Нардепа можно привлечь только за то, что указано в представлении

Основным процессуальным документом в процедуре привлечения народного депутата к уголовной ответственности является постановление Верховной Рады. Решение принимается на основании представления о даче согласия на это. Как происходит рассмотрение в сессионном зале таких представлений, все имели возможность наблюдать в последнюю пленарную неделю работы парламента. А что же дальше и с какими проблемами могут столкнуться органы досудебного расследования?

Требования к представлениям

Только после предоставления соответствующего согласия ВР орган досудебного расследования вправе сообщить народному избраннику о подозрении в совершении уголовного преступления, а также проводить по отношению нему процессуальные действия, включая негласные следственные (розыскные).

Согласно решениям Конституционного Суда от 27.10.99 №9-рп / 99 и от 26.06.2003 №12-рп / 2003 положения ч.3 ст.80 Конституции необходимо понимать так, что привлечение к уголовной ответственности как стадия уголовного преследования начинается с момента предъявления лицу обвинения в совершении преступления (сообщение о подозрении в соответствии с п.14 ч.1 ст.3 Уголовного процессуального кодекса 2012 года).

Согласно ст.218 Регламента ВР представление о даче согласия на привлечение к уголовной ответственности, задержание или арест народного депутата должно быть мотивированным и достаточным, содержать конкретные факты и доказательства, подтверждающие факт совершения лицом общественно опасного деяния, определенного Уголовным кодексом.

Такие требования тождественны тем, что предъявляются к письменному уведомлению о подозрении и описаны в ст.277 УПК. Это, в частности, необходимость указания содержания подозрения, правовой квалификации и краткого изложения фактических обстоятельств уголовного преступления, в совершении которого подозревается лицо, а также других существенных обстоятельств, известных на момент сообщения о подозрении. Исходя из этого, делаем вывод, что содержание представления должно соответствовать аналогичным требованиям к содержанию письменного уведомления о подозрении.

Изменение обвинения

Действующее законодательство четко не регламентирует вопрос о привлечении к уголовной ответственности парламентария за преступления, которые не были указаны в представлении, следовательно, не рассматривались парламентом.

Однако анализ правовых норм позволяет сделать вывод, что Верховная Рада дает согласие на привлечение к уголовной ответственности народного депутата за конкретное преступление согласно конкретной норме УК, сведения о котором содержатся в соответствующем представлении, а не разрешение на привлечение его к уголовной ответственности вообще.

Если бы нардепа после получения согласия ВР разрешалось привлекать к уголовной ответственности за преступление и любому органу досудебного расследования, то терялась бы суть одного из элементов неприкосновенности - конституционной гарантии беспрепятственного и эффективного осуществления своих полномочий, особого порядка проведения досудебного расследования с целью избежания давления со стороны недобросовестных сотрудников правоохранительных органов.

Аналогичные ограничения действуют в случае экстрадиции лиц. Так, в ч.1 ст.576 УПК сказано, что «выданное Украине лицо может быть привлечено к уголовной ответственности или по нему может быть исполнен приговор суда только за те преступления, за которые осуществлена ​​выдача (экстрадиция)». В случае совершения лицом до его выдачи другого преступления, не указанного в запросе об экстрадиции, нужно получить новое согласие компетентного органа иностранного государства, выдавшего лицо (ч.4 ст.576).

Итак, привлечь народного избранника к уголовной ответственности за совершение преступления, не указанного в представлении, или по другим статьям, чем указанные в нем, возможно только в случае повторного обращения в Верховную Раду.

Сроки действия согласия

Никакой правовой нормой не регламентированы и сроки привлечения к уголовной ответственности нардепа (вручения ему письменного уведомления о подозрении) после предоставления согласия парламента.

Учитывая критерий разумности сроков как общей основы уголовного производства, которым необходимо руководствоваться, когда положения УПК не регулируют или неоднозначно регулируют вопросы, каждое процессуальное действие или процессуальное решение должны быть выполнены или приняты в такие сроки. Умными считаются сроки, объективно необходимые для выполнения процессуальных действий и принятия процессуальных решений. Такие сроки не могут превышать предусмотренные УПК сроки выполнения отдельных процессуальных действий или принятия отдельных процессуальных решений (стр.1 ст.28 УПК).

Согласно п.3 ч.1 ст.276 УПК сообщение о подозрении обязательно осуществляется в случаях наличия достаточных доказательств для подозрения лица в совершении уголовного преступления. Письменное уведомление о подозрении вручается в день его составления следователем или прокурором, а в случае невозможности - способом, предусмотренным УПК для вручения сообщений. Задержанному лицу оно вручается не позднее 24 ч. после задержания.

Поэтому если парламент дал согласие на привлечение нардепа к уголовной ответственности, то Генеральный прокурор (и.о. генпрокурора) должен в этот же день составить и вручить ему уведомление о подозрении, а если это невозможно - выполнить такие действия способом, предусмотренным УПК.

В противном случае народный депутат имеет право инициировать отмену постановления парламента к нему в порядке ст.48 Регламента ВР или обжаловать его в порядке, предусмотренном гл.6 розд.III Кодекса административного судопроизводства.

Таким образом, привлечь нардепа к уголовной ответственности можно только в порядке, установленном законодательством, и только за совершение тех правонарушений, которые указаны в представлении. Следствием же предоставления согласия является немедленное вручение такому лицу уведомления о подозрении.

Опубликовано на сайте: 01.08.2017

Автор: Олег Татаров, старший партнер ПК «Татаров Фаринник Головко», д.ю.н.

Источник: http://zib.com.ua/ru/



Подпишитесь на рассылку сайта, это бесплатно!
Всего подписчиков - 13902




Бесплатная юридическая консультация

Простоправо ТВ

Юридический рынок Украины

Бесплатная правовая помощь. Кто и где может ее получить в Украине?

Уже несколько лет в Украине действуют Центры бесплатной правовой помощи. Однако, как показывает практика, далеко не все украинцы знают, что они могут обратиться за бесплатной помощью юриста и как это сделать. Какие виды услуг предоставляют центры бесплатной правовой помощи, кто имеет право на бесплатную правовую помощь и куда за ней следует обращаться? – расскажет Prostopravo