Вступило в силу законодательство об образовании детей с особыми потребностями

13 октября 2018 года вступил в силу Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно доступа лиц с особыми образовательными потребностями к образовательным услугам". Законом внесены изменения в Законы Украины "О дошкольном образовании", "О внешкольном образовании", "Об общем среднем образовании", "О профессионально-техническом образовании". Подробнее расскажет Prostopravo

Инклюзивное обучение - система образовательных услуг, гарантированных государством, основанных на принципах недискриминации, учета многообразия человека, эффективного привлечения и включения в образовательный процесс всех его участников.

Профессионально-техническое образование

Инклюзивное профессиональное (профессионально-техническое) обучение - система образовательных услуг для получения профессии или профессиональных навыков лицами с особыми образовательными потребностями, гарантированных государством.

Прием в учреждения профессионального (профессионально-технического) образования лиц с особыми образовательными потребностями, которым не противопоказано обучение по избранному направлению (специальности), в случае сдачи вступительных экзаменов осуществляется вне конкурса.

Лицу с особыми образовательными потребностями, овладевшему курсом профессионально-технического обучения в заведении профессионального (профессионально-технического) образования первого аттестационного уровня и успешно прошедшему квалификационную аттестацию, присваивается образовательно-квалификационный уровень "квалифицированный рабочий" по приобретенной профессии соответствующего разряда и выдается свидетельство о присвоении рабочей квалификации.

Здания, сооружения и помещения учреждений профессионального (профессионально-технического) образования должны отвечать требованиям доступности в соответствии с государственными строительными нормами и стандартами, в том числе для лиц с особыми образовательными потребностями.

На основании письменного обращения лица с особыми образовательными потребностями, его родителей или законных представителей в обязательном порядке образуются инклюзивные группы для обучения лиц с особыми образовательными потребностями.

Выполнение требований стандартов в сфере профессионального образования лицами с особыми образовательными потребностями обеспечивается с учетом их индивидуальных психических, интеллектуальных, физических, сенсорных возможностей и в той форме, которая для каждого человека является наиболее оптимальной.

Для лиц с особыми образовательными потребностями содержание и объем учебно-производственного процесса, срок обучения определяются рабочими учебными планами и рабочими образовательными программами учреждения профессионального (профессионально-технического) образования, при необходимости могут быть адаптированы для получения знаний, умений и навыков в соответствии с индивидуальным учебным планом согласно индивидуальной программе развития.

Лица с особыми образовательными потребностями, которые нуждаются в подвозе к учебному заведению и в обратном направлении, обеспечиваются таким подвозом за счет средств местных бюджетов, в том числе с обеспечением доступности соответствующего транспорта для лиц с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и других маломобильных групп населения.

Школьное образование

Гражданам Украины независимо от расы, цвета кожи, особенностей интеллектуального, социального и физического развития, политических, религиозных и других убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья, особых образовательных потребностей, места жительства, сложных жизненных условий, языковых или других признаков обеспечивается доступность и бесплатность получения полного общего среднего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях.

Детям с особыми образовательными потребностями обеспечивается право на обучение с помощью наиболее приемлемых для таких лиц методов и способов общения, в частности, обучение жестовой речью и рельефно-точечным шрифтом (шрифтом Брайля).

Учреждения общего среднего образования на основании письменного обращения одного из родителей ребенка с особыми образовательными потребностями или его законных представителей в обязательном порядке образуют инклюзивные и / или специальные классы для обучения детей с особыми образовательными потребностями.

Продолжительность коррекционно-развивающих занятий для детей с особыми образовательными потребностями, которые учатся в инклюзивных классах, составляет: групповое - 35-40 минут, индивидуальное - 20-25 минут.

Дети с особыми образовательными потребностями обеспечиваются вспомогательными средствами для обучения в учебных заведениях в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Социальные потребности детей со сложными нарушениями развития во время их пребывания в учебном заведении удовлетворяются ассистентом ребенка - социальным работником, родителями или лицом, уполномоченным ими.

За работу в инклюзивных классах учителям будет установлена доплата в размере 20% тарифной ставки.

Родители ребенка с особыми потребностями имеют право осуществлять индивидуальное сопровождение такого ребенка во время пребывания в заведении общего среднего образования.

Документ о среднем образовании для детей с нарушением зрения изготавливается с учетом обеспечения доступности воссозданной на нем информации (с использованием шрифта Брайля) за счет средств государственного бюджета.

Внешкольное образование

Государство создает условия для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями с учетом их индивидуальных потребностей, возможностей, способностей и интересов, а также обеспечивает обнаружение и устранение факторов, препятствующих реализации прав и удовлетворению потребностей таких лиц в сфере внешкольного образования.

Учреждения внешкольного образования при необходимости образуют инклюзивные и / или специальные группы и другие организационные формы для обучения лиц с особыми образовательными потребностями.

Социальные потребности детей со сложными нарушениями развития во время их пребывания в учреждении дополнительного образования удовлетворяются ассистентом ребенка - социальным работником, одним из родителей или лицом, уполномоченным ими.

 Педагогическим работникам учреждений внешкольного образования за работу в инклюзивных группах устанавливается доплата в размере 20 процентов.

Дошкольное образование

Государство обеспечивает доступное и бесплатное дошкольное образование в государственных и коммунальных учреждениях дошкольного образования детям с особыми образовательными потребностями с учетом особенностей их интеллектуального, социального и физического развития в той форме, которая для них является наиболее удобной и эффективной.

Выполнение требований Базового компонента дошкольного образования в отношении детей с особыми образовательными потребностями обеспечивается с учетом их задатков, склонностей, способностей, индивидуальных психических и физических возможностей и в той форме, которая для каждого ребенка является наиболее оптимальной.

По рекомендациям инклюзивного ресурсного центра и письменному заявлению родителей или лиц, их заменяющих, заведение дошкольного образования обеспечивает доступ к образовательному процессу ассистента ребенка с особыми образовательными потребностями. Ассистент ребенка с особыми образовательными потребностями проходит медицинский осмотр в соответствии с требованиями законодательства.

В группе дошкольного заведения может быть не более трех детей с особыми образовательными потребностями.

Дети с особыми потребностями имеют право на первоочередное зачисление в дошкольное учебное заведение.

Не пропустите новые статьи!





Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!


Следить за успехами малыша можно на канале BasketBoy TV. Подписывайтесь!