Порядок оказания неотложной медицинской помощи согласно ЗУ "Об экстренной медицинской помощи"

1 января 2013 года вступил в силу Закон Украины "Об экстренной медицинской помощи" а также ряд подзаконных нормативных актов в сфере оказания населению экстренной медицинской помощи. Как оказывают неотложную медицинскую помощь населению Украины с начала 2013 года выяснял Prostopravo.com.ua

Экстренная медицинская помощь согласно ЗУ «Об экстренной медицинской помощи» заключается в осуществлении работниками системы экстренной медицинской помощи  неотложных организационных, диагностических и лечебных мероприятий, направленных на спасение и сохранение жизни человека в неотложном состоянии и минимизацию последствий влияния такого состояния на здоровье.

Закон устанавливает право  каждого гражданина Украины и любого другого лица на территории Украины на бесплатную, доступную, своевременную и качественную экстренную медицинскую помощь. Это право предусматривает возможность:  осуществить вызов экстренной медицинской помощи,  обратиться за получением экстренной медицинской помощи в ближайшее отделение экстренной (неотложной) медицинской помощи или другое учреждения здравоохранения, сообщить лечащему врачу или работнику ближайшего учреждения здравоохранения независимо от формы собственности и подчинения о своем неотложном состояние или о неотложном состоянии другого человека.

Кстати, в случае выявления человека в неотложном состоянии, который не может лично обратиться за предоставлением экстренной медицинской помощи, и при отсутствии медицинских работников на месте происшествия любой человек обязан:

  • немедленно осуществить вызов экстренной медицинской помощи или сообщить об обнаружении человека в неотложном состоянии и о месте происшествия работнику ближайшего учреждения здравоохранения или любому лицо, которое обязано предоставлять домедицинскую  помощь и находится вблизи места происшествия;
  • а также, по возможности, предоставить обнаруженной человеку в неотложном состоянии необходимую помощь, в том числе путем перевозки такого человека до ближайшего к месту происшествия отделения экстренной (неотложной) медицинской помощи или другого учреждения здравоохранения, в котором может быть обеспечено предоставление необходимой медицинской помощи.

Более того, каждый, кто обнаружил человека в неотложном состоянии, имеет право обратиться к предприятиям, учреждениям и организациям с просьбой предоставить транспортное средство для перевозки такого человека до ближайшего к месту происшествия отделению экстренной (неотложной) медицинской помощи или другому учреждения здравоохранения. А предприятия, физические лица - предприниматели, а также водители, в свою очередь, обязаны обеспечить бесплатную перевозку имеющимся в их распоряжении транспортом человека, находящегося в неотложном состоянии.

Медицинские работники отделения экстренной (неотложной) медицинской помощи обязаны оказать экстренную медицинскую помощь пациенту, с момента прибытия такого пациента в это отделение независимо от того, сопровождает его бригада экстренной (скорой) медицинской помощи или другие лица.

Отказ в принятии пациента, который нуждается в экстренной медицинской помощи, или несвоевременное предоставление экстренной медицинской помощи пациенту не допускается и влечет за ответственность, определенную законом.

Система экстренной медицинской помощи состоит из центров экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, станций экстренной (скорой) медицинской помощи, бригад экстренной (скорой) медицинской помощи и отделений экстренной (неотложной) медицинской помощи.

Собственно все вызовы экстренной медицинской помощи поступают в оперативно-диспетчерскую службу центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, которая обрабатывает информацию о происшествии и состоянии пациента и передает вызов на станцию экстренной медицинской помощи и соответствующей бригаде экстренной медицинской помощи, а также определяет учреждение здравоохранения, куда бригада должна доставить пациента.

Вызов экстренной медицинской помощи осуществляется бесплатно по единому телефонному номеру вызова экстренной медицинской помощи 103 или по единому телефонному номеру вызова экстренной помощи 112.

Все обращения в зависимости от состояния пациента делятся на экстренные и неэкстренные.

В случае экстренного обращения бригада скорой медицинской помощи должна прибыть на место происшествия в течение 10 минут, а в населенных пунктах за пределами города — 20 минут с момента получения обращения. С учетом метеорологических условий, сезонных особенностей и эпидемиологической ситуации, а также состояния дорог эти нормативы могут быть превышены, но не более чем на 10 минут.

К категории экстренных относятся обращения относительно пациента, который находится в неотложном состоянии, сопровождающимся обмороком;  судорогами;  внезапным расстройством дыхания;  внезапной болью в области сердца;  рвотой кровью;  острой болью в брюшной полости;  внешней кровотечением;  признаками острых инфекционных заболеваний;  острыми психическими расстройствами, которые угрожают жизни и здоровью пациента и / или других лиц. К категории экстренных также относятся состояния, обусловленные   всеми видами травм (ранения, переломы, вывихи, ожоги, тяжелые ушибы, травмы головы);  поражением электрическим током, молнией, тепловыми ударами, переохлаждением, асфиксией всех видов (утопление, попадание посторонних предметов в дыхательные пути);  повреждениями различной этиологии во время чрезвычайных ситуаций (дорожно-транспортные происшествия, аварии на производстве, стихийные бедствия и т.п.);  отравлениями, укусами животных, змей, пауков и насекомых;  нарушением нормального течения беременности (преждевременные роды, кровотечение и др.).

К категории экстренных относятся также обращения медицинских работников по транспортировке пациентов, находящихся в состоянии, требующем обязательного медицинского сопровождения и срочной госпитализации в стационарные учреждений здравоохранения.

К категории неэкстренных относятся обращения относительно пациента, состояние которого не является неотложным и сопровождается:  внезапным повышением температуры тела с кашлем, насморком, болью в горле;  головной болью, головокружением, слабостью;  болью в пояснице, суставах (радикулит, остеохондроз, артрит, артроз и др.);  повышением артериального давления;  болевым синдромом у онкологических больных;  алкогольным, наркотическим, токсическим абстинентным синдромом. Также к категории неэкстренных относятся вызовы, связанные с  обострением хронических заболеваний у пациентов, находящихся под наблюдением семейного или участкового врача по поводу гипертонической болезни, язвы желудка и двенадцатиперстной кишки, хронического воспаления печени, желчного пузыря, кишечника, болезни почек, суставов т.д..

Диспетчер оперативно-диспетчерской службы центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, получив такой вызов, перенаправляет обращения, относящиеся к категории неэкстренных, в соответствующие учреждения здравоохранения первичной медико-санитарной помощи в порядке, и только в случае отсутствия такой возможности - направляет к пациенту бригаду экстренной (скорой) медицинской помощи, которая не выполняет экстренные вызовы, в течение 1 часа с момента получения обращения.

Видео путеводитель

Вы знали о том, что права потребителя зачастую нарушаются еще в процессе продажи товара или услуги? О ситуациях из жизни, а также о том, к кому обращаться с жалобами, рассказывается в данном видео.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.


Не пропустите новые статьи!





Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!


Следить за успехами малыша можно на канале BasketBoy TV. Подписывайтесь!