В Министерстве юстиции разъяснили вопросы регистрации обществ с ограниченной и дополнительной ответственностью по новому закону

В своем письме от 07.06.2018 р. №6623/8.4.3/32-18 Министерство юстиции Украины разъяснило некоторые вопросы, связанные со вступлением в силу нового Закона Украины "Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью". А именно: какие сведения содержатся в уставе общества; каким образом должна направляться выписка из Единого государственного реестра; вопросы, связанные с регистрацией изменений в Едином государственном реестре, увеличением размера уставного капитала общества. Подробнее расскажет prostopravo.

Какие сведения должен содержать устав ООО?

Согласно части четвертой статьи 57 Хозяйственного кодекса Украины устав субъекта хозяйствования должен содержать сведения о его наименовании, цели и предмете деятельности, размере и порядке образования уставного капитала и других фондов, порядке распределения прибылей и убытков, об органах управления и контроля, их компетенции , об условиях реорганизации и ликвидации предприятия, а также другие сведения, связанные с особенностями организационной формы субъекта хозяйствования, предусмотренные законодательством. Устав может содержать и другие сведения, не противоречащие законодательству.

Согласно статье 82 Хозяйственного кодекса Украины учредительные документы хозяйственного общества должны содержать сведения о виде общества, предмете и целях его деятельности, составе учредителей и участников, составе и компетенции органов общества и порядке принятия ими решений, включая перечень вопросов, по которым необходимо единогласие или квалифицированное большинство голосов, другие сведения, предусмотренные статьей 57 настоящего Кодекса.

Устав общества с ограниченной ответственностью, кроме сведений, указанных в части второй настоящей статьи, должен содержать сведения о размере долей каждого из участников, размер, состав и порядок внесения ими вкладов (часть четвертая статьи 82 Хозяйственного кодекса Украины).

В то же время, подпунктом 1 пункта 6 «Заключительных и переходных положений» Закона «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью» (далее – Закон № 2275-VIII) внесены изменения в статью 79 Хозяйственного кодекса Украины, которой установлено, в частности, что порядок создания и порядок деятельности отдельных видов хозяйственных обществ регулируется законом.

 Таким образом, правовой статус обществ с ограниченной ответственностью и обществ с дополнительной ответственностью, порядок их создания, деятельности и прекращения, права и обязанности их участников определен Законом № 2275-VIII.

Так, перечень сведений, которые должны обязательно указываться в уставе общества с ограниченной ответственностью и общества с дополнительной ответственностью установлен статьей 11 Закона № 2275-VIII.

Согласно части пятой статьи 11 Закона № 2275-VIII в уставе общества указываются сведения о: полном и сокращенном (при наличии) наименовании общества; органы управления обществом, их компетенция, порядок принятия ими решений; порядок вступления и выхода из него.

В то же время частью шестой статьи 11 Закона № 2275-VIII установлено, что устав общества может содержать другие сведения, не противоречащие закону. Такими сведениями могут быть положения касающиеся: предоставления дополнительного срока для погашения задолженности в связи с просрочкой внесения вклада (статья 15 Закона № 2275-VIII); порядка увеличения уставного капитала за счет дополнительных вкладов (статья 18 Закона № 2275-VIII); порядка реализации преимущественного права участников общества, распределения отчуждаемой доли (части доли) между другими участниками общества, отказа от реализации преимущественного права участников общества (статья 20 Закона № 2275-VIII); отчуждения доли в уставном капитале общества другим участникам общества или третьим лицам (статья 21 Закона № 2275-VIII); выплаты и ограничения выплаты дивидендов участникам общества (статья 26 и 27 Закона № 2275-VIII); проведения аудита финансовой отчетности общества по требованию участников (статья 41 Закона № 2275-VIII) и др.

Частью третьей статьи 56 Закона № 2275-VIII установлено, что к обществам с дополнительной ответственностью применяются нормы этого Закона относительно обществ с ограниченной ответственностью, которые не противоречат нормам этой статьи.

Таким образом, можно сделать вывод, что в уставе общества с ограниченной или дополнительной ответственностью в обязательном порядке должны содержаться сведения, перечень которых предусмотрен частью 5 статьи 11 Закона  № 2275-VIII. В то же время, в устав могут быть включены и другие сведения, не противоречащие закону.

