Национальный банк упростил порядок получения лицензий для инвестирования за рубеж

12 июня 2017 года вступает в силу Постановление Правления НБУ №51, которым внесены изменения в Инструкцию о порядке выдачи индивидуальных лицензий на осуществление инвестиций за границу, утвержденную постановлением Правления Национального банка Украины от 16 марта 1999 года № 122. В результате, перечень документов, необходимых для получения лицензии, был сокращен, но это не касается тех, кто обратился за лицензией до 11 июня 2017 года. Подробнее расскажет Prostopravo

Документы, необходимые для получения лицензии

С 12 июня 2017 года для получения индивидуальной лицензии для инвестирования за рубеж достаточно будет предоставить:

  1. заявление о выдаче лицензии;
  2. оригиналы или копии договоров или других документов (решение учредителя, протокол общего собрания акционеров и т.п.), которые являются основанием для осуществления резидентом инвестиции за границу;
  3. оригиналы или копии документов о регистрации доли уставного капитала (объекта инвестиции), которую планирует приобрести резидент (выписка со счета в ценных бумагах, сертификат корпоративных прав, учредительные документы нерезидента, которые содержат информацию о зарегистрированном уставном капитале и т.д.). Подаются при осуществлении прямой инвестиции;
  4. копии страниц паспорта (или документа, который его заменяет), которые содержат фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, серию и номер, дату выдачи и наименование органа, который выдал документ, место проживания, заверенные подписью заявителя (для заявителей - физических лиц, кроме предпринимателей);
  5. оригиналы или копии документов, которые подтверждают наличие у нерезидента-продавца права собственности на объект инвестиции (выписки со счета в ценных бумагах, выдержки из реестра объектов недвижимости и т.д.). Не требуются в случае осуществления прямой инвестиции;
  6. справка заявителя в произвольной форме, содержащая информацию и расчеты, подтверждающие соответствие инвестиции требованиям, установленным законодательством Украины, по структуре активов, которые разрешается принимать для представления страховых резервов (в случае осуществления инвестиции страховщиком по страхованию

жизни), или по структуре активов института совместного инвестирования / негосударственного пенсионного фонда (в случае осуществления инвестиции за счет активов института совместного инвестирования / негосударственного пенсионного фонда). Справка заверяется подписью руководителя (заместителя руководителя) заявителя.

Также разрешается инвестирование в сумме, превышающей эквивалент 50 000 долларов США (но не более 2 000 000 долларов США на основании одной индивидуальной лицензии в течение календарного года). Также в этом случае нужно будет предоставить регулятору дополнительные документы.

Так, для получения лицензии в течение календарного года на осуществление инвестиции на сумму более 50 000 долларов США (эквивалент этой суммы в другой иностранной валюте по официальному курсу гривны к иностранным валютам, установленному Национальным банком на день подачи заявления на получение лицензии) в пользу одного лица резидент  обязан дополнительно подать в НБУ:

1) информацию или  документы за подписью ( заверенные подписью ) заявителя, которые должны подтверждать наличие экономической целесообразности (смысла) операции по осуществлению инвестиций. Такая информация может быть оформлена в виде бизнес-плана или иным образом.

2) справку заявителя в произвольной форме о его открытых текущих счетах в уполномоченных банках (для заявителей - юридических лиц и физических лиц предпринимателей). Справка должна содержать информацию о наименовании уполномоченного банка, валюте счета, дате открытия счета, остатках средств на счете, общем объеме их зачисления и списании средств по счету не менее чем за последние шесть месяцев. Информация отмечается в справке по состоянию на дату составления заявления на получение лицензии. Справка заверяется подписью заявителя (уполномоченного им лица);

3) информацию / сведения о конечных бенефициарных владельцах (контролерах) заявителя - юридического лица, нерезидента - продавца объекта инвестиции (при наличии) и нерезидента, корпоративные права / ценные бумаги которого приобретает заявитель (при наличии). Такая информация должна быть заверена подписью заявителя (уполномоченного им лица), содержать схематическое изображение структуры собственности резидента / нерезидента (с указанием прямого и косвенного участия лица в процентном отношении) и сведения о конечных бенефициарных собственниках (контролерах) резидента / нерезидента;

4) оригинал или копию отчета об оценке (акт оценки) рыночной стоимости объекта инвестиции, составленного уполномоченным лицом (субъектом оценочной деятельности). Указанная в заявлении о выдаче лицензии сумма инвестиции не может превышать рыночной стоимости объекта инвестиции согласно отчету об оценке (акту оценки).

Срок между датами оценки рыночной стоимости объекта инвестиции и заключением резидентом договора об осуществлении инвестиции за границу (приобретением объекта  инвестиции) должен составлять не более 30 календарных дней. Отчет об оценке (акт оценки) не требуется в случае приобретения ценных бумаг и корпоративных прав в пределах их номинальной стоимости;

5) для заявителей - юридических лиц и физических лиц-предпринимателей информацию / документы (оригиналы или копии) по определению финансового состояния заявителя, в частности: финансовую отчетность заявителя на последнюю отчетную дату, составленную в соответствии с требованиями законодательства Украины (баланс, отчет о финансовых результатах, налоговая декларация, приложения к налоговой декларации, другая финансовая отчетность) с отметкой соответствующего государственного органа Украины о ее получении / принятии;

6) для заявителей - физических лиц: документы (информацию), свидетельствующие о наличии у заявителя доходов в сумме, достаточной для осуществления инвестиции. Такими документами (информацией) могут быть оригиналы или копии деклараций об имущественном состоянии и доходах с отметкой контролирующего органа Украины об их получении, справок (сведений) контролирующего органа о суммах выплаченных физическому лицу (заявителю) доходов и уплаченных налогов,  информация с официального сайта Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции из деклараций об имущественном состоянии и доходах, которые подавались физическим лицом (заявителем) на выполнение требований законодательства в сфере предотвращения коррупции.

