Деньги должны не только двигаться за пациентом, но и попасть в клиники и аптеки

В Украине было много инициатив по реформированию системы здравоохранения. Последняя имеет существенные отличия, поскольку ориентирована на предоставление гарантированного перечня медицинских услуг пациентам путем полного изменения механизма финансирования. И для ее успешного воплощения необходимо учесть некоторые риски, которые могут возникнуть при реализации, и минимизировать их еще на законодательном уровне.

Революционные намерения

Как известно, в начале июня в первом чтении был принят проект закона «О государственных финансовых гарантиях предоставления медицинских услуг и лекарственных средств» (№6327). Он устанавливает государственные финансовые гарантии предоставления медицинских услуг и лекарственных средств путем их финансирования из бюджета. Конечно, такой формат должен кардинально изменить правоотношения между государством, пациентами и учреждениями здравоохранения, в частности во взаимосвязи с проектом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» (№6329).

Действительно, это революционные намерения преобразовать систему здравоохранения. Вместе с тем еще в 2011-2012 гг. в Киеве и нескольких областях Украины были реализованы пилотные проекты, которые предусматривали изменение первичной медико-санитарной помощи, от качества которой зависит эффективное решение большинства проблем со здоровьем. Ведь такая помощь базируется на общих принципах семейной медицины, является одним из важнейших факторов реформирования.

Большинство изменений можно считать положительными при доработке концепции, законопроектов, а также распределения (определения) функций государственных органов и органов профессионального самоуправления (в случае целесообразности создания такого института).

Очень прогрессивным будет шаг к предоставлению права частному сектору (наряду с государственными учреждениями) оказывать медицинскую помощь. Как следствие, граждане получат возможность самостоятельно выбирать врача и больницу.

Резонансные дискуссии в профессиональных кругах возникают из-за того, что изменение подхода к финансированию медицинской помощи является не достаточно действенной мерой для получения конечного результата - эффективной терапии и выздоровления пациентов.

Так, в случае слабой квалификационной подготовки и / или недостаточности кадрового резерва семейных врачей, отсутствия или устарелости соответствующей материально-технической базы врач не сможет оказать профессиональную помощь. Это, в свою очередь, может осложнить ситуацию (по сравнению с текущими условиями регулирования) и создать предпосылки для угрозы здоровью людей.

На заседании Комитета ВР по вопросам здравоохранения, состоявшемся 23 июня, были обнародованы следующие статистические данные: текущая потребность в семейных врачах - не менее 10 тыс., а учебные заведения выпускают ежегодно около 500 таких специалистов. Конечно, реформа не может быть проведена за несколько месяцев. Хотя до момента практического использования страховых полисов еще довольно далеко, но органы исполнительной власти продолжают ориентировать широкую общественность на начало 2018.

Это только один из десяти факторов, требующих учета путем доработки концепции реформы.

Императивная гарантия

Стратегия реформирования направлена ​​на развитие медицины и рациональное использование бюджетных средств. Ведь сейчас планирование бюджетных ресурсов и расходов на медицину привязано к инфраструктуре, а реформа нацелена на то, чтобы конкретный, гарантированный государством перечень услуг предоставлялся бесплатно (принцип «Модели 5», авторской концепции реформы системы здравоохранения Валерия Кондрука: «Деньги двигаются за пациентом »).

Это действительно рациональный подход, но он заработает только при условии комплексного решения всех вопросов. Ведь перестройка сферы здравоохранения, пожалуй, самая важная и самая ожидаемая, которая предусматривает взаимодействие органов государственной власти с обществом через разработку проектов изменений в профильных нормативно-правовых актах.

Особое беспокойство вызывает возможное нарушение императивных положений ст.49. Конституции, гарантирующих каждому право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование. Ведь в этой статье четко указано: в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется бесплатно.

Официальное толкование этого положения Конституционный Суд предоставил еще в 2002, отметив, что предоставление медицинской помощи безвозмездно надо понимать так, что в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения медицинская помощь предоставляется всем гражданам независимо от ее объема и без предварительного, текущего или последующего расчета за предоставление такой помощи.

