Медицинская реформа: кто и за что будет платить?

19.10.2017 г. был принят Закон «О государственных финансовых гарантиях медицинского обслуживания населения» и дано начало реформированию медицины в Украине. Подробнее о медицинской реформе, выборе семейного врача в Киеве и других городах Украины, правилах подписания декларации о выборе врача пациентом - расскажет Prostopravo.

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Новые понятия в медицине

  2. Программа медицинских гарантий

  3. Как будет работать новая система медицины?

  4. Электронная система здравоохранения

  5. Сроки проведения реформы здравоохранения

  6. Медицинские учреждения будут реорганизованы и получат финансовую автономию

    6.1 Из учреждений - в казенные и некоммерческие предприятия

    6.2 Финансирование здравоохранения

  7. Каким будет медицинское обслуживание в сельской местности после проведения медицинской реформы?

    7.1 Как будет развиваться медицина в селе?

    7.2 Как будет организовано медицинское обслуживание в селе?

    7.3 Как будет финансироваться медицина в селе?

    7.4 Что такое телемедицина?

  8. Новый порядок предоставления первичной медицинской помощи с 1 июля 2018 года

    8.1 Диагностика и лечение

    8.2 Наблюдение беременности и детей до 3 лет

    8.3 Вакцинация

    8.4 Обязательные профилактические осмотры

    8.5 Рецепты на лекарства

    8.6 Визиты на дом и скорая помощь

    8.7 Запись на прием

  9. Как выбрать врача и подписать с ним декларацию?

  10. Алгоритм подписания Декларации


Новые понятия в медицине

Законопроектом вводится ряд новых терминов, как-то:

  • программа государственных гарантий медицинского обслуживания населения (программа медицинских гарантий) - программа, которая определяет перечень и объем медицинских услуг (включая медицинские изделия) и лекарственных средств, полную оплату предоставления которых пациентам государство гарантирует за счет средств Государственного бюджета Украины согласно тарифу, для профилактики, диагностики, лечения и реабилитации в связи с болезнями, травмами, отравлениями и патологическими состояниями, а также в связи с беременностью и родами;
  • электронная система здравоохранения- информационно-телекоммуникационная система, которая, в частности, обеспечивает автоматизацию ведения учета медицинских услуг и управления медицинской информацией путем создания, размещения, публикации и обмена информацией, данными и документами в электронном виде, в состав которой входят центральная база данных и электронные медицинские информационные системы, между которыми обеспечен автоматический обмен информацией, данными и документами через открытый программный интерфейс (АРI);
  • реимбурсация - механизм полного или частичного возмещения субъектам хозяйствования, которые осуществляют деятельность по розничной торговле лекарственными средствами, стоимости лекарственных средств, которые были отпущены пациенту на основании рецепта, за счет средств Государственного бюджета Украины.

Программа медицинских гарантий

В рамках программы медицинских гарантий государство гарантирует гражданам, иностранцам, лицам без гражданства, которые постоянно проживают на территории Украины, и лицам, признанным беженцами или лицами, нуждающимися в дополнительной защите, полную оплату за счет средств Государственного бюджета Украины необходимых им медицинских услуг и лекарственных средств, связанных с предоставлением:

  1. экстренной медицинской помощи;
  2. первичной медицинской помощи;
  3. вторичной (специализированной) медицинской помощи;
  4. третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи;
  5. паллиативной помощи;
  6. медицинской реабилитации;
  7. медицинской помощи детям до 16 лет;
  8. медицинской помощи в связи с беременностью и родами.

Иностранцам и лицам без гражданства, которые временно находятся на территории Украины, в рамках программы медицинских гарантий государство обеспечивает оплату необходимых медицинских услуг и лекарственных средств, связанных с оказанием экстренной медицинской помощи. Такие лица обязаны компенсировать государству полную стоимость оказанных медицинских услуг и лекарственных средств в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины, если иное не предусмотрено международными договорами или законами Украины. Медицинские услуги и лекарственные средства, связанные с предоставлением других видов медицинской помощи, оплачиваются иностранцами и лицами без гражданства, которые временно находятся на территории Украины, за счет собственных средств, средств добровольного медицинского страхования или других источников, не запрещенных законодательством. 

Программой медицинских гарантий определяются перечень и объем медицинских услуг и лекарственных средств, оплата которых гарантируется за счет средств Государственного бюджета Украины. Медицинские услуги и лекарственные средства, не включенные в программу медицинских гарантий, не подлежат оплате за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных на реализацию программы медицинских гарантий, но могут покрываться за счет средств Государственного бюджета Украины, предусмотренных на реализацию соответствующих государственных программ и мероприятий, местных бюджетов, медицинского страхования, юридических и физических лиц и других источников, не запрещенных законодательством.

Объем средств Государственного бюджета Украины, направляемых на реализацию программы медицинских гарантий, ежегодно определяется в Законе Украины о Государственном бюджете Украины как доля валового внутреннего продукта (в процентах) в размере не менее 5 процентов валового внутреннего продукта Украины. Расходы на программу медицинских гарантий являются защищенным статьям расходов бюджета.

