Какие права имеет пассажир в случае отмены или задержки рейса?

Близятся теплые дни, а это значит, что путешествующих становится все больше. Самое неприятное, что может случится при авиаперелете - это отмена, задержка рейса или отказ пассажиру в перевозке. Prostopravo расскажет, на какие компенсации имеет право пассажир в этих случаях.

Вопросы, связанные с выплатой компенсаций авиапассажирам, которые путешествуют в или из аэропорта, расположенного на территории Украины, регулируются Воздушным Кодексом Украины, а также Правилами воздушных перевозок пассажиров и багажа, утвержденными  Приказом Мининфраструктуры от 30.11.2012 г. №735.

Порядок выплаты компенсации

Компенсация может быть выплачена пассажирам (регулярных и чартерных рейсов), которым отказано в перевозке против их воли или рейс которых отменен или задержан, при условии, что пассажир имеет подтвержденное бронирование на соответствующий рейс и присутствует для прохождения регистрации во время, предусмотренное правилам авиаперевозчика, или, если время регистрации не указано, не позднее чем за 45 минут до указанного времени отправления, или забронировал рейс, задержанный или перенесенный авиаперевозчиком или фрахтователем воздушного судна (туроператором) на другой рейс независимо от причин задержки или  переноса.

Эти правила не применяются к пассажирам, путешествующим бесплатно или по сниженной стоимости, непосредственно или косвенно не доступной другим пассажирам, однако эти положения применяются к пассажирам, которым выданы билеты согласно программе авиаперевозчика для пассажиров, которые часто летают (программе лояльности ).

При этом перевозчик может  требовать компенсации в порядке регресса от любого лица, включая третьих лиц, в том числе от туроператора или другого лица, с которым перевозчик заключил договор.

Компенсация пассажирам в случае отказа в перевозке

В случае если авиаперевозчик мотивировано ожидает отказ пассажирам в посадке на рейс, он обязан провести опрос с целью выявления пассажиров, готовых отказаться от своего подтвержденного бронирования в обмен на согласованное между пассажиром, который по собственному желанию отказывается от посадки на рейс, и перевозчиком вознаграждение.

Кроме выплаты вознаграждения, авиаперевозчик обязан предложить пассажиру на выбор:

  1. возмещение в течение семи дней полной стоимости билета по цене, по которой он приобретен, за неиспользованную часть билета и за использованную часть или части билета, если рейс больше не удовлетворяет потребности пассажира, а также при необходимости обеспечить обратный рейс в начальный пункт отправления при первой возможности;
  2. изменение маршрута, который осуществляется при соответствующих транспортных условиях: до конечного пункта назначения - при первой возможности или в более позднее время по желанию пассажира и при наличии свободных мест.

Перевозка пассажира из аэропорта, где произошел отказ в перевозке, в аэропорт, из которого начинается предложенный перевозчиком альтернативный маршрут, и от аэропорта альтернативной посадки в аэропорт, куда пассажир должен был прибыть рейсом, на который ему отказано в перевозке, осуществляется за счет перевозчика.

Если пассажиров, которые изъявили желание отказаться от путешествия этим рейсом, не выявлено или их количество недостаточно, перевозчик имеет право отказать пассажиру в перевозке против его воли.

Если пассажирам отказано в перевозке против их воли, перевозчик должен выплатить им компенсацию в таких размерах:

  • 250 евро - для рейсов дальностью до 1500 километров;
  • 400 евро - для рейсов дальностью от 1500 до 3500 километров;
  • 600 евро - для рейсов дальностью более 3500 километров.

Перевозчик имеет право уменьшить размер компенсации на 50 процентов, если пассажиру предлагается замена маршрута перевозки в его пункт назначения альтернативными рейсами, время прибытия которых не превышает запланированного:

  • на 2 часа - для рейсов дальностью до 1500 километров;
  • на 3 часа - для рейсов дальностью от 1500 до 3500 километров;
  • на 4 часа - для остальных рейсов.

Компенсация пассажирам в случае отмены рейса

В случае отмены рейса пассажирам выплачивается компенсация в том же размере, что и в случае отказа в перевозке. Пассажир имеет право на компенсацию, если его не проинформировали об отмене рейса:

  • менее чем за две недели до запланированного времени отправления;
  • в период не более чем за две недели и не менее чем за семь дней до запланированного времени отправления и предложено изменение маршрута, что позволит отправиться из пункта отправления не позже чем за два часа до запланированного времени отправления и прибыть в конечный пункт назначения не позже чем через четыре часа после запланированного времени прибытия;
  • менее,  чем за семь дней до запланированного времени отправления и предложено изменение маршрута, что позволит отправиться из пункта отправления не позже чем за час до запланированного времени отправления и прибыть в конечный пункт назначения не позже чем через два часа после запланированного времени прибытия.

Авиаперевозчик, отменяя или задерживая рейс, должен предоставлять пассажирам по их запросу пояснения относительно оснований отмены или задержки рейса.

В случае необходимости обеспечения своевременной пересадки трансферных пассажиров на стыковочные рейсы перевозчик при первой возможности должен предложить им альтернативные маршруты перевозки.

Перевозчик не обязан выплачивать компенсацию, если он может предоставить подтверждение того, что причиной отмены рейса было действие непреодолимой силы или чрезвычайная ситуация, которой нельзя было предотвратить, даже если бы были приняты все меры.

В случае отмены рейса авиаперевозчиком и продолжения пассажиром путешествия другим рейсом (рейсами) или по другому маршруту пассажирам должно быть бесплатно предложено и обеспечено:

  1. питание и прохладительные напитки соразмерно времени ожидания нового рейса;
  2. места в гостинице в случае, если пассажиры вынуждены ждать отправления в течение одной или более ночей или если время дополнительного ожидания отправления больше, чем предполагалось;
  3. наземный трансфер по маршруту аэропорт - отель - аэропорт;
  4. два телефонных звонка или телекс-, факс-сообщения или сообщения по электронной почте, если для этого есть технические условия аэропорта.

Компенсация пассажирам в случае задержки рейса

Перевозчик должен предоставить пассажирам питание и прохладительные напитки, а также возможность совершить 2 телефонных звонка в случае задержки рейса:

  • до двух часов - для рейсов дальностью до 1500 километров;
  • до трех часов - для рейсов дальностью от 1500 до 3500 километров;
  • на четыре часа и больше запланированного времени отправления - для других рейсов.

Если выполнение задержанного рейса откладывается на день, следующий за днем ​​его выполнения, предусмотренным расписанием и указанным в билете, перевозчик должен предоставить пассажирам номера в гостинице, питание и обеспечить трансфер по маршруту аэропорт - отель - аэропорт.

Также если задержка рейса превышает 5 часов, пассажирам должно быть предложено:

  1. возмещение в течение семи дней полной стоимости билета по цене, по которой он приобретен, за неиспользованную часть билета и за использованную часть или части билета, если рейс больше не удовлетворяет потребности пассажира, а также при необходимости обеспечить обратный рейс в начальный пункт отправления при первой возможности;
  2. изменение маршрута, который осуществляется при соответствующих транспортных условиях: до конечного пункта назначения - при первой возможности или в более позднее время по желанию пассажира и при наличии свободных мест.

Видео путеводитель

Вы знали о том, что права потребителя зачастую нарушаются еще в процессе продажи товара или услуги? О ситуациях из жизни, а также о том, к кому обращаться с жалобами, рассказывается в данном видео.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.


Не пропустите новые статьи!





Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!


Следить за успехами малыша можно на канале BasketBoy TV. Подписывайтесь!