Национальный банк имеет право обращаться в органы государственной власти, учреждения, уполномоченные банки, другие субъектов хозяйствования и к физическим лицам для получения информации, документов и выводов в отношении участников операции по осуществлению инвестиции, объекта инвестиции, сути и цели этой операции, соответствия сути операции содержанию деятельности заявителя, источников происхождения средств (активов) заявителя, достаточности реальных финансовых возможностей заявителя проводить (инициировать) сделку на соответствующую сумму, экономической целесообразности операции и т.д.

Не принимаются к рассмотрению документы, имеющие подчистки либо дописки, зачеркнутые слова или иные исправления, а также документы, текст которых невозможно прочитать.

Копии документов, представляемых заявителем для получения лицензии, удостоверяются подписью заявителя (уполномоченного им лица) или нотариально.

Информация с официального сайта Национального агентства по вопросам предотвращения коррупции из деклараций об имущественном состоянии и доходах, которые подавались физическим лицом (заявителем) на выполнение требований законодательства в сфере предотвращения коррупции, подается в виде распечатки, заверенной подписью физического лица (заявителя).

Основания для отказа в выдаче лицензии

Перечень оснований для отказа в выдаче лицензии также претерпел изменения – был расширен.

Теперь, основаниями для отказа в выдаче лицензии, внесении изменений и дополнений к ней, для временной приостановки рассмотрения ходатайства резидента о выдаче лицензии могут быть:

  • отсутствие документа (документов), перечисленных выше;     
  • несоответствие представленных документов требованиям действующего законодательства Украины;
  • выявление в представленных документах неполной, недостоверной (противоречивой) информации, в том числе о конечных бенефициарных собственниках (контролерах) заявителя - юридического лица и / или нерезидента (ов);
  • возбуждение против заявителя дела о банкротстве или пребывание его в стадии прекращения;
  • запрет или ограничение в отношении инвестиций, предусмотренные действующим законодательством Украины и / или страны инвестиции;
  • представление документов заявителем, который является лицом, скрывающимся от органов досудебного расследования / следствия / суда / органов власти согласно информации, размещенной на официальном сайте Министерства внутренних дел Украины (в розыскном учете "лица, которые скрываются от органов власти") и / или на Едином государственном веб-портале открытых данных (по информации Министерства внутренних дел Украины о лицах, скрывающихся от органов власти);
  • выявление в представленных документах информации о том, что участником операции по осуществлению инвестиции за границу или лицом, в пользу или в интересах которого проводится эта операция, является юридическое или физическое лицо, имеющее местонахождение (зарегистрировано / постоянно проживает) в стране, которая признана Верховной Радой Украины государством-агрессором / государством-оккупантом;
  • недостаточная обоснованность экономической целесообразности (смысла) операции по осуществлению инвестиции и / или недостаточность финансовой возможности проводить (инициировать проведение) этой операции
  • выявление информации о том, что участником операции по осуществлению инвестиции за границу или лицом, в пользу или в интересах которого проводится эта операция, является юридическое или физическое лицо, имеющее место нахождения, место проживания, место регистрации в стране, которая включена в перечень стран (территорий), которые не выполняют или ненадлежащим образом выполняют рекомендации международных, межправительственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере борьбы с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, или в отношении которого применены международные санкции или санкции в порядке, предусмотренном Законом Украины "О санкциях", и / или санкции иностранных государств или межгосударственных объединений .

В то же время, перечень оснований для отзыва лицензии не претерпел изменений.

Так, основаниями для отзыва лицензии могут быть:

  1. нарушение владельцем лицензии ее условий, требований действующего законодательства Украины;
  2. письменный отказ от осуществления инвестиции;
  3. обращение владельца лицензии о прекращении инвестиции;
  4. установление факта предоставления резидентом документов для получения лицензии, содержащих заведомо недостоверную информацию;
  5. принятие решения о прекращении юридического лица - владельца лицензии / государственной регистрации прекращения предпринимательской деятельности физического лица - предпринимателя - владельца лицензии.

Опубликовано на сайте: 13.06.2017

Автор: Екатерина Гутгарц

Источник: http://www.prostopravo.com.ua/



Подпишитесь на рассылку сайта, это бесплатно!
Всего подписчиков - 13910




Бесплатная юридическая консультация

Простоправо ТВ

Юридический рынок Украины

Бесплатная правовая помощь. Кто и где может ее получить в Украине?

Уже несколько лет в Украине действуют Центры бесплатной правовой помощи. Однако, как показывает практика, далеко не все украинцы знают, что они могут обратиться за бесплатной помощью юриста и как это сделать. Какие виды услуг предоставляют центры бесплатной правовой помощи, кто имеет право на бесплатную правовую помощь и куда за ней следует обращаться? – расскажет Prostopravo