Как будет работать новая система?

Пациент (его законный представитель) реализует свое право на выбор врача путем подачи предоставителю медицинских услуг декларации о выборе врача, который оказывает первичную медицинскую помощь.

Поставщикам медицинских услуг запрещается отказывать в принятии декларации о выборе врача, который оказывает первичную медицинскую помощь, и ведении пациента, в частности, на основании наличия у пациента хронического заболевания, возраста, пола, социального статуса, материального положения, зарегистрированного места жительства и т.д., кроме случаев , предусмотренных законодательством.

Предоставление медицинских услуг и лекарственных средств по программе медицинских гарантий, связанных с вторичной (специализированной), третичной (высокоспециализированной), паллиативной медицинской помощью и медицинской реабилитацией, осуществляется по направлению врача, оказывающего первичную медицинскую помощь, или лечащего врача в порядке , предусмотренном законодательством, кроме случаев, когда в соответствии с законодательством направление врача не требуется.

При оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях лекарственные средства по программе медицинских гарантий предоставляются пациенту на основании рецепта врача субъектом хозяйствования, который осуществляет деятельность по розничной торговле лекарственными средствами и заключил договор о реимбурсации с уполномоченным органом.

Предоставитель медицинских услуг обязан проинформировать пациента о медицинских услугах и лекарственных средствах, которые пациент может получить в этом поставщика по программе медицинских гарантий.

Для всей территории Украины устанавливаются единые тарифы оплаты предоставления медицинских услуг, лекарственных средств и медицинских изделий, размеры реимбурсации лекарственных средств, предоставляемых пациентам по программе медицинских гарантий.

Оплата согласно тарифу гарантирована всем поставщикам медицинских услуг в соответствии с заключенными с ними договорами о медицинском обслуживании населения.

К тарифам могут применяться корректирующие коэффициенты, размеры и основания применения которых являются едиными для всей территории Украины.

Поставщикам медицинских услуг, которые являются государственными и коммунальными учреждениями здравоохранения, запрещается требовать от пациентов вознаграждение в любой форме за медицинские услуги и лекарственные средства, предоставленные по программе медицинских гарантий. Такие действия являются основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной договором о медицинском обслуживании населения, в том числе одностороннего расторжения договора по инициативе Уполномоченного органа.

Электронная система здравоохранения

Порядок функционирования электронной системы здравоохранения утверждается Кабинетом Министров Украины с учетом требований законодательства о защите персональных данных. Доступ к данным о пациенте, содержащимся в электронной системе здравоохранения, возможен только в случае получения согласия такого пациента (его законного представителя) в письменной форме или в форме, что позволяет сделать вывод о предоставлении согласия.

Без согласия доступ к информации о пациенте возможен в случаях: наличия признаков прямой угрозы жизни пациента; при невозможности получения согласия такого пациента или его законных представителей (до времени, когда получение согласия станет возможным) по решению суда.

Подписывая декларацию о выборе врача, который оказывает первичную медицинскую помощь, пациент (его законный представитель) дает согласие на доступ к данным о нем, содержащимся в электронной системе здравоохранения, такому врачу, а также другим врачам по его направлению в пределах, необходимых для предоставления медицинских услуг.

Сроки проведения реформы здравоохранения

С 1 января 2018 вводится реализация государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий для первичной медицинской помощи

Временно, в течение 2018-2019 годов, по решению Кабинета Министров Украины допускается финансирование оказания первичной медицинской помощи коммунальными учреждениями здравоохранения, которые не заключили договоры о медицинском обслуживании населения с Уполномоченным органом, путем предоставления субвенций из государственного бюджета соответствующим местным бюджетам. Условия, порядок и сроки предоставления такой субвенции определяются Кабинетом Министров Украины. В течение 2018-2019 годов реализация государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий постепенно вводится для других видов медицинской помощи, в том числе путем реализации пилотных проектов для соответствующих видов медицинских услуг, отдельных учреждений здравоохранения, населенных пунктов или регионов. Порядок реализации таких проектов, перечень медицинских услуг и лекарственных средств, оплачиваемых за счет средств Государственного бюджета Украины, тарифы и корректирующие коэффициенты устанавливаются Кабинетом Министров Украины.

С 1 января 2020 реализация государственных гарантий медицинского обслуживания населения по программе медицинских гарантий осуществляется в соответствии с настоящим Законом для всех видов медицинской помощи. Поэтому определиться с выбором врача и подписать с ним декларацию пациенту нужно до этой даты, в противном случае он не сможет рассчитывать на бесплатное медицинское обслуживание.

Медицинские учреждения будут реорганизованы и получат финансовую автономию

6 апреля 2017 года был принят Закон "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования законодательства по вопросам деятельности учреждений здравоохранения". Предложено реорганизовать государственные и коммунальные учреждения здравоохранения и предоставить им некоторую финансовую автономию.

