Что делать, если авиакомпания потеряла ваш багаж

Согласитесь, отпускное настроение может испортиться по многим причинам - от плохой погоды до потери багажа, особенно, если ваши вещи потеряла авиакомпания, услугами которой вы решили воспользоваться, отправляясь в летнее путешествие. Вот несколько советов как не потерять багаж или, в крайнем случае, отстоять свои права при утрате, порче, задержке багажа, переданного авиаперевозчику.

Правила едины для всех

Следует отметить, что все авиаперелеты в Украине подчиняются Правилам воздушных перевозок пассажиров и багажа, утвержденным Приказом Министерством транспорта и связи Украины от 23.04.2010 №216 (далее - Правила). Причем разработаны эти правила с учетом международных договоров (Варшавская конвенция 1929 г., Монреальская конвенция 1999 г.) и Общих условий перевозок пассажиров и багажа, установленных Международной ассоциацией воздушного транспорта. Поэтому Правила применяются к любым международным или внутренним перевозкам пассажиров или багажа.

Итак, купив билет на самолет, вы становитесь участником гражданско-правового договора перевозки пассажира воздушным транспортом. Второй стороной по договору будет выступать авиакомпания, причем, согласно Правилам, "определение авиакомпании как перевозчика на рейсе является подтверждением существования договора перевозки на данный рейс между данным перевозчиком и пассажиром, указанным в билете". Кстати, именно пассажирский билет и багажная квитанция (вряд ли в отпуск вы отправитесь налегке) служат подтверждением заключения договора перевозки и отражают его условия. Согласно все тем же Правилам, отсутствие, ошибка в оформлении или утрата билета и багажной квитанции не влияют на действительность договора перевозки. А коль договор между пассажиром и перевозчиком заключен, значит, за ненадлежащее выполнение его условий стороны несут определенную ответственность.

Что делать в случае потери багажа?

Пожалуй, главная неприятность, которая может случиться с каждым отпускником и от которой никто не застрахован, - это потеря багажа.

Разумеется, не все вещи, необходимые на отдыхе, поместятся в ручную кладь (так называемый нерегистрируемый багаж), поэтому избежать оформления и регистрации багажа не получится. Вес одного места зарегистрированного багажа не может превышать 23 кг. При отсутствии в багажной бирке информации о весе багажа считается, что вес зарегистрированного багажа составляет 20 кг. Сумма трех измерений отдельного места багажа (то есть длины, ширины, высоты) не должна превышать 158 см. Правда, Правила позволяют принимать багаж и больших размеров, но для этого необходима предварительная договоренность с перевозчиком, иначе багаж, превышающий допустимый по весу и размеру, должен быть оформлен для перевозки как груз. Пункт 5 главы 1 раздела XIII Правил устанавливает, что перевозчик обязан принять меры для перевозки зарегистрированного багажа на том же воздушном судне, на котором перевозится пассажир, и особенно, если, согласно действующим законам, требуется присутствие пассажира во время проведения таможенных процедур в отношении багажа. Правила позволяют провозить зарегистрированный багаж и на ином самолете, но в таком случае перевозчик обязан принять соответствующие меры, чтобы доставить багаж пассажиру к месту назначения в наикратчайший срок или по согласованию с пассажиром компенсировать транспортные расходы пассажира, связанные с получением такого багажа, согласно с правилами перевозчика.

В любом случае, независимо от того, каким рейсом и самолетом будет перевозиться багаж пассажира, он после принятия к перевозке перевозчиком переходит под ответственность перевозчика, что подтверждается выданным пассажиру отрывным талоном багажной идентификационной бирки и багажной квитанцией о количестве и весе мест, принятых к перевозке. Надо отметить, что во избежание всяких недоразумений со времени передачи багажа под ответственность перевозчика до момента его выдачи Правилами запрещается доступ пассажира к зарегистрированному багажу, кроме случая, когда необходима его идентификация или дополнительный осмотр соответствующими уполномоченными службами. Изложенное означает, что если зарегистрированный багаж, как следует из условий перевозки, "не вылетел" вместе с вами или каким-то непостижимым образом "потерялся в пути", то вся ответственность возлагается на авиаперевозчика.

Кстати, одним из вариантов оформления багажа, к которому перевозчик будет относиться с повышенным вниманием, является ценный багаж, то есть багаж с объявленной ценностью. Плюсы такого оформления в том, что в случае утраты ценного багажа ответственность перевозчика ограничивается его заявленной ценностью, кроме случаев, когда перевозчик докажет, что сума, которую требует пассажир, превышает действительную заинтересованность пассажира в доставке багажа. Безусловно, процедура эта не бесплатная, но того стоит.

Компенсация в 50 долларов?

Конечно, ничто не сравнится с началом отдыха без тщательно отобранных и продуманных вещей, оставшихся в потерянном багаже, поэтому пускать это дело на самотек, распрощавшись с вещами и простив перевозчика, не следует. И, тем более, не стоит соглашаться на предложенную перевозчиком компенсацию, поскольку ее размер не может превышать 50 долларов США. Речь идет о положениях раздела XIX Правил: "Компенсация за задержку в перевозке багажа устанавливается исходя из необходимости обеспечить пассажира средствами первой необходимости. В любом случае такая компенсация ограничивается суммой в 50 долларов США (или эквивалентом в иной валюте)". Такая компенсация предлагается пассажиру в случае неприбытия багажа в пункт назначения вместе с пассажиром, если пункт назначения не является местом постоянного жительства пассажира. Иначе: если багаж потеряли в начале отпуска - получите 50 долларов, если багаж "не вернулся" из отпуска - остаетесь и вовсе без компенсации.