Конституция - это не подзаконный акт и не ведомственная инструкция. Поэтому связанные нормотворческие инициативы должны быть профессиональными и взвешенными и отвечать статьям Основного Закона.

Конечно, изменение подхода к финансированию и перечня медицинских услуг создаст предпосылки для нарушения положений Конституции из-за сужения содержания и объема существующих прав и свобод, что не допускается при принятии новых законов или внесении изменений в действующие. Именно поэтому концепция реформирования и законодательные инициативы должны учитывать корректность распределения функций, в частности в части государственного медицинского страхования, для предотвращения нарушения конституционных положений.

Основной Закон не слишком лоялен к бизнесу, но он надежно защищает права граждан на медицинскую помощь, даже учитывая фактическое положение вещей в лечебных учреждениях.

Вследствие отсутствия расчетов

Союз украинских предпринимателей, который также работает над этими вопросами, полностью поддерживает необходимость реформирования системы здравоохранения. Вместе с тем мы подчеркиваем необходимость доработать концепцию реформирования путем решения широкого круга вопросов.

Так, отсутствуют надлежащие расчеты составляющих медицинских услуг, которые будут предоставляться после вступления в силу соответствующих нормативно-правовыми актами. Следовательно, нет возможности определить размер бюджетных расходов и оценить эффективность реформы.

Не решен вопрос исчерпывающего перечня услуг, которые будет финансировать государство. Кроме того, не урегулирован вопрос пропорциональности возмещения стоимости медицинских услуг, не входящих в экстренную и другие виды помощи. То есть они могут компенсироваться, например, только на 10-15%, что не приведет к их недоступности.

Отсутствует информация о численности врачей, которые будут обслуживать население, а также количества пациентов и частоты их обращений. И этот вопрос требует скорейшей обработки для регулирования нагрузки на медицинский персонал и подготовки кадров.

Наконец, переведены в практическую плоскость результаты работы eHealth как ИТ-платформы широкого функционала для регистрации пациентов, внедрение электронных рецептов, администрирование деятельности врачей, защиты персональных данных и т.п., что является самым важным для эффективности и контролируемости реформирования.

Особое внимание следует уделить законодательству об усилении контроля за оборотом лекарственных средств и борьбы с фальсификатом. Также нуждается в развитии проект общенационального значения «Доступные лекарства», имеющий целью обеспечить население качественными и доступными лекарствами. Ведь из 22 тыс. аптечных учреждений, работающих в Украине, участие в проекте принимают около 600, что является препятствием для его успешной реализации.

Решение поставленных вопросов позволит избежать негативных последствий для отрасли, а также создаст основу для принятия взвешенных и профессиональных решений для проведения реформы на высоком уровне.

Ставка на «Модель 5»

Проект №6327 не учитывает предложений и инициатив многих общественных объединений. И вообще можно говорить о слабом уровне коммуникации органов государственной власти с обществом и медиками. Это может привести к ухудшению ситуации. Но в медицинской сфере нет права на ошибку, поскольку речь идет о жизни и здоровье людей в контексте важнейшей и сложной реформы!

Основные предложения Союза украинских предпринимателей были такими. Прежде всего имплементировать в здравоохранение «Модель 5», которая качественно отличается от других предложений, а также учитывает мнение ведущих национальных фармацевтических предприятий, врачей, представителей страховой отрасли и других специалистов.

Концепция «Модель 5» не требует изменения Конституции и не содержит коррупционных рисков, в отличие от законопроекта №6327. Ведь в ней предусмотрено разграничение контрольных полномочий по распределению средств, определение перечня услуг, реального обеспечения свободного выбора пациентом врача и учреждения здравоохранения и тому подобное.

«Доступные лекарства»

Проект «Доступные лекарства» необходимо развивать через диалог с бизнесом. В частности, изменить подходы к расчету затрат для повышения рентабельности аптечных учреждений и скорости обработки рецептов субъектами, участвующих в проекте, а также определить прогрессивную шкалу компенсаций для аптек (хотя бы на минимальном уровне, поскольку сейчас участие в проекте для них является убыточным ). Участникам этого проекта должны предоставляться государственные гарантии выплаты средств из госбюджета для повышения уровня доверия (учитывая долги государства перед аптечными учреждениями, которые принимали участие в социальных программах правительства в прошлые годы).