На сегодняшний день, большинство учреждений здравоохранения, которые существуют в форме бюджетных учреждений, не имеют достаточного уровня самостоятельности при принятии решений по вопросам текущего управления и деятельности. Учреждения здравоохранения ограничены в возможности самостоятельного определения целей и приоритетов для использования бюджетных ресурсов. Направления использования бюджетных средств жестко регламентированы согласно смете. Даже в случае экстренной необходимости, учреждения здравоохранения не могут перераспределять средства из одной статьи бюджета в другую (например, приобрести дополнительные лекарства за счет экономии на коммунальных услугах). Поэтому предложено изменить организационно-правовую форму медицинских учреждений и подходы к их финансированию.

При этом в соответствии со статьей 49 Конституции Украины существующая сеть государственных и коммунальных учреждений здравоохранения не будет сокращена. Согласно законопроекту государственные и коммунальные учреждения здравоохранения будут оставаться в государственной и коммунальной собственности, и не будут подлежать приватизации.

Из учреждений – в казенные и некоммерческие предприятия

По организационно-правовой форме учреждения здравоохранения государственной собственности смогут образовываться и функционировать как казенные предприятия или государственные учреждения. По организационно-правовой форме учреждения здравоохранения коммунальной собственности будут образовываться и функционировать как коммунальные некоммерческие предприятия или коммунальные учреждения. Учреждения же здравоохранения частной собственности не ограничены в выборе организационно-правовой формы.

Государственные и коммунальные учреждения здравоохранения - бюджетные учреждения могут реорганизовываться в казенные предприятия или коммунальные некоммерческие предприятия.

Изменение основного вида деятельности государственного и коммунального учреждения здравоохранения по медицинскому обслуживанию населения (медицинская практика) в связи с изменением его организационно-правовой формы запрещается.

Не подлежат реорганизации в казенные предприятия и / или коммунальные некоммерческие предприятия учреждения здравоохранения Министерства обороны Украины, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, Государственной пограничной службы Украины, Государственной пенитенциарной службы Украины, а также другие учреждения здравоохранения в соответствии с перечнем, утвержденным Кабинетом Министров Украины.

Также предусмотрен упрощенный порядок реорганизации медицинских учреждений  до 31 декабря 2018. При этом:

  1. кредиторы государственных и коммунальных учреждений здравоохранения, которые реорганизуются, не вправе требовать от них выполнения необеспеченных обязательств, прекращения или досрочного исполнения обязательства, или обеспечения исполнения обязательства. Согласие кредитора на замену должника в обязательстве в таком случае не требуется;
  2. обязательная оценка имущества, предусмотренная Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине», для учреждений здравоохранения, которые реорганизуются в соответствии с этим Законом, не применяется;
  3. увольнение работников учреждений, которые реорганизуются, допускается только в случае, если невозможно перевести работника с его согласия на другую работу;
  4. казенные предприятия и коммунальные некоммерческие предприятия, которые образуются в результате реорганизации государственных и коммунальных учреждений здравоохранения, являются правопреемниками всех прав и обязанностей соответствующих бюджетных учреждений. Имущество, передаваемое от государственных и коммунальных учреждений здравоохранения - бюджетных учреждений в соответствующие казенные предприятия и коммунальные некоммерческие предприятия, образованные в результате реорганизации, закрепляется за ними на праве оперативного управления;
  5. передача недвижимого имущества от государственных и коммунальных учреждений здравоохранения - бюджетных учреждений в казенные предприятия и коммунальные некоммерческие предприятия, возникающих в результате реорганизации таких учреждений, осуществляется на основании данных бухгалтерского учета соответствующих бюджетных учреждений по такому имуществу и результатов обязательной его инвентаризации;
  6. средства, не использованные государственным или коммунальным учреждением здравоохранения (кроме государственных и коммунальных учреждений) в течение бюджетного периода, не изымаются и могут быть использованы в дальнейшем исключительно с целью финансирования деятельности государственного или коммунального учреждения здравоохранения, в том числе для обновления материально-технической базы, с учетом требований законодательства и учредительных документов.

Неиспользование государственным или коммунальным учреждением здравоохранения бюджетных средств и / или средств, полученных по договорам о медицинском обслуживании населения, не может быть основанием для уменьшения объема бюджетных средств, которые будут перечислены такому учреждению здравоохранения в следующем бюджетном периоде, при условии надлежащего исполнения договоров о медицинском обслуживании населения.

Финансирование здравоохранения

Финансовое обеспечение здравоохранения может осуществляться за счет средств Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, средств юридических и физических лиц, а также из других источников, не запрещенных законом.

Уровень финансового обеспечения здравоохранения рассчитывается на основании научно обоснованных нормативов. Средства Государственного бюджета Украины и местных бюджетов, предназначенные на здравоохранение, используются, в частности, для обеспечения медицинской помощи населению, финансирования государственных целевых и местных программ здравоохранения и фундаментальных научных исследований в этой сфере. Финансовое обеспечение государственных и коммунальных учреждений здравоохранения - бюджетных учреждений осуществляется в соответствии с бюджетным законодательством.

