Когда должностных лиц, которые подавали недостоверную информацию в декларациях, невозможно привлечь к ответственности

С целью выяснения спорных и сложных вопросов, возникающих при применении норм материального и процессуального права при рассмотрении дел о коррупционных административных правонарушениях, в Апелляционном суде Киевской области проанализировали причины ошибок, которые суды допускают по делам этой категории.

Понимание понятия

Статьей 5 Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, ратифицированной законом «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции» от 18.10.2006 №251-V предусмотрено, что каждое государство-участник разрабатывает и проводит эффективную, скоординированную политику противодействия коррупции, стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней.

В настоящее время нет не только единого понимания понятия «коррупция», но и его определения, которое учитывало бы все особенности коррупционных деяний. Таким действием, в частности, является использование лицом, указанным в ч.1 ст.3 закона «О предотвращении коррупции», предоставленных ему служебных полномочий или связанных с ними возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия такой выгоды, или обещания / предложения такой выгоды для себя или других лиц, или предоставление неправомерной выгоды лицу, указанному в ч.1 ст.3 этого закона, или по его требованию другим физическим или юридическим лицам.

Коррупционное правонарушение - это деяние, содержащее признаки коррупции, совершенное лицом, указанным в ч.1 ст.3 закона «О предотвращении коррупции», за которое предусмотрена уголовная, дисциплинарная и / или гражданско-правовая ответственность (ст.1 указанного закона).

По состоянию на I полугодие 2016 года в судах Киевской области находилось 109 дел о коррупционных правонарушениях, из которых рассмотрено 94. Согласно статистических таблиц, присланных местными судами, большинство дел в 2015 году они рассматривали по ст.172-6 Кодекса об административных правонарушениях ( «Нарушение требований финансового контроля ») - 44, в первом полугодии 2016-го - по ст.172-7 КоАП (« Нарушение требований по предотвращению и урегулированию конфликта интересов »), их было 75.

Истечение срока

По ст.172-5 КоАП ( «Нарушение установленных законом ограничений относительно получения подарков») Бориспольский (штраф 850 грн. с конфискацией подарка), Таращанский (1700 грн. с конфискацией подарка), Васильковский (850 грн. без конфискации, поскольку дар возвращен) местные суды рассмотрели по одному делу.

Апелляционный суд постановлением от 29.01.2015 отменил постановление судьи Фастовского горрайонного суда Киевской области от 25.12.2014 и принял новое, которым производство по делу прекратил в связи с истечением сроков наложения административного взыскания, с признанием лица виновным. Таким образом два подарочные сертификаты номиналом по 500 грн. конфискованы в доход государства.

Судом установлено, что правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.172-5 КоАП, было совершено 9.09.2014, что подтверждается соответствующим протоколом.

10.09.2014 старшим следователь второго следственного отдела прокуратуры Киевской области вынес постановление о закрытии уголовного производства от 8.09.2014 в связи с отсутствием в деянии состава уголовного преступления определенного ч.1 ст.14, ч.3 ст.368 Уголовного кодекса. Однако постановление вынесено 25.12.2014, когда истек установленный чч.2, 3 ст.38 КоАП срок привлечения к административной ответственности.

Кроме того, суд при принятии решения не учел положений ч.4 ст.38 КоАП, которая предусматривает, что в случае закрытия уголовного производства, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть наложено не позднее чем через месяц со дня принятие решения о прекращении производства.

Согласно ст.1726 КоАП несвоевременное представление без уважительных причин декларации лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, влечет за собой наложение штрафа от 50 до 100 необлагаемых минимумов доходов граждан.

Несообщение или несвоевременное сообщение об открытии валютного счета в учреждении банка-нерезидента или о существенных изменениях в имущественном состоянии влечет за собой наложение штрафа от 100 до 200 н.м.д.г.

Представление заведомо недостоверных сведений в декларации лицом, уполномоченным на выполнение функций государства или местного самоуправления, влечет за собой наложение штрафа от 1000 до 2500 н.н.м.д.г.