Как должна отправляться выписка из Единого государственного реестра?

Частью четвертой статьи 25 Закона о регистрации указано, что в день проведения государственной регистрации изменений в сведения Единого государственного реестра, связанных с изменением состава участников общества с ограниченной или дополнительной ответственностью или изменением размеров их долей, субъект государственной регистрации должен выдать (направить почтовым отправлением с описью вложения) выписку из Единого государственного реестра заявителю, обществу, лицам, которые были указаны в этом реестре как участники общества до проведения регистрационного действия, и лицам, которые указаны в этом реестре как участники общества после проведения регистрационного действия. Если субъекту государственной регистрации известна электронная почта лиц, которым направляется эта выписка, он в тот же день дополнительно направляет копию выписки указанным лицам по электронной почте.

Закон Украины «О почтовой связи» определяет правовые, социально-экономические и организационные основы деятельности в сфере оказания услуг почтовой связи, а также регулирует отношения между органами государственной власти и органами местного самоуправления, операторами почтовой связи и пользователями их услуг .

Согласно статье 1 Закона Украины «О почтовой связи» почтовые отправления- письма, почтовые карточки, бандероли, секограммы, мелкие пакеты, международные отправления с объявленной ценностью, посылки, прямые почтовые контейнеры, оформленные в соответствии с законодательством Украины.

Письмо - почтовое отправление в виде почтового конверта с вложением письменного сообщения или документа, размеры и массу которого установлено в соответствии с законодательством Украины (статья 1 Закона Украины «О почтовой связи»).

Согласно части второй статьи 13 Закона Украины «О почтовой связи» услуги почтовой связи предоставляются на договорной основе в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи (далее - Правила), утвержденными постановлением Кабинета Министров Украины от 05.03.2009 № 270 и должны соответствовать установленным нормам качества.

Согласно пункту 11 Правил почтовые отправления в зависимости от технологии приема, обработки, перевозки, доставки / вручения делятся на следующие категории: простые, заказные, без объявленной ценности, с объявленной ценностью,

Пунктом 19 Правил установлено, что внутренние почтовые отправления с объявленной ценностью могут приниматься для пересылки с описью вложения и / или наложенным платежом.

В соответствии с пунктом 61 Правил в случае приема внутренних почтовых отправлений с объявленной ценностью с описью вложения бланк описания заполняется отправителем в двух экземплярах. Работник почтовой связи должен проверить соответствие вложения описания, расписаться на обоих его экземплярах и проставить оттиск календарного штемпеля. Один экземпляр описи вкладывается в почтовое отправление, второй выдается отправителю. На экземпляре описания, который выдается отправителю, работник почтовой связи должен указать номер почтового отправления. По желанию отправителя на экземпляре описания, которое вкладывается в почтовое отправление, стоимость предметов может не указываться.

При этом согласно пункту 2 Правил почтовое отправление с объявленной ценностью - регистрируемые письмо, бандероль, посылка, прямой контейнер, которые принимаются для пересылки с оценкой стоимости вложения, определенной отправителем.

Таким образом, в случае проведения государственной регистрации изменений в сведения Единого государственного реестра, связанных с изменением состава участников общества с ограниченной или дополнительной ответственностью или изменением размеров их долей, выписка из ЕГР должна быть выдана заявителю, а также отправлена по почте ценным письмом с описью вложения лицам, перечисленным в части 4 статьи 25 Закона о регистрации, в день проведения таких изменений.

Как происходит государственная регистрация изменений в сведения о размере уставного капитала, размере долей в уставном капитале или составе участников общества?

Частью пятой статьи 17 Закона о регистрации предполагается, что для государственной регистрации изменений в сведения о размере уставного капитала, размере долей в уставном капитале или составе участников общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью подаются такие документы, как: заявление о государственной регистрации изменений в эти сведения; документ об уплате административного сбора. Кроме того, дополнительно представляются документы определенные пунктом 3 настоящей статьи в зависимости от изменений и лица, имеющего право подавать такие изменения.

