про твої права

Чрезвычайное или военное положение: когда, как и на сколько?

Что означает правовой режим ввода чрезвычайного или военного положения, что он дает, кем и в каких случаях могут быть введены правила положения узнавал Prostopravo.com.ua. В связи с последними событиями в Украине термины ввода чрезвычайного или военного положения стали звучать все чаще.

Путеводитель по статье

  1. Что такое чрезвычайное положение?

    1.1 В каких случаях вводится?

    1.2 Кем и на какой срок вводится?

    1.3 Что собой представляет?

  2. Что такое статус военного положения?

    2.1 В каких случаях вводится?

    2.2 Кем вводится?

    2.3 Порядок введения военного положения

    2.4 Какие меры и действия включает?

  3. Какие ограничения прав граждан и бизнеса предусмотрены Законом "О правовом режиме военного положения"?
  4. Режим повышенной готовности
  5. Права и обязанности граждан в сфере гражданской защиты
  6. Политические режимы: демократический, авторитарный, тоталитарный и другие
Видео путеводитель
Военное и чрезвычайное положение в Украине

Военное и чрезвычайное положение в Украине

Что такое чрезвычайное положение?

Закон Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения» определяет чрезвычайное положение как  особый правовой режим, который может временно вводиться в Украине или в отдельных ее местностях при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера не ниже общегосударственного уровня, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям, создают угрозу жизни и здоровью граждан, или при попытке захвата государственной власти или изменения конституционного строя путем насилия и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления согласно этого Закона полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения безопасности и здоровья граждан, нормального функционирования национальной экономики, органов государственной власти и органов местного самоуправления, защиты конституционного строя, а также допускает временное, обусловленное угрозой, ограничение в осуществлении конституционных прав и свобод человека и гражданина и прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

В каких случаях вводится?

Чрезвычайное положение вводится только при наличии реальной угрозы безопасности граждан или конституционному порядку, устранение которой другими способами невозможно.

Чрезвычайное положение может быть введено в случае:

  1. возникновения особенно тяжелых чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера (стихийных бедствий, катастроф, особенно больших пожаров, применения средств поражения, пандемий и т.д.), которые создают угрозу жизни и здоровью значительных слоев населения;
  2. осуществления массовых террористических актов, сопровождающихся гибелью людей или разрушением особо важных объектов жизнеобеспечения;
  3. возникновения межнациональных и межконфессиональных конфликтов, блокирования или захвата отдельных особо важных объектов или местностей, что угрожает безопасности граждан и нарушает нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  4. возникновения массовых беспорядков, сопровождающихся насилием над гражданами, ограничивающих их права и свободы;
  5. попытки захвата государственной власти или изменения конституционного строя путем насилия;
  6. массового перехода государственной границы с территории сопредельных государств;
  7. необходимости восстановления конституционного правопорядка и деятельности органов государственной власти.

Кем и на какой срок вводится?

Чрезвычайное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховной Радой Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украины.

Чрезвычайное положение в Украине может быть введено на срок не более 30 суток и не более 60 суток в отдельных ее местностях.

В случае необходимости чрезвычайное положение может быть продлено Президентом Украины, но не более чем на 30 суток. Указ Президента Украины о продлении действия чрезвычайного положения вступает в силу после его утверждения Верховной Радой Украины.

Что собой представляет?

Введение чрезвычайного положения может предусматривать введение следующих мер:

  1. установление особого режима въезда и выезда, а также ограничение свободы передвижения по территории, где вводится чрезвычайное положение;
  2. ограничение движения транспортных средств и их досмотр;
  3. усиление охраны общественного порядка и объектов, которые обеспечивают жизнедеятельность населения и народного хозяйства;
  4. запрещение проведения массовых мероприятий, кроме мероприятий, запрет на проведение которых устанавливается судом;
  5. запрещение забастовок;
  6. принудительное отчуждение или изъятие имущества у юридических и физических лиц.

В качестве дополнительных мер допускаются: временная или безвозвратная эвакуация людей из мест, опасных для проживания, с обязательным предоставлением им стационарных или временных жилых помещений; установление карантина и проведение других обязательных санитарных и противоэпидемических мероприятий; введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;  изменение режима работы предприятий,  переориентация их на производство необходимой в условиях чрезвычайного положения продукции; введение комендантского часа (запрет находиться на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений личности в установленные часы суток); проверка документов у граждан, а в необходимых случаях - проведение личного досмотра, досмотра вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан;  запрет призывникам и военнообязанным менять место жительства без ведома соответствующего военного комиссариата и т.д.

Что такое статус военного положения?

Согласно Закона Украины «О правовом режиме военного времени» военное положение - особый правовой режим, вводимый в Украине или в отдельных ее местностях в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы и обеспечения национальной безопасности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

В каких случаях вводится?

В случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности для государственной независимости Украины, ее территориальной целостности.

Кем вводится?

Военное положение в Украине или в отдельных ее местностях вводится Указом Президента Украины, который подлежит утверждению Верховным Радой Украины в течение двух дней с момента обращения Президента Украины.

Указ Президента Украины о введении военного положения, утвержденный Верховной Радой Украины, немедленно объявляется через средства массовой информации.

Предложения относительно введения военного положения в Украине или в отдельных ее местностях Президенту Украины подает Совет национальной безопасности и обороны Украины.

Порядок введения военного положения

Режим военного положения вводится в случае вооруженной агрессии или угрозы нападения, опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности и предусматривает предоставление соответствующим органам государственной власти, военному командованию, военным администрациям и органам местного самоуправления полномочий, необходимых для предотвращения угрозы, отпора вооруженной агрессии и обеспечения национальной безопасности, устранения угрозы опасности государственной независимости Украины, ее территориальной целостности, а также временное, обусловленное угрозой, ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений.

На территориях, на которых введено военное положение, для обеспечения действия Конституции и законов Украины, обеспечения вместе с военным командованием введения и осуществления мер правового режима военного положения, обороны, гражданской защиты, общественного порядка и безопасности, охраны прав, свобод и законных интересов граждан могут образовываться временные государственные органы - военные администрации. Решение о создании военных администраций принимается Президентом Украины по представлению областных государственных администраций или военного командования.

В случае объявления указа Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях Верховная Рада Украины собирается на заседание в двухдневный срок без созыва и рассматривает вопрос об утверждении указа в порядке, установленном Конституцией Украины и Регламентом Верховной Рады Украины.

Указ Президента Украины о введении военного положения в Украине или в отдельных ее местностях, утвержденный Верховной Радой Украины, официально обнародуется вместе с законом об утверждении такого указа Президента Украины и вступает в силу одновременно с вступлением в силу такого закона.

В указе Президента Украины о введении военного положения указываются:

  1. обоснование необходимости введения военного положения;
  2. границы территории, на которой вводится военное положение, время ввода и срок, на который оно вводится;
  3. задания военного командования, военных администраций, органов государственной власти и органов местного самоуправления о введении и осуществлении мероприятий правового режима военного положения;
  4. задачи субъектам обеспечения гражданской защиты по приведению единой государственной системы гражданской защиты, ее функциональных и территориальных подсистем в готовность к выполнению задач по назначению в период;
  5. исчерпывающий перечень конституционных прав и свобод человека и гражданина, которые временно ограничиваются в связи с введением военного положения с указанием срока действия этих ограничений, а также временные ограничения прав и законных интересов юридических лиц с указанием срока действия этих ограничений;
  6. иные вопросы, вытекающие из настоящего Закона.

Какие меры и действия включает?

В Украине или в отдельных ее местностях, где введено военное положение, военному командованию предоставляется право совместно с органами исполнительной власти, Советом министров Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления, а если это невозможно - самостоятельно внедрять и осуществлять такие меры правового режима военного положения:

  1. вводить трудовую повинность для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период мобилизации и военного времени;
  2. использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде;
  3. изымать для временного использования необходимое для нужд обороны имущество;
  4. устанавливать охрану важных объектов национальной экономики Украины, которые обеспечивают жизнедеятельность населения;
  5. вводить комендантский час ;
  6. устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движение транспортных средств;
  7. проверять документы у граждан, а в случае необходимости производить досмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан, за исключением ограничений, установленных Конституцией Украины;
  8. в порядке, определенном Конституцией и законами Украины, ставить вопрос о запрете деятельности политических партий, общественных организаций, если она угрожает суверенитету, национальной безопасности Украины, ее государственной независимости и территориальной целостности, жизни граждан;
  9. осуществлять контроль за работой предприятий связи, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, театральных, концертно-зрелищных и других предприятий, учреждений и организаций культуры;
  10. в случае нарушения требований или невыполнения мер правового режима военного положения изымать у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан радио оборудование, телевизионную, видео — и аудиоаппаратуру, компьютеры, а также в случае необходимости другие технические средства связи;
  11. запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе;
  12. изымать у граждан огнестрельное оружие и боеприпасы, холодное оружие, а у предприятий, учреждений и организаций также учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества;
  13. запрещать призывникам и военнообязанным менять место жительства без ведома военного командования;
  14. устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность по расквартированию военнослужащих и размещению воинских частей, подразделений и учреждений;
  15. устанавливать порядок использования хранилищ, сооружений и других объектов для защиты населения, а также для удовлетворения нужд обороны;
  16. проводить эвакуацию населения с мест и районов, опасных для проживания, а также предприятий, учреждений, организаций и материальных ценностей, которые имеют важное государственное, хозяйственное и культурное значение;
  17. вводить в случае необходимости нормированное обеспечение населения основными продовольственными и непродовольственными товарами, лекарствами;
  18. отстранять от должностей руководителей государственных предприятий, учреждений и организаций за ненадлежащее выполнение ими своих обязанностей, назначать исполняющих обязанности руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций;
  19. принудительно отчуждать или изымать имущество у юридических и физических лиц для нужд обороны.

Какие ограничения прав граждан и бизнеса предусмотрены Законом "О правовом режиме военного положения"?

11 июня 2015 года вступил в силу Закон Украины "О правовом режиме военного положения" в новой редакции. Законом предусмотрены существенные ограничения прав и свобод граждан и субъектов предпринимательства в случае если режим военного положения будет введен в Украине или отдельных ее регионах. Подробности узнавал Prostopravo

Ограничения прав и свобод физических и юридических лиц, которые могут вводиться в период действия военного положения

На территориях, где введено военное положение, военное командование вместе с органами государственной власти и местного самоуправления могут вводить такие временные меры:

1) вводить трудовую повинность для трудоспособных лиц, не привлеченных к работе в оборонной сфере и сфере обеспечения жизнедеятельности населения и не забронированных за предприятиями, учреждениями и организациями на период действия военного положения с целью выполнения работ, имеющих оборонный характер, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, которые возникли в период действия военного положения, и привлекать их в условиях военного положения к общественно полезным работам, которые выполняются для удовлетворения потребностей Вооруженных Сил Украины, других военных формирований, правоохранительных органов и сил гражданской защиты, обеспечения функционирования национальной экономики и системы обеспечения жизнедеятельности населения и не нуждаются, как правило, в специальной профессиональной подготовке работников.