Медицинская помощь оказывается бесплатно за счет бюджетных средств в учреждениях здравоохранения и физическими лицами - предпринимателями, которые зарегистрированы и получили в установленном законом порядке лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, с которыми главными распорядителями бюджетных средств заключены договоры о медицинском обслуживании населения. Договоры о медицинском обслуживании заключаются в пределах бюджетных средств, предусмотренных на здравоохранение на соответствующий бюджетный период, на основании стоимости и объема услуг по медицинскому обслуживанию, заказчиком которых является государство или органы местного самоуправления. Стоимость услуги по медицинскому обслуживанию рассчитывается с учетом структуры расходов, необходимых для предоставления такой услуги в соответствии с отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения. Методика расчета стоимости услуги по медицинскому обслуживанию, перечень платных услуг по медицинскому обслуживанию утверждаются Кабинетом Министров Украины. Требования к поставщикам услуг по медицинскому обслуживанию населения, с которым главными распорядителями бюджетных средств заключаются договоры о медицинском обслуживании населения, порядок заключения таких договоров и типовая форма договора утверждается Кабинетом Министров Украины. Учреждения здравоохранения могут использовать для повышения уровня качества медицинского обслуживания населения средства, полученные от юридических и физических лиц, если иное не установлено законом. Учреждения здравоохранения устанавливают плату за услуги по медицинскому обслуживанию, предоставляемые вне договора о медицинском обслуживании населения.

Каким будет медицинское обслуживание в сельской местности после проведения медицинской реформы?

Повышение доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности провозглашается одним из приоритетных направлений государственной политики в сферах здравоохранения и регионального развития.

Повышение доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности обеспечивается путем выполнения государственных целевых программ, направленных на улучшение, сохранение и восстановление здоровья населения, предоставления субвенций из Государственного бюджета Украины местным бюджетам для развития охраны здоровья в сельской местности, а также надлежащего контроля за целевым и эффективным расходованием средств, направленных на выполнение указанных мероприятий.

Как будет развиваться медицина в селе?

Государство будет обеспечивать выполнение мероприятий по повышению доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности по следующим основным направлениям:

  1. максимальное приближение качественного медицинского обслуживания к населению путем содействия развитию деятельности по медицинскому обслуживанию в сельской местности, совершенствование сети учреждений здравоохранения, в том числе центров первичной медицинской (медико-санитарной) помощи, и материально-технической базы таких учреждений, создание условий для проведение в сельской местности ежегодных выездных приемов врачами-специалистами;
  2. внедрение современных технологий по медицинскому обслуживанию в сельской местности, в том числе с использованием средств телемедицины;
  3. разработка и реализация программ по медицинскому обслуживанию в сельской местности по диагностике, лечению, реабилитации и профилактике онкологических и других заболеваний населения, прежде всего детей;
  4. предоставление медицинских услуг, предусмотренных программой государственных гарантий медицинского обслуживания населения за счет государственного бюджета в порядке, определенном законом;
  5. содействие повышению доступности в сельской местности к эффективным, качественным и необходимым лекарственным средствам и изделиям медицинского назначения;
  6. внедрение действенных механизмов привлечения к медицинскому обслуживанию в сельской местности квалифицированных медицинских и фармацевтических работников, в частности путем создания для таких работников дополнительных гарантий оплаты труда и условий труда, включая обеспечение необходимым медицинским оборудованием и специальным транспортом, а также содействие повышению уровня профессиональных знаний и практических навыков таких работников;
  7. развитие необходимой телекоммуникационной инфраструктуры, включая обеспечение учреждений здравоохранения в сельской местности широкополосным доступом к сети Интернет, необходимым программным обеспечением, компьютерным и другим оборудованием с целью введения функционирования электронной системы здравоохранения, электронных рецептов, организации оказания первичной , вторичной (специализированной) и третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи с применением телемедицины;
  8. развитие транспортной инфраструктуры, создание условий для применения авиационных, водных, автомобильных специальных санитарных транспортных средств, в том числе оборудованных реанимационными средствами для оказания медицинской помощи в сельской местности;
  9. привлечение инвестиций в развитие медицинского обслуживания в сельской местности, содействие расширению государственно-частного партнерства и осуществлению благотворительной деятельности в сфере здравоохранения.

Как будет организовано медицинское обслуживание в селе?

Медицинское обслуживание в сельской местности будут обеспечивать учреждения здравоохранения, в том числе центры первичной медицинской (медико-санитарной) помощи, в состав которых могут входить фельдшерско-акушерские или фельдшерские пункты, амбулатории, медицинские пункты, медицинские кабинеты, мобильные медицинские кабинеты, аптечные пункты.

Центры первичной медицинской (медико-санитарной) помощи с целью повышения доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности взаимодействуют с учреждениями здравоохранения, обеспечивающими предоставление вторичной (специализированной), третичной (высокоспециализированной), экстренной, паллиативной медицинской помощи, медицинской реабилитации, в том числе с помощью интегрированных информационных систем.

