работников, которые соглашаются на подобные условия. При ближайшем рассмотрении сотрудник тоже снимает с себя часть налоговых обязательств. Ведь работодатель платит НДФЛ, ЕСВ и военный сбор не из своего кармана, а отрезает их от так называемой грязной зарплаты. Именно поэтому некоторые компании предпочитают официально платить лишь некоторую часть реальной зарплаты, а все стальное — в “конверте”.

Если сотрудник зарегистрирован как СПД, он получает деньги согласно актам выполненных работ, уплачивает раз в квартал 5 % налога, а также сумму единого социального взноса в размере 22 % минимальной зарплаты. Военный сбор предприниматели за себя не платят.

Договор подряда не привязывает человека к одному рабочему месту и дает возможность подрабатывать на стороне. В том числе заниматься бизнесом. “По сути, перед СПД-подрядчиком стоит только одно обязательство — выполнить задание в определенное время. А где, когда и как он это будет делать, в теории заказчика никак не касается”, — говорит Наконечная.

Именно поэтому подобный вид “трудоустройства” так распространен в компаниях, которые нанимают торговых представителей, курьеров, страховых агентов, водителей, программистов и разработчиков. Это те работники, которые не занимают пространство в офисе и большую часть времени проводят за его пределами.

Наличие СПД можно считать заделом на будущее и для тех, кто планирует заниматься бизнесом самостоятельно. После разрыва взаимоотношений с работодателем у бывшего сотрудника уже будет готовый ФЛП с историей деятельности, в рамках которого можно вести собственное дело. В том числе брать кредиты, участвовать в тендерах и т. п.

Давай, до свидания!

Несмотря на то что трудовое законодательство в Украине несовершенно, оно худо-бедно защищает работников. Дает им право претендовать на определенный график работы, больничные, отпуска, командировочные, выходные дни. “В гражданско-правовых договорах в большинстве случаев, кроме получения оплаты за предоставленные услуги или выполненные работы, никакие права сотрудника вообще не прописываются”, —предупреждает Виктор Мороз, управляющий партнер адвокатского объединения Suprema Lex.

Поэтому обо всем, что связано с летним отдыхом или с пропущенными из‑за болезни рабочими днями, с работодателем придется договариваться отдельно. И на такую роскошь, как выплату отпускных, например, рассчитывать особо не стоит. Но все это в конечном итоге компенсируется финансово за счет разницы в доходах ФЛП и наемного сотрудника. Кроме того, работодатель не обязан заботиться о создании благоприятных условий труда. А это означает: если сотрудник будет нуждаться в отдельном рабочем пространстве и оборудованном месте, не факт, что он получит даже стол, стул, стационарный телефон и компьютер, подключенный к интернету. Разумеется, обо всем подобном надо договариваться “на берегу”. И если работа подрядчика подразумевает использование оборудования, особенно дорогостоящего, договариваться об этом нужно заранее.

Как это бывает

Андрей Ярема, программист из Киева.

"Я работаю в IT сфере уже почти 10 лет и регулярно сталкиваюсь с практикой оформления сотрудников как СПД. Да, в этом есть свои преимущества как для работодателя, так и для тех, кого он таким образом принимает на работу. Можно договориться о приемлемом графике, условиях оплаты и даже перебросить на работодателя уплату налогов (и такое бывает). Но присутствуют и риски, которые нужно учитывать, ввязываясь в подобную схему. Во-первых, есть вероятность “слететь” на общую систему налогообложения, если услуги, которые предоставляет “единщик”, не соответствуют разрешенным ему видам деятельности. Во-вторых, КЗоТ на таких псевдосотрудников не распространяется, поэтому отпуска, больничные и прочие нюансы придется обсуждать с работодателем на “понял-понял”. И не на словах, а буквально под расписку или какие‑то другие гарантии. В-третьих, в большинстве случаев сопровождение СПД — это морока самого ФЛП. А значит, придется составлять отчетность, сдавать ее в ГФС, следить за своевременной уплатой налогов. Но даже когда вести сотрудника согласен работодатель, все тоже может быть не очень чисто. Если бухгалтер имеет не только доверенность на подпись документов, но еще и доступ к “клиент-банку”, это грозит тем, что компания начнет гонять через счет работника-предпринимателя деньги и подставит его перед налоговой".

Виктория Сауцкая, бухгалтер торговой компании из Хмельницкого.

"Могу поделиться печальным опытом найма менеджеров без трудового договора как ФЛП. Причем я была изначально против подобных махинаций, но руководитель нашей компании настоял. Дескать, сотрудники все равно практически всегда в “полях”, поэтому никакая проверка ничего не заподозрит, зато экономия на налогах — колоссальная. Тем не менее некоторые менеджеры все равно находились в офисе, у них были рабочие места, и они следовали внутреннему распорядку компании, что могло вызвать подозрения. В итоге так и произошло. Где‑то полгода назад к нам нагрянула проверка, и, беседуя с двумя сотрудниками, инспектор выяснил, что их взаимоотношения не оформлены по трудовому контракту. Все это вылилось почти в 200 тыс. грн штрафа. Мы, конечно, судимся, но пока безуспешно. Кроме того, руководство компании наконец‑то опомнилось и решило перевести всех на официальное трудоустройство, чтобы в будущем не попасть в аналогичную историю. Так что, можно сказать, “сэкономили”.

Хотя не особо слышно о ситуации, когда сотрудников, нанятых в роли подрядчиков-ФЛП, оставляли без условий для работы. Ну не самоубийца же их наниматель, в конце концов, вряд ли он желает зла своему бизнесу.

Что неприятно: работодатель может в любой момент и без предупреждения расторгнуть взаимоотношения с подрядчиком. При обычном увольнении предполагается хоть какая‑то компенсация, а ФЛП могут запросто уволить “с сегодня на завтра”. Могут ли оставить без оплаты даже той работы, которую он уже выполнил? В принципе, возможность такая существует. Но чем важнее для бизнеса нанимающей стороны та работа, на которую привлекали эспэдэшника, тем вероятность гнусного поведения работодателя ниже.

Кстати, после “увольнения” работник не сможет претендовать на пособие по безработице. Встать на учет на бирже труда — без проблем, но вот получать помощь от государства — увы.

Радует то, что содержание СПД в случае длительного простоя не выльется в крупные затраты. Если нет оборота, единый налог не уплачивается. Но остается ЕСВ, ежемесячная сумма которого составляет в 2017 году минимум 704 грн. С 2018 года из‑за роста минимальной зарплаты суммы ЕСВ станут на 16 % больше.

“Перестать платить единый соц. взнос можно, если полностью прекратить предпринимательскую деятельность, ликвидировав ФЛП. Исключение составляют предприниматели, являющиеся пенсионерами по возрасту и инвалидами. Они ЕСВ не уплачивают в принципе и в отсутствие деятельности вообще ничего не будут должны бюджету”, — объясняет Наталья Ульянова, управляющий партнер юридической компании ICF Legal Service.

Наем сотрудника как предпринимателя image:1


FAQ по трудовому праву

Бланки документов