Примечательно, что субъектом правонарушений в этой статье определены лица, которые в соответствии с чч.1 и 2 ст.45 закона «О предотвращении коррупции» обязаны подавать декларацию лица, уполномоченного на выполнение функций государства или местного самоуправления.

Ответственность за представление заведомо недостоверных сведений в такой декларации наступает в случае, если такие сведения отличаются от достоверных на сумму от 100 до 250 минимальных заработных плат.

Так, в ст.1726 КоАП ответственность была усилена по закону «О предотвращении коррупции» №1700-VII. Если раньше указанной статьей непредставление или несвоевременное представление декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера вызывало наложение штрафа 10-25 н.н.м.д.г. (170-425 грн.), то после внесения изменений в кодекс штраф вырос до 850-1700 грн.

Объектом данного правонарушения является установленный порядок декларирования доходов лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления, и лиц, которые к ним приравниваются.

С объективной стороны противоправное намерение реализуется в форме действия (несвоевременное представление декларации; несвоевременное сообщение об открытии валютного счета, представление заведомо недостоверных сведений в декларации) и бездействия (непредставление декларации; несообщение об открытии валютного счета).

На квалификацию такого проступка влияет время его совершения. Так, ст.45 закона №1700-VII (ст.12 закона «О принципах предотвращения и противодействия коррупции» №3206-VI) определено, что должностные лица, субъекты этого проступка, обязаны ежегодно до 1 апреля подавать путем заполнения на официальном сайте Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции по месту работы (службы) декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по установленной форме.

Статьей 52 закона №1700-VII предусмотрено, что в случае открытия субъектом декларирования или членом его семьи валютного счета в учреждении банка-нерезидента соответствующий субъект декларирования обязан в 10-дневный срок письменно сообщить об этом нацагентство в установленном порядке, с указанием номера счета и местонахождение банка-нерезидента.

Учитывая практику Апелляционного суда Киевской области, местных судов области, можем сделать вывод, что ст.12 закона №3206-VI (ч.1 ст.45 закона №1700-VII) не содержит прямого указания на обязанность увольняемого субъекта декларирования подавать декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за период, не охваченный ранее поданным декларациям, именно в день увольнения, а не на общих основаниях, то есть до 1 апреля.

Рассматривая дела по ст.172-6 КоАП, необходимо учитывать, что субъекты декларирования обязаны ежегодно до 1 апреля подавать по месту работы (службы) упомянутую декларацию за прошлый год, поэтому правонарушение считается совершенным до 1 апреля и лицо подлежит ответственности.

Постановлением Апелляционного суда Киевской области от 12.01.2015 постановление Васильковского горрайонного суда от 4.12. 2014, которой П.О.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.172-6, и освобождена от административной ответственности на основании ст.22 КоАП, отменено, а производство по делу закрыто ввиду п.1 ч.1 ст.247 КоАП - в "связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

Апелляционный суд, принимая решение, мотивировал это так: согласно п.1 ст.12 закона №3206-VI субъекты декларирования, которые освобождались или иным образом прекратили деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, обязаны в течение одного года подавать по своему последнему месту работы (службы) декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера за прошлый год по форме и в порядке, определенными этим законом.

Анализ содержания этой нормы дает основания утверждать, что она не содержит прямого указания на обязанность субъекта декларирования, который освобождается, подавать соответствующую декларацию за период, не охваченный ранее поданным декларациям, именно в день увольнения, а не до 1 апреля.

Оценив упомянутые правовые нормы и имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд пришел к выводу, что субъект декларирования - П.О.А., которая уволилась 18.08.2014 – должна была подавать декларацию на общих основаниях, то есть до 1.04.2015.

Обратное действие

Указание заведомо недостоверных сведений в декларации об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера влечет за собой наложение штрафа от 150 до 300 н.м.д.г. (2552-5100 грн.).

После принятия закона №1700-VII за непредоставление таких сведений или умышленное непредставление декларации предусмотрена уголовная ответственность (ст.366-1 УК). Однако эта норма вводилась в действие через 6 месяцев со дня вступления в силу указанного закона, то есть 26.04.2015, а декларацию об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера субъекты должны подать до 1 апреля.

