про твої права

Юридический и фактический адрес

Юридический и фактический адрес предприятий в Украине: что это такое, порядок регистрации, предоставления и смены адреса ООО

Путеводитель по статье

  1. Что такое юридический адрес?
  2. Нужно ли указывать юридический адрес в уставе (учредительных документах)?
  3. Порядок смены юридического адреса (местонахождения юридического лица)
  4. Покупка и продажа бизнеса в Украине
Видео путеводитель
Что такое юридический адрес предприятия

Что такое юридический адрес предприятия

Что такое юридический адрес?

Украинское законодательство не содержит понятий «юридический адрес» или «фактический адрес» юридического лица. Эти термины употребляются сугубо в обиходном общении и иногда – в деловой переписке. Вместо этого законодатель употребляет термин «местонахождение юридического лица».

Так, согласно статье 93 Гражданского Кодекса Украины местонахождением юридического лица является фактическое место ведения деятельности или расположения офиса, из которого проводится ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета.

В налоговом законодательстве используется термин «налоговый адрес». Согласно ст. 45 НКУ налоговым адресом юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) является местонахождение такого юридического лица, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц и физических лиц - предпринимателей.

Кроме того, Налоговый Кодекс различает понятие «налоговый адрес субъекта хозяйствования» и «место осуществления хозяйственной деятельности» для лиц, избравших упрощенную систему налогообложения и отчетности.

Нужно ли указывать юридический адрес в уставе (учредительных документах)?

Сведения о местонахождении юридического лица вносятся в Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц-предпринимателей и общественных формирований. В то же время, подавать для регистрации документы, подтверждающие правомерность нахождения юридического лица по тому или иному адресу (договор аренды, документ о праве собственности на объект недвижимого имущества) нет необходимости.

Как правило, нет необходимости указывать юридический адрес  (местонахождения юридического лица) и в учредительных документах.

Так, в соответствии со ст.11 ЗУ «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» в уставе общества с ограниченной и дополнительной ответственностью указываются сведения о:

  1. полном и сокращенном (при наличии) наименовании общества;
  2. органах управления обществом, их компетенции, порядке принятия ими решений;
  3. порядке вступления и выхода из общества.

Согласно ст.13 ЗУ «Об акционерных обществах» устав акционерного общества должен содержать такие сведения:

  1. полное и сокращенное наименование общества на украинском языке;
  2. тип общества;
  3. размер уставного капитала;
  4. размер резервного капитала в случае его формирования;
  5. номинальную стоимость и общее количество акций, количество каждого типа размещенных обществом акций, в том числе количество каждого класса привилегированных акций в случае размещения привилегированных акций;
  6. размер дивидендов по привилегированным акциям каждого класса в случае их размещения обществом;
  7. условия и порядок конвертации привилегированных акций определенного класса в простые акции общества или в привилегированные акции другого класса в случае размещения привилегированных акций;
  8. права акционеров - владельцев привилегированных акций каждого класса в случае размещения привилегированных акций;
  9. наличие преимущественного права акционеров частного общества на приобретение акций этого общества, предлагаемых их владельцем к продаже третьему лицу, и порядок его реализации или отсутствие такого права;
  10. порядок уведомления акционеров о выплате дивидендов;
  11. порядок созыва и проведения общего собрания;
  12. компетенцию общего собрания;
  13. способ уведомления акционеров о проведении общего собрания и об изменениях в повестке дня общего собрания;
  14. состав органов общества и их компетенцию, порядок образования, избрание и отзыв их членов и принятия ими решений, а также порядок изменения состава органов общества и их компетенции;
  15. порядок внесения изменений в устав;
  16. порядок прекращения общества.

Учредительные документы коммандитного и полного общества, согласно статье 4 ЗУ «О хозяйственных обществах» должны содержать сведения о виде общества, предмет и цели его деятельности, состав учредителей и участников, наименование, размер и порядок образования уставного  капитала, порядок распределения прибыли и убытков, состав и компетенцию органов общества и порядок принятия ими решений, включая перечень вопросов, по которым необходимо квалифицированное большинство голосов, порядок подписания учредительных документов, порядок внесения изменений в учредительные документы, порядок ликвидации и реорганизации общества.

Конечно, учредительные документы хозяйственного общества могут содержать и другие сведения, в том числе и сведения о его местонахождении, но в таком случае, при изменении юридического адреса придется вносить изменения в устав, что более хлопотно и затратно, чем просто внесение изменении в сведения в Едином государственном реестре.

Порядок смены юридического адреса (местонахождения юридического лица)

Государственная регистрация юридических лиц, а также изменений в ЕГР осуществляется государственными регистраторами (гражданин Украины, имеющий высшее образование, отвечающее квалификационным требованиям, определенным Министерством юстиции Украины и находящийся в трудовых отношениях с субъектом государственной регистрации) или нотариусами.

Государственная регистрация смены адреса производится по местонахождению юридического лица (Центрами предоставления административных услуг, местными государственными администрациями, нотариусами).

Список нотариусов и государственных регистраторов здесь или здесь.

Для изменения сведений о местонахождении юридического лица следует обратиться к государственному регистратору в Центр предоставления административных услуг по месту нахождения юридического лица или к нотариусу и предоставить следующие документы:

  1. заявление о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, содержащихся в Едином государственном реестре;
  2. экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) решения уполномоченного органа управления юридического лица об изменениях (в случае, если местонахождение юридического лица указано в его учредительных документах);
  3. документ об уплате административного сбора – в размере 0,3 прожиточных минимумов для трудоспособных лиц;
  4. учредительный документ юридического лица в новой редакции – в случае внесения изменений, содержащихся в учредительном документе.

В случае представления документов представителем дополнительно представляется экземпляр оригинала (нотариально заверенная копия) документа, подтверждающего его полномочия (кроме случаев, когда сведения о полномочиях этого представителя содержатся в Едином государственном реестре).

Обычно изменения вносятся в течение 1 дня, но возможно и быстрее при уплате административного сбора в большем размере:

  • 0,3 прожиточного минимума для трудоспособных лиц, установленного законом на 1 января календарного года, в котором подаются соответствующие документы для проведения регистрационного действия, и округляются до ближайших 10 гривен - 1 день.
  • Государственная регистрация на основании документов, представленных в электронной форме - 75 процентов административного сбора - 1 день
  • За проведение государственной регистрации изменений к сведениям о юридическом лице (кроме общественного формирования) в течение шести часов - двойной размер установленного административного сбора
  • За проведение государственной регистрации изменений к сведениям о юридическом лице (кроме общественного формирования) в течение 2-х часов – пятикратный размер установленного административного сбора.

Читайте также:

Все статьи раздела

Поиск юридических услуг по регистрации бизнеса

Нуждаетесь в юридической помощи?