Кроме того, решению подлежит ряд технических и процессуальных вопросов, а именно:

  • низкое качество оформления врачами рецептов, что приводит к длительному обслуживанию потребителей (ориентировочно 10 мин.) в аптечных учреждениях;
  • неопределенность распорядителей средств (на уровне местных органов самоуправления отсутствуют соответствующие решения для фактической реализации проекта в части компенсации средств участникам);
  • недопущение случаев административного давления на субъектов хозяйствования путем принуждения принять участие в программе «Доступные лекарства» (участие является добровольным в соответствии с положениями подзаконных актов)
  • разработка единой ИТ-платформы для участников и администраторов программы «Доступные лекарства», что значительно упростит администрирование и реализацию проекта (с функциональной точки зрения)
  • неприятие МЗ решения по поводу рентабельности аптечных учреждений (хотя расчеты предоставлялись) тормозит развитие проекта.

Неравные условия закупки

Должны быть созданы равные условия для отечественных и иностранных компаний, которые будут участвовать в закупках лекарственных средств за государственные средства. В частности, речь идет о:

  • отмене ввозной пошлины;
  • заключении договоров в валюте не только с иностранными, но и с отечественными компаниями, поскольку в нынешних дискриминационных условий украинский производитель, договор с которым заключается в гривне, теряет на колебаниях курса;
  • отличие дополнительных требований для украинских производителей, что затрудняет или даже делает невозможным их участие в тендерах.

Например, национальный производитель не мог участвовать в тендере по разным причинам, не связанным с качеством, в частности из-за отсутствия указанной формы выпуска.

Крайне важно правильно определять и детализировать систему финансирования реформы. Например, отличные результаты в сфере публичных закупок показывает система ProZorro. Но дает ли информация о существенной экономии средств (в том числе при закупке лекарственных средств) реальный эффект для пациентов?

Без права на ошибку

Приведенный перечень вопросов, которые мешают сегодня начать реформирование отрасли, не является исчерпывающим. В процессе обработки законопроектов возникают производные вопросы.

Так, семейным врачам предлагают регистрироваться как физические лица - предприниматели. Хотя логичнее будет предоставить им возможность получать статус «самозанятого лицан». Он отвечает определению, закрепленному законодательством и успешно используется, например, адвокатами.

Другим примером является намерения по созданию Национальной службы здоровья с широким функционалом, что может породить коррупционные риски, поскольку служба будет выполнять функции национального заказчика, который будет действовать от имени граждан Украины и в интересах каждого пациента; заключать договоры с поставщиками всех уровней и форм собственности, предметом которых является закупка медицинских услуг в рамках гарантированного государством пакета медпомощи.

Здесь можно долго рассуждать о том, какими будут последствия. Не говоря о нарушении вектора деятельности, который должен быть направлен на дерегулирование.

Итак, визуализации благородной цели недостаточно для быстрого и качественного реформирования отрасли здравоохранения. И нужно спешить, ведь опрос населення демонстрирует сверхвысокий уровень ожидания и поддержку реформы. Но, наверное, потенциальные потребители не имеют профессионального понимания последствий ошибочных шагов.

Как результат, народные депутаты должны точно разобраться во всех существенных вопросах к моменту голосования за соответствующие законопроекты. Также последние должны рассматриваться единым пакетом и одновременно, а мы имеем достаточно короткий промежуток времени для внесения качественных предложений.

Опубликовано на сайте: 09.08.2017

Автор: Евгений Игнатов, руководитель юридической службы компании «ФАРМПЛАНЕТА», секретарь комитета по охране здоровья Союза украинских предпринимателей

Источник: http://zib.com.ua/ru/



Подпишитесь на рассылку сайта, это бесплатно!
Всего подписчиков - 14541








Простоправо ТВ