Согласно ст.58 Конституции законы, которые смягчают или отменяют ответственность лица, имеют обратное действие во времени.

Законы, которые смягчают или отменяют ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до принятия этих законов. Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.

Поэтому лиц, которые подавали недостоверную информацию в декларации до 1.04.2015, невозможно привлечь ни к уголовной, ни к административной ответственности.

За несообщение или несвоевременное сообщение об открытии валютного счета в учреждении банка-нерезидента или о существенных изменениях в имущественном состоянии штраф тоже увеличился - с 170-425 до 1700-3400 грн.

Ранее штраф за несообщение лицом о наличии конфликта интересов у руководителя в предусмотренных законом случаях составлял 10-100 н.н.м.д.г. (170-2550 грн.).

В законе №3206-VI конфликт интересов определены как противоречие между личными интересами лица и его служебными полномочиями, наличие которых может повлиять на объективность или беспристрастность при принятии решений, а также на совершение или несовершение действий при исполнении служебных полномочий.

В редакции закона №1700-VII несообщение лицом в установленных законом случаях и порядке о наличии у него реального конфликта интересов влечет наложение штрафа 100-200 н.н.м.д.г. (1700-3400 грн.).

Совершение действий или принятие решений в условиях реального конфликта интересов влекут за собой наложение штрафа 200-400 н.н.м.д.г. (3400-6800 грн.).

Потенциальный конфликт интересов - наличие у лица частного интереса в сфере, в которой оно выполняет служебные или представительские полномочия, может повлиять на объективность или беспристрастность при принятии решений или на совершение или несовершение действий во время исполнения полномочий.

Конфликт интересов

Реальный конфликт интересов - противоречие между частным интересом лица и его служебными или представительскими полномочиями, что влияет на объективность или беспристрастность при принятии им решений или на совершение или несовершение действий во время исполнения полномочий.

Термин «частный интерес» введен законом №1700-VII. Это любой имущественный или неимущественный интерес лица, обусловленный личными, семейными, дружескими или другими внеслужебными взаимоотношениями с физическими или юридическими лицами, в том числе теми, которые возникают в связи с членством или деятельностью в общественных, политических, религиозных или иных организациях .

Киево-Святошинский районный суд принял постановление от 11.06.2015 о прекращении производства по делу о привлечении Б.В. к ответственности по ч.1 ст.172-7 КоАП за отсутствием в его действиях события этого правонарушения.

Судом первой инстанции согласно объяснениям Б.В. установил, что последний как начальник коммунального предприятия был заинтересован в быстром и качественном выполнении ремонтных работ и в связи с этим заключил договоры подряда с известным ему предприятием. В дальнейшем все работы по договорам подряда были выполнены в полном объеме. Каких-либо замечаний, в том числе от органов контроля, по поводу выполнения указанных работ не поступало. Другие предприятия в КП не обращались. Тот факт, что его мать является учредителем предприятия, никоим образом не повлиял на объективность или беспристрастность принятых Б.В. решений при заключении договоров подряда, все работы выполнялись по рыночным ценам.

Приобщенные прокурором к протоколу материалы свидетельствуют лишь о выполнении работ по указанным договорам подряда, заключении их с КП и о том, что мать Б.В. является учредителем предприятия-подрядчика.

При таких обстоятельствах прокурор не предоставил доказательств в подтверждение наличия реального конфликта интересов при исполнении Б.В. своих служебных полномочий, в частности, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении подрядчиком ремонтных работ, завышении стоимости выполненных работ, оказании преимуществ подрядчику при заключении указанных договоров при наличии предложений других компаний.

Суд первой инстанции пришел к выводу, что потенциальный конфликт не создает состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.1727 КоАП.

Юрий Слива, секретарь судебной палаты по рассмотрению уголовных дел Апелляционного суда Киевской области.



Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!


Путеводитель

Уголовное право и процесс. Преступления, их виды

Простоправо рассказывает о том, что такое преступление, какие виды преступлений предусмотрены Уголовным кодексом Украины. Кроме того, главный редактор канала объясняет, что является уголовной ответственностью несовершеннолетних.

Видео путеводитель




Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам