Права потребителя в сфере услуг

Большинство потребителей досконально знают свои права при покупке товара надлежащего или ненадлежащего качества, однако мало кто знает, что делать, когда речь идет не о товаре, а об услуге. Можно ли отказаться от услуги и на каком этапе, что делать, если работа выполнена, но не вовремя или некачественно, на какую компенсацию может рассчитывать потребитель в этом случае? На эти и другие вопросы постарается ответить Prostopravo

Права потребителя в случае нарушения сроков

Потребитель вправе отказаться от договора о выполнении работ  или оказании услуг и требовать возмещения убытков, если исполнитель своевременно не приступил к выполнению обязательств по договору или выполняет работу настолько медленно, что закончить ее в определенный срок становится невозможным.

Но если к этому времени значительную часть объема услуги или работы (свыше семидесяти процентов общего объема) уже выполнили, потребитель имеет право расторгнуть договор только по той части услуги или работы, которая осталась.

Также, если во время выполнения работ (оказания услуг) станет очевидным, что они не будут выполнены по вине исполнителя согласно условиям договора, потребитель имеет право назначить исполнителю соответствующий срок для устранения недостатков, а в случае невыполнения этого требования в определенный срок - разорвать договор и требовать возмещения убытков или поручить исправление недостатков третьему лицу за счет исполнителя.

В случае если исполнитель не может выполнить (просрочил выполнение) работу (предоставление услуги) согласно договору, за каждый день (каждый час, если продолжительность выполнения определена в часах) просрочки потребителю уплачивается пеня в размере трех процентов стоимости работы (услуги), если иное не предусмотрено законодательством. В случае если стоимость работы (услуги) не определена, исполнитель уплачивает потребителю неустойку в размере трех процентов общей стоимости заказа.

Уплата исполнителем неустойки (пени), установленной в случае неисполнения, просрочки исполнения или иного ненадлежащего исполнения обязательства, не освобождает его от исполнения обязательства в натуре.

Если работа выполнена некачественно

В случае обнаружения недостатков в выполненной работе (предоставленной услуге) потребитель вправе по своему выбору потребовать:

  1. безвозмездного устранения недостатков в разумный срок;
  2. соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  3. безвозмездного изготовления другой вещи из такого же материала и такого же качества или повторного выполнения работы;
  4. возмещения причиненных ему убытков с устранением недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или с привлечением третьего лица;
  5. реализации других прав, предусмотренных действующим законодательством на день заключения соответствующего договора.

Указанные требования подлежат удовлетворению в случае обнаружения недостатков во время приемки выполненной работы (оказанной услуги) или во время работы (оказания услуги), а в случае невозможности выявления недостатков при приеме выполненной работы (оказанной услуги) - в течение гарантийного или другого срока, установленного договором или в течение двух лет со дня принятия выполненной работы (оказанной услуги) в случае отсутствия гарантийного или другого срока, установленного законодательством или договором.

При наличии в работе (услуге) существенных недостатков потребитель имеет право требовать расторжения договора и возмещения убытков. Если существенные недостатки были выявлены в работе (услуге), выполненной из материала потребителя, потребитель имеет право требовать по своему выбору или выполнения ее из такого же материала исполнителя, или расторжения договора и возмещения убытков. Указанные требования могут быть предъявлены потребителем в течение сроков, предусмотренных нормативно-правовыми актами и нормативными документами, условиями договора, а в случае отсутствия таких сроков - в течение десяти лет.

Однако исполнитель не несет ответственности за неисполнение, просрочку исполнения или иное ненадлежащее исполнение обязательства и недостатки в выполненных работах или оказанных услугах, если он докажет, что они возникли по вине самого потребителя или вследствие действия непреодолимой силы.

Право на отказ

Если после заключения договора станет очевидным, что работы (услуги), учитывая их цену и характеристики или другие обстоятельства, явно не удовлетворят интересы или требования потребителя, исполнитель обязан немедленно сообщить об этом потребителю. Исполнитель обязан таким же образом сообщить потребителю, если стоимость работ (услуг) может существенно возрасти, чем можно было ожидать при заключении договора.

В этих случаях потребитель вправе отказаться от договора о выполнении работ (оказании услуг) без штрафных санкций со стороны исполнителя.  

В иных случаях договор об оказании услуг (выполнении работ) может быть расторгнут, в том числе путем одностороннего отказа потребителя, если это предусмотрено законом или самим договором. Порядок и последствия такого расторжения также определяются по договоренности сторон.

Если во время выполнения работ (оказания услуг) возникает необходимость в дополнительных работах (услугах), которые не были предусмотрены условиями договора, исполнитель обязан получить от потребителя разрешение на выполнение таких работ (оказания услуг).

Любые дополнительные работы (услуги), выполненные исполнителем без согласия потребителя, не создают для потребителя каких-либо обязательств по их оплате.

Видео

Вы знали о том, что права потребителя зачастую нарушаются еще в процессе продажи товара или услуги? О ситуациях из жизни, а также о том, к кому обращаться с жалобами, рассказывается в данном видео.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.


Не пропустите новые статьи!





Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!


Следить за успехами малыша можно на канале BasketBoy TV. Подписывайтесь!