Кабинет Министров Украины определяет порядок и критерии обеспечения за счет средств государственного бюджета учреждений здравоохранения в сельской местности оборудованием и транспортными средствами, необходимыми для медицинского обслуживания населения (компьютерным и медицинским оборудованием, санитарным транспортом и т.д.).

Как будет финансироваться медицина в селе?

Финансирование мероприятий по повышению доступности и качества медицинского обслуживания в сельской местности осуществляется за счет:

  1. средств Государственного бюджета Украины в порядке, определенном законом;
  2. средств местных бюджетов;
  3. других источников, не запрещенных законодательством.

Государство гарантирует полную оплату за счет средств государственного бюджета предоставления гражданам медицинских услуг, в том числе с применением телемедицины, предусмотренных программой государственных гарантий медицинского обслуживания населения.

Что такое «телемедицина»?

Телемедицина - комплекс действий, технологий и мер, применяемых при оказании медицинской помощи с использованием средств дистанционной связи для обмена информацией в электронной форме.

Медицинская помощь с применением телемедицины предусматривает возможность предоставления пациенту медицинских услуг по консультированию, диагностике, лечению с использованием средств дистанционной связи посредством обмена информацией в электронной форме, в том числе путем передачи электронных сообщений, проведения видеоконференций.

Телемедицинские услуги предоставляются с целью обеспечения пациенту своевременного доступа к медицинской помощи надлежащего качества, в том числе когда расстояние является критическим фактором ее предоставления.

Оказание телемедицинских услуг обеспечивают учреждения здравоохранения или физические лица - предприниматели, зарегистрированные и получившие в установленном законом порядке лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике.

Для оказания телемедицинских услуг в учреждениях здравоохранения могут образовываться отдельные структурные подразделения (телемедицинские центры, кабинеты). Организацию предоставления телемедицинских услуг в учреждениях здравоохранения осуществляют руководители таких заведений.

Телемедицинские услуги предоставляются с информированного согласия пациента или его законного представителя в соответствии со статьей 39 Основ законодательства Украины про охрану здоровья.

Согласие пациента или его законного представителя на медицинское вмешательство не требуется только в случае наличия признаков прямой угрозы жизни пациента при невозможности получения по объективным причинам согласия на такое вмешательство самого пациента или его законных представителей.

При получении согласия на предоставление телемедицинских услуг пациенту или его законному представителю должна быть предоставлена ​​информация о целях, методах, ожидаемых результатах и возможном риске, связанном со сбором, созданием, передачей, обменом медицинской информацией и документами, которые используются при предоставлении такой услуги. Согласие на предоставление телемедицинских услуг должно быть задокументировано.  

Медицинские работники и другие лица, которым в связи с предоставлением телемедицинских услуг стала известна информация, составляющая врачебную тайну, или другая информация, требование относительно защиты которой установлено законом, должны соблюдать предусмотренные законом требований относительно ее неразглашении.

Оказание телемедицинских услуг производится путем телемедицинской консультации, телемедицинского консилиума, телеметрии и домашнего телеконсультирования.

Телемедицинское консультирование предусматривает дистанционное предоставление консультации, проведение диагностики, лечения, реабилитации и профилактики болезней, а также определение заведения здравоохранения, которое может обеспечить предоставление пациенту необходимой медицинской помощи.

Телемедицинское консультирование в соответствии с определенными лечащим врачом медицинскими показаниями предоставляется врачом-консультантом учреждения здравоохранения, обеспечивающего оказание первичной, вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи, или врачом, который осуществляет хозяйственную деятельность по медицинской практике как физическое лицо - предприниматель.

В случае необходимости телемедицинской консультации с участием одновременно двух и более врачей-консультантов проводится телемедицинский консилиум.

Телеметрия применяется для оценки и мониторинга состояния здоровья пациента, а также контроля показателей деятельности (физиологических параметров) организма человека путем дистанционного измерения, сбора и передачи соответствующей информации.

При применении телеметрии используют датчики, фиксирующие биометрические показатели, и устройства связи с ними. Обработка данных, полученных с помощью телеметрии, производится специальными программными и программно-аппаратными средствами.

Домашнее телеконсультирование в соответствии с определенными лечащим врачом медицинскими показаниями предоставляется медицинским работником пациенту, находящемуся за пределами учреждения здравоохранения.

По результатам предоставленной телемедицинской услуги пациенту или его законному представителю выдается заключение.  Оказание телемедицинских услуг осуществляется с соблюдением стандартов медицинской помощи (медицинских стандартов), клинических протоколов, табелей материально-технического оснащения.

Во время оказания телемедицинских услуг обеспечиваются идентификация авторства электронных сообщений и документов, обмен которыми осуществляется в процессе организации и предоставления таких услуг, а также соблюдение конфиденциальности и целостности медицинской информации.

Оказание телемедицинских услуг с нарушением установленных законодательством требований влечет за собой ответственность согласно закону.