За работниками, привлеченными к выполнению общественно полезных работ, на время выполнения таких работ сохраняется прежнее место работы (должность). Порядок привлечения трудоспособных лиц в условиях военного положения к общественно полезным работам и вопросы их социальной защиты с учетом требований закона определяются Кабинетом Министров Украины

2) использовать мощности и трудовые ресурсы предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности для нужд обороны, изменять режим их работы, проводить другие изменения производственной деятельности, а также условий труда в соответствии с законодательством о труде;

3) принудительно отчуждать имущество, находящееся в частной или коммунальной собственности, изымать имущество государственных предприятий, государственных хозяйственных объединений для нужд государства в условиях правового режима военного положения в установленном законом порядке и выдавать об этом соответствующие документы установленного образца;

4) вводить комендантский час (запрет пребывания в определенный период суток на улицах и в других общественных местах без специально выданных пропусков и удостоверений), а также устанавливать специальный режим светомаскировки;

5) устанавливать особый режим въезда и выезда, ограничивать свободу передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движение транспортных средств;

6) проверять документы у лиц, а в случае необходимости проводить досмотр вещей, транспортных средств, багажа и грузов, служебных помещений и жилья граждан, за исключением ограничений, установленных Конституцией Украины;

7) запрещать проведение мирных собраний, митингов, шествий и демонстраций, других массовых мероприятий;

8) устанавливать запрет или ограничения на выбор места пребывания или места жительства лиц на территории, на которой действует военное положение;

9) регулировать работу предприятий телекоммуникаций, полиграфических предприятий, издательств, телерадиоорганизаций, телерадиоцентров и других предприятий, учреждений, организаций и учреждений культуры и средств массовой информации, а также использовать местные радиостанции, телевизионные центры и типографии для военных нужд и проведения разъяснительной работы среди войск и населения; запрещать работу приемо-передающих радиостанций личного и коллективного пользования и передачу информации через компьютерные сети;

12) в случае нарушения требований или невыполнения мер правового режима военного положения изымать у предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности, отдельных граждан телекоммуникационное оборудование, телевизионную, видео- и аудиоаппаратуру, компьютеры, а также в случае необходимости другие технические средства связи;

13) запрещать торговлю оружием, сильнодействующими химическими и ядовитыми веществами, а также алкогольными напитками и веществами, произведенными на спиртовой основе;

14) устанавливать особый режим в сфере производства и реализации лекарственных средств, которые имеют в своем составе наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, другие сильнодействующие вещества, перечень которых определяется Кабинетом Министров Украины;

15) изымать у предприятий, учреждений и организаций учебную и боевую технику, взрывчатые, радиоактивные вещества и материалы, сильнодействующие химические и ядовитые вещества;

16) запрещать гражданам, состоящим на воинском или специальном учете в Министерстве обороны Украины, Службе безопасности Украины или Службе внешней разведки Украины, менять место жительства (место нахождения) без разрешения военного комиссара или руководителя соответствующего органа Службы безопасности Украины или Службы внешней разведки Украины; ограничивать прохождение альтернативной (невоенной) службы;

17) устанавливать для физических и юридических лиц военно-квартирную повинность по расквартированию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава правоохранительных органов, личного состава службы гражданской защиты, эвакуированного населения и размещения воинских частей, подразделений и учреждений.

В то же время, В условиях военного положения не могут быть ограничены права и свободы человека и гражданина, предусмотренных частью второй статьи 64 Конституции Украины.

В процессе трудовой деятельности лиц, в отношении которых введена трудовая повинность, обеспечивается соблюдение таких стандартов, как минимальная заработная плата, минимальный срок отпуска и время отдыха между сменами, максимальное рабочее время, учет состояния здоровья лица и тому подобное.

Возмещение убытков, причиненных при введении военного положения

Принудительное отчуждение имущества, находящегося в частной или коммунальной собственности, в условиях правового режима военного положения, если не было осуществлено предварительное полное возмещение стоимости такого имущества, влечет за собой следующее полное возмещение его стоимости в порядке, определенном законом.

Если имущество, которое было принудительно отчуждено у юридических и физических лиц, после отмены правового режима военного положения сохранилось, бывший собственник или уполномоченное им лицо вправе требовать в судебном порядке возврата такого имущества на условиях, определенных законом.

Также бывший владелец имущества, принудительно отчужденного в связи с введением и осуществлением мер правового режима военного положения, может требовать взамен предоставления ему другого имущества, если это возможно.

Режим повышенной готовности

В соответствии с Кодексом гражданской защиты система государственной гражданской защиты может функционировать в таких режимах:

  • Повседневного функционирования;
  • Повышенной готовности;
  • Чрезвычайной ситуации;
  • Чрезвычайного положения.

Режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации устанавливаются решением Кабинета Министров, Совета Министров АРК, областных, Киевской и Севастопольской городских администраций на всей территории Украины или в отдельной ее части. В отличие от чрезвычайного положения, которое вводится на территории Украины указом Президента и утверждается парламентом.

Чрезвычайная ситуация, согласно определению ст.2  Кодекса гражданской защиты Украины, – это обстановка на отдельной территории или субъекте хозяйствования на ней или водном объекте, которая характеризуется нарушением нормальных условий жизнедеятельности населения, вызванным катастрофой, аварией, пожаром, стихийным бедствием, эпидемией, эпизоотией, эпифитотией, применением средств поражения или другим опасным событием, которое привело (или может привести) к возникновению угрозы жизни или здоровью населения, большому количеству погибших и пострадавших, нанесению значительных материальных убытков, а также к невозможности проживания населения на такой территории или объекте, осуществлению на ней хозяйственной деятельности.

Режим повышенной готовности вводится, когда есть угроза возникновения чрезвычайной ситуации. В этом случае проводятся проверки относительно соблюдения требований законодательства в сфере гражданской защиты государственными органами на предмет готовности к возникновению чрезвычайной ситуации, а именно, готовности пунктов управления, защитных сооружений и планов гражданской защиты на особый период. Эти проверки Кабинет Министров поручил проводить созданной им Государственной службе по чрезвычайным ситуациям и проходить они будут в течение февраля-марта 2015 года.

Для простых же граждан введение правового режима повышенной готовности не означает ограничения каких-либо прав или свобод человека и гражданина, в отличие от чрезвычайного положения, когда такое ограничение допускается.  В то же время, не лишним будет напомнить о правах и обязанностях граждан в сфере гражданской защиты.

Права и обязанности граждан в сфере гражданской защиты

Граждане Украины имеют право на:

  1. получение информации о чрезвычайных ситуациях или опасных событиях, которые возникли или могут возникнуть, в том числе в доступной для лиц с нарушениями зрения и слуха форме;
  2. обеспечение средствами коллективной и индивидуальной защиты и их использование;
  3. обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления по вопросам защиты от чрезвычайных ситуаций;
  4. участие в работах по предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в составе добровольных формирований гражданской защиты;
  5. получение заработной платы за работу по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации в случае привлечения к таким работам по трудовым договорам;
  6. социальную защиту и возмещение в соответствии с законодательством вреда, причиненного их жизни, здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций или проведение работ по предотвращению и ликвидации последствий;
  7. медицинскую помощь, социально-психологическую поддержку и медико-психологическую реабилитацию в случае получения физических и психологических травм.

Граждане Украины обязаны:

  1. соблюдать правила поведения, безопасности и действий в чрезвычайных ситуациях;
  2. соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, охраны труда, которые могут привести к чрезвычайной ситуации;
  3. изучать способы защиты от чрезвычайных ситуаций и действий в случае их возникновения, предоставление домедицинской помощи пострадавшим, правила пользования средствами защиты;
  4. сообщать службе экстренной помощи населению о возникновении чрезвычайных ситуаций;
  5. в случае возникновения чрезвычайной ситуации до прибытия аварийно-спасательных подразделений принимать меры для спасения населения и имущества;
  6. соблюдать противоэпидемический, противоэпизоотический и противоэпифитотический режим, режим радиационной защиты;
  7. выполнять правила пожарной безопасности, обеспечивать здания, принадлежащие им на праве частной собственности, первичными средствами пожаротушения, обучать детей осторожному обращению с огнем.

Читайте также:

Все статьи раздела

Поиск юридических услуг в сфере уголовного права

Нуждаетесь в юридической помощи?