Поэтому тем, кто не согласен с такой расстановкой акцентов, придется обращаться в суд, поскольку, согласно гл. 5 раздела XXIX Правил, ответственность перевозчика в случае уничтожения, утраты, повреждения или задержки в перевозке зарегистрированного багажа для международных рейсов ограничивается суммой 1131 СПЗ (специальных прав заимствования) относительно каждого пассажира (по состоянию на июнь 2012 г. эта сумма составляет 13719 грн). Для рейсов же в границах Украины ответственность перевозчика составляет: 20 долларов США (или эквивалент в иной валюте) за один кг брутто в случае утраты, повреждения или недостачи всего или части зарегистрированного багажа; 400 долларов США (или эквивалент) на пассажира за ручную кладь и иную собственность пассажира, пребывающую под контролем пассажира в течение полета; 50 долларов США (или эквивалент) в случае задержки в перевозке багажа. Вот только вытекающие из договора перевозки требования в случае задержки багажа могут быть предъявлены перевозчику, если зарегистрированный багаж не прибыл в течение 21 дня с даты, когда он должен был прибыть. Ну, и как отмечалось ранее, ответственность перевозчика в случае утраты багажа с заявленной ценностью определяется суммой заявленной ценности багажа.

Без претензий не обойтись

Однако, как ни странно, подаче иска должна предшествовать претензия пассажира, направленная перевозчику в течение определенного времени. К примеру, в случае ненадлежащей перевозки зарегистрированного багажа пассажир должен направить перевозчику претензию немедленно после выявления повреждения (утраты части содержимого багажа) и не позднее семи календарных дней с даты получения зарегистрированного багажа. В случае же задержки в перевозке багажа претензия должна быть заявлена не позднее чем в течение 21 календарного дня с даты, когда багаж был передан в распоряжение пассажира. Претензии об утрате багажа предъявляются перевозчику после того, как багаж будет признан утраченным. А багаж считается утраченным, если не будет обнаружен по результатам розыска в течение 21 календарного дня с даты, следующей за той, когда багаж должен был прибыть в место назначения. В этом случае претензия к перевозчику должна быть направлена в течение двух лет от даты прибытия воздушного судна к месту назначения, или от даты, когда воздушное судно должно было прибыть в место назначения, или от даты, когда прекратилась перевозка.

Понятно, что устное заявление с требованием к делу не пришьешь, поэтому все претензии должны быть предъявлены письменно.

Кроме того, согласно Правилам, любая претензия (вместе с необходимыми подтверждающими документами) должна быть подана письменно и вручена или отправлена в названные сроки. Наконец, следует обратить внимание на п. 7 гл. 6 разд. XXX Правил: "При отсутствии претензий в названные сроки при международных воздушных перевозках никакие иски к перевозчику не принимаются, кроме случаев применения перевозчиком обмана"!

Изложенное означает, что если ваш багаж потерян/поврежден и т.д. при перелете по территории Украины, то претензия для подачи иска не обязательна. А при международных перевозках суд не примет ваши требования, если вы не подадите претензию вовремя. Кстати, ответом перевозчика на вашу претензию должно стать так называемое сообщение-запрос, в котором перевозчик уведомляет пассажира о получении претензии, о необходимости предъявления дополнительных документов и о сроках рассмотрения претензии после получения документов, которых не хватало. Рассматривать заявление пассажира и уведомлять о принятом решении перевозчику позволено в течение трех месяцев от даты получения претензии (если перевозка осуществлялась несколькими перевозчиками, то срок может быть продлен до 6 месяцев).

Если решение перевозчика по вашей претензии вас не удовлетворило, тогда придется обращаться в суд. Иски об ответственности перевозчика о ненадлежащей перевозке пассажира или багажа могут быть поданы по выбору истца: в суд по месту регистрации перевозчика, по месту нахождения его головного офиса или по месту нахождения офиса перевозчика, где был заключен договор перевозки (п. 10 гл.6 разд. XXX Правил).

Что такое ручная кладь в самолете ?

Как ручная кладь принимаются вещи, имеющие вес и габариты, установленные перевозчиком, позволяющие безопасно разместить их в салоне воздушного судна на багажных полках или под сидениями кресла. Запрещается размещение ручной клади и разрешенных к перевозке вещей во всех проходах салона воздушного судна. Вещи, не отвечающие установленным перевозчиком требованиям по размеру и весу ручной клади или запрещенные к перевозке в пассажирском салоне самолета, считаются и обрабатываются как зарегистрированный багаж. Ручная кладь не должна содержать колющих и режущих предметов: ножей, иголок, спиц и иных острых и режущих предметов. Также запрещается вносить в воздушное судно в ручной клади какие-либо жидкости, суспензии, кремы, пасты емкостью более 100 мл (граммов) в одном флаконе (тюбике). Общий объем указанных веществ в ручной клади, упакованных в тару емкостью до 100 мл (граммов), не должен превышать 1 л (кг) на одного пассажира. Ручная кладь в течение всей перевозки находится под охраной и ответственностью пассажира.

Видео путеводитель

Вы знали о том, что права потребителя зачастую нарушаются еще в процессе продажи товара или услуги? О ситуациях из жизни, а также о том, к кому обращаться с жалобами, рассказывается в данном видео.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.


Не пропустите новые статьи!





Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!


Следить за успехами малыша можно на канале BasketBoy TV. Подписывайтесь!