При оказании телемедицинских услуг информационное взаимодействие поставщиков таких услуг между собой или с пациентами (их законными представителями) осуществляется с помощью телемедицинских сетей, которые соответствуют требуемой степени защиты информации, с использованием специализированных интернет-платформ для телемедицины - порталов телемедицины.

Портал телемедицины должен обеспечивать: упорядочение, систематизацию, автоматизацию процесса оказания медицинской помощи с применением телемедицины, использование медицинских информационных стандартов, совместимость информации и данных. Портал телемедицины должен соответствовать установленным законодательством требованиям по защите информации. Требования к порталу телемедицины и порядок его функционирования утверждаются Кабинетом Министров Украины.

Новый порядок предоставления первичной медицинской помощи с 1 июля 2018 года

С 1.07.2018 года вступил в силу Порядок предоставления первичной медицинской помощи (ПМП), утвержденный Приказом МОЗ от 19.03.2018 г. №504. С этого момента начинает действовать новый список услуг первичной медицинской помощи. Prostopravo расскажет, что отныне гарантировано оплачено из наших налогов на уровне первичной медицинской помощи

Организация и оказание услуг первичной медицинской помощи (ПМД)  основывается на принципах:

  • доступности, предусматривающей минимальную потерю времени для ее получения;
  • безопасности, которая заключается в предоставлении услуг по ПМП способом, который минимизирует риски нанесения вреда пациенту, в том числе того, который можно предотвратить, а также уменьшает возможность медицинских ошибок;
  • результативности, которая проявляется в достижении лучших результатов путем предоставления услуг по ПМП на основе научных знаний и принципов доказательной медицины;
  • своевременности;
  • экономической эффективности, которая достигается путем предоставления услуг по ПМП таким образом, чтобы максимизировать использование ресурсов и избежать неэффективных расходов;
  • недискриминации, заключающейся в предоставлении услуг по ПМП, качество которой не отличается в зависимости от пола, сексуальной ориентации, расы, цвета кожи, национальности, места жительства, имущественного положения, социального статуса, состояния здоровья, политических, религиозных или иных убеждений, по языковым или другим признакам;
  • ориентированности на человека, что предусматривает предоставление услуг по ПМП способом, учитывающим индивидуальные потребности, в том числе с учетом права пациента на свободный выбор врача.

Перечень медицинских услуг по оказанию первичной медицинской помощи:

  1. Динамическое наблюдение за состоянием здоровья пациентов с использованием физикальных, лабораторных и инструментальных исследований в соответствии с отраслевыми стандартами в сфере здравоохранения.
  2. Проведение диагностики и лечения наиболее распространенных болезней, травм, отравлений, патологических, физиологических (во время беременности) состояний.
  3. Динамическое наблюдение за пациентами с диагностированными хроническими заболеваниями (сопровождение пациентов с хроническими заболеваниями и состояниями), включающий комплекс диагностических и лечебных вмешательств, предусмотренных отраслевыми стандартами.
  4. Предоставление в пределах ПМП неотложной медицинской помощи в случае расстройства физического или психического здоровья пациентам, если такое расстройство произошло во время приема пациента врачом по оказанию ПМП и если пациент не требует экстренной, вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи.
  5. Направление в соответствии с медицинскими показаниями пациентов, которые не нуждаются в экстренной медицинской помощи, для оказания им вторичной (специализированной) или третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи.
  6. Взаимодействие с поставщиками вторичной (специализированной) и третичной (высокоспециализированной) медицинской помощи с целью своевременного диагностирования и обеспечения лечения болезней, травм, отравлений, патологических, физиологических (во время беременности) состояний с учетом особенностей состояния здоровья пациента.
  7. Проведение обязательных медицинских вмешательств для пациентов с имеющимися факторами риска развития отдельных заболеваний.
  8. Проведение профилактических вмешательств, включая: вакцинацию в соответствии с требованиями календаря профилактических прививок; подготовка и отправка сообщений об инфекционном заболевании, пищевом, остром профессиональном отравлении, необычной реакции на прививку; проведение эпидемиологических обследований единичных случаев инфекционных болезней.
  9. Оказание консультативной помощи, направленной на устранение или уменьшение привычек и поведения, которые составляют риск для здоровья (табакокурение, употребление алкоголя, других психоактивных веществ, нездоровое питание, недостаточная физическая активность и т.д.) и формирование навыков здорового образа жизни.
  10. Динамическое наблюдение за неосложненной беременностью и (в случаенеобходимости) направление к врачу акушеру-гинекологу заведения вторичной медицинской помощи.
  11. Осуществление медицинского наблюдения за здоровым ребенком.
  12. Предоставление отдельных услуг паллиативной помощи пациентам всех возрастных категорий, включая: регулярную оценку состояния тяжелобольного пациента и его потребностей; оценку степени боли и лечение болевого синдрома; назначение наркотических средств и психотропных веществ в соответствии с законодательством, включая оформление рецептов для лечения болевого синдрома; назначение лечения для преодоления сопутствующих симптомов (запоры, тошнота, удушье и т.п.); консультирование и обучение лиц, осуществляющих уход за пациентом; координацию по обеспечению медицинских, психологических и т.д. потребностей пациента.
  13. Направление пациентов в соответствии с медицинскими показаниями для предоставления им паллиативной помощи в объеме, который выходит за пределы ПМП.
  14. Назначение лекарственных средств и медицинских изделий, технических средств медицинской реабилитации с оформлением соответствующих документов согласно требованиям законодательства.
  15. Ведение первичной учетной документации, оформление справок, листков нетрудоспособности и направлений для прохождения медико-социальной экспертизы, а также врачебных свидетельств о смерти.
Перечень лабораторных и инструментальных диагностических исследований, осуществляемых в рамках медицинских услуг по оказанию ПМП:
  1. Общий анализ крови с лейкоцитарной формулой.
  2. Общий анализ мочи.
  3. Глюкоза крови.
  4. Общий холестерин.
  5. Измерение артериального давления.
  6. Электрокардиограмма.
  7. Измерение веса, роста, окружности талии.
  8. Быстрые тесты на беременность, тропонины, ВИЧ, вирусные гепатиты.

Диагностика и лечение

Семейные врачи, терапевты и педиатры будут наблюдать за вашим состоянием здоровья или состоянием здоровья вашего ребенка, ставить диагнозы и лечить наиболее распространенные болезни, травмы, отравления. При необходимости ваш врач даст направление к специалисту вторичной или третичной помощи - лору, эндокринологу, хирургу и т.д. - будет консультироваться с ним относительно вашего лечения.

Семейный врач может вести пациентов любого возраста, педиатр - детей от рождения и до 18 лет, а терапевт - от 18 лет и старше.

Оптимальный объем практики ПМП составляет: тысяча восемьсот человек на одного врача общей практики - семейного врача; две тысячи человек на одного врача-терапевта; девятьсот человек на одного врача-педиатра.

Наблюдение беременности и детей до 3 лет

Семейный врач или терапевт по желанию беременной может вести неосложненную беременность. Врач может взять беременную на учет до 12 недель. Когда есть необходимость или требует протокол он направит беременную к акушеру-гинекологу. Также врач первички расскажет, как действовать беременной и взрослым членам семьи, проживающих с ней, при приближении родов. В нужное время направит в роддом.

После рождения ребенка педиатр или семейный врач должен проводить плановые обязательные осмотры, даже если ребенок здоров: 10 осмотров врача и 6 осмотров медсестры в первый год, 2 осмотра во второй и 1 осмотр в третий.

Вакцинация

Врач должен следить за вакцинацией вашего ребенка и вас по календарю прививок. Государство закупает вакцины против туберкулеза, полиомиелита, дифтерии, коклюша, столбняка, кори, гепатита В, гемофильной инфекции, краснухи, эпидемического паротита.

Обязательные профилактические осмотры

Новый Порядок оказания первичной медицинской помощи предусматривает профилактические осмотры и анализы для групп риска семи заболеваний.

Ежегодно:

Сахарный диабет: 45 лет и старше, все - при факторах риска

ВИЧ: 14 лет и старше

Туберкулез: все - при факторах риска

Раз в два года:

Рак молочной железы: 50-69 лет, 40 - при факторах риска

Раз в 1-2 года, в зависимости от факторов риска:

Гипертоническая болезнь и другие сердечно-сосудистые заболевания - женщины 50 лет и старше, мужчины 40 лет и старше

Колоректальный рак: женщины и мужчины старше 50 лет

Рак предстательной железы: с 40 лет в зависимости от степени риска

О факторах риска пациенту расскажет ваш врач. С полным перечнем профилактических обследований в рамках ПМД можно ознакомиться по ссылке.

Рецепты на лекарства

Рецепты на лекарства, в частности по программе «Доступные лекарства», также будет выписывать ваш врач.

Визиты на дом и скорая помощь

Врач самостоятельно будет определять необходимость визита к пациенту домой, в зависимости от медицинских показаний. Врач может дать советы по облегчению состояния по телефону, а позже, во время приема в учреждении направить на анализы и исследования, уточнить диагноз и назначить необходимое лечение. Ваш врач также может вызвать экстренную помощь к больному, если будет такая необходимость.

Неотложная помощь при острых состояниях и внезапном ухудшении состояния здоровья предоставляться в медицинском учреждении.

Врач может принять решение о предоставлении отдельных услуг по месту жительства (пребывания) пациента или c использованием средств телекоммуникации.  Однако решение о предоставлении ПМП по месту жительства (пребывания) пациента не может приниматься только на основании удаленности его места проживания (пребывания) от места оказания ПМП и (или) отсутствия у пациента средств на проезд к месту оказания ПМП.

Запись на прием

У пациента есть  возможность записаться на прием к врачу по оказанию ПМП лично, по телефону, электронной почте или посредством других средств связи.

Сведения о номере телефона, адресе электронной почты и другие средства телекоммуникации, с помощью которых можно записаться на прием к врачу по предоставлению ПМД, должны быть размещены:  в месте оказания ПМП в доступном для пациентов месте; на веб-сайтах (веб-страницах) соответствующего поставщика ПМП.

Как выбрать врача и подписать с ним декларацию?

Порядок выбора врача, который предоставляет первичную медицинскую помощь, утвержден Приказом МОЗ от 19.03.2018 г. №903.

Пациент (его законный представитель) имеет право выбрать врача, который предоставляет ПМП, независимо от зарегистрированного места жительства такого пациента из числа лиц, указанных в договоре о медицинском обслуживании населения, заключенном между соответствующим предоставляющим ПМП и Национальной службой здоровья Украины

Пациент имеет право выбрать врача, при условии, что количество пациентов, которые уже выбрали такого врача не превышает оптимальный объем практики ПМП, установленный в Порядке оказания первичной медицинской помощи(900 пациентов – для педиатра; 1800 – для семейного врача и 2000 – для терапевта)  или иное количество, установленное в соответствии с договором о медицинском обслуживании населения по программе государственных гарантий медицинского обслуживания населения, заключенного с поставщиком ПМП, в котором указан такой врач.

В период временного отсутствия врача, который был избран пациентом, в связи с отпуском или другими обстоятельствами, которые предопределяют временную невозможность осуществлять прием пациентов врачом, пациент имеет право на получение медицинских услуг ПМП у другого врача того же поставщика ПМП без представления новой Декларации.

Пациент, который не выбрал врача и находится в неотложном состоянии, имеет право получить непрерывную и бесплатную ПМП в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, а также обратиться к НСЗУ или его территориальные органы за разъяснениями относительно поставщиков ПМП для обеспечения возможности реализовать свое право на выбор врача.

Пациент (его законный представитель) имеет право изменить врача путем подачи новой Декларации. Также пациент (его законный представитель) имеет право отказаться от врача, который предоставляет ПМП, без избрания нового врача путем подачи заявления о прекращении поданной им декларации. Но одновременный выбор двух или более врачей, оказывающих ПМП, не допускается.

Пациент (его законный представитель) имеет право подать декларацию самостоятельно через электронную систему здравоохранения или путем обращения к поставщику ПМП.

В случае подачи пациентом (его законным представителем) Декларации самостоятельно через электронную систему здравоохранения пациент (его законный представитель) должен наложить на нее электронную подпись автора или подпись, приравненную к собственноручной подписи в соответствии с законом. В таком случае предоставители ПМП не имеют права требовать у пациентов (их законных представителей) представления Декларации в бумажной форме.

Алгоритм подписания Декларации

Представление Декларации путем непосредственного обращения к поставщику ПМП осуществляется в следующем порядке:

1) поставщик ПМД должен определить лицо, уполномоченное принимать декларации от пациентов (их законных представителей) и вносить данные в электронную систему здравоохранения (далее - уполномоченное лицо), на которое должны быть возложены обязанности по обеспечению защиты персональных данных;

2) пациент (его законный представитель) обращается к уполномоченному лицу поставщика ПМП и предосталяет копию документа о присвоении регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика (далее - РНОКПП) (кроме физических лиц, которые по своим религиозным убеждениям отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки плательщика налогов и уведомили об этом соответствующий контролирующий орган и имеют отметку в паспорте) и один из следующих документов, удостоверяющих личность:

паспорт гражданина Украины;

временное удостоверение гражданина Украины;

свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста);

вид на жительство в Украине;

удостоверение беженца;

удостоверение личности, которая нуждается в дополнительной защите;

3) законный представитель пациента дополнительно подает документы, удостоверяющие его личность и полномочия законного представителя (свидетельство о рождении, удостоверение) в соответствии с законодательством;

4) на основании документов и информации, предоставленных пациентом (его законным представителем), уполномоченное лицо обязано заполнить декларацию в электронной форме, распечатать ее и предоставить пациенту (его законному представителю)

5) пациент (его законный представитель) проверяет информацию, внесенную в Декларации, и в случае обнаружения ошибок сообщает об этом уполномоченное лицо. Уполномоченное лицо обязано исправить ошибки в декларации в электронной форме, повторно распечатать ее и предоставить пациенту (его законному представителю)

6) в случае отсутствия ошибок в Декларации пациент (его законный представитель) подписывает два экземпляра декларации и предоставляет их уполномоченному лицу. На двух экземплярах уполномоченное лицо поставщика ПМП проставляет отметку с датой получения такой Декларации и возвращает один экземпляр пациенту (его законному представителю). Другой экземпляр Декларации остается в поставщика ПМП;

7) уполномоченное лицо направляет декларацию в установленном законодательством порядке в электронную систему здравоохранения;

8) поставщик ПМП обязан хранить один экземпляр декларации, подписанный пациентом (его законным представителем) в течение трех лет со дня прекращения (аннулирования) такой Декларации.

 

 

 


Полезные статьи по данной тематике