В соответствии с пунктом 4 раздела II Порядка государственной регистрации регистрация заявлений в Едином государственном реестре производится в порядке очередности их поступления.

Итак, поскольку указанные выше документы подаются разными заявителями - внесение изменений в сведения о размере уставного капитала, размере долей в уставном капитале или составе участников общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью производится в порядке очередности.

Кроме того, действующим законодательством не установлены требования относительно формы и содержания заявлений о вступлении и выходе из общества.

Размер административного сбора определен статьей 36 Закона о регистрации. Так, за государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице (кроме общественных объединений и благотворительных организаций), содержащиеся в Едином государственном реестре, кроме внесения изменений в информацию об осуществлении связи с юридическим лицом, справляется административный сбор в размере 0,3 прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Абзацем восьмым части первой статьи 36 Закона о регистрации установлено, что если в соответствии с частью четвертой статьи 25 настоящего Закона определенным лицам должна направляться выписка из Единого государственного реестра, размер административного сбора увеличивается на произведение 0,01 прожиточного минимума для трудоспособных лиц и количества таких лиц.

Как происходит государственная регистрация увеличения размера уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов?

Порядок увеличения уставного капитала за счет дополнительных вкладов определен статьей 18 Закона № 2275-VIII.

Согласно части первой статьи 18 Закона № 2275-VIII участники общества могут увеличить уставный капитал общества за счет дополнительных вкладов участников и / или третьих лиц по решению общего собрания участников.

В решении общего собрания участников общества о привлечении дополнительных вкладов определяются общая сумма увеличения уставного капитала общества, коэффициент отношения суммы увеличения к размеру доли каждого участника в уставном капитале и запланированный размер уставного капитала (часть третья статьи 18 Закона № 2275-VIII).

Кроме того, с участником общества и / или третьим лицом может быть заключен договор о внесении дополнительного вклада, по которому такой участник и / или третье лицо обязуется сделать дополнительный вклад в денежной или неденежной форме, а общество - увеличить размер его доли в уставном капитале или принять в общество с соответствующей долей в уставном капитале (часть восьмая статьи 18 Закона № 2275-VIII).

Итак, на данном этапе происходит планирование увеличение размера уставного капитала общества, что в свою очередь не влечет за собой государственную регистрацию изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре.

Согласно части пятой статьи 18 Закона № 2275-VIII участники общества могут вносить дополнительные вклады в течение срока, установленного решением общего собрания участников, но не более чем в течение одного года со дня принятия решения о привлечении дополнительных вкладов.

Согласно части девятой статьи 18 Закона № 2275-VIII в течение одного месяца с даты истечения срока для внесения дополнительных вкладов, установленного в соответствии с настоящей статьей, общее собрание участников общества принимают решения о:

  1. утверждении результатов внесения дополнительных вкладов участниками общества и / или третьими лицами;
  2. утверждении размеров долей участников общества и их номинальной стоимости с учетом фактически внесенных ими дополнительных вкладов;
  3. утверждении увеличенного размера уставного капитала общества.

Согласно части пятой статьи 17 Закона о регистрации для государственной регистрации изменений в сведения о размере уставного капитала, размере долей в уставном капитале или составе участников общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью подается, в частности, решение общего собрания участников общества об определении размера уставного капитала и размеров долей участников.

Учитывая вышесказанное, решением общего собрания участников общества об определении размера уставного капитала и размеров долей участников может быть одно из решений указанное в части девятой статьи 18 Закона № 2275-VIII.

Опубликовано на сайте: 09.08.2018

Источник: http://www.prostopravo.com.ua


Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что случилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!


Бесплатная юридическая консультация



Подпишитесь на рассылку сайта, это бесплатно!
Всего подписчиков - 11988


Юридический рынок Украины

Как будет функционировать апелляционная палаа Антикоррупционного суда в Украине?

Парламент внес изменения в Закон Украины "О судоустройстве и статусе судей" в связи с принятием Закона Украины "О Высшем антикоррупционном суде". Законом, вступившим в силу 5 августа 2018 года, в частности, урегулированы вопросы деятельности палат высших специализированных судов, закреплена определенная институциональная автономия апелляционной палаты высшего специализированного суда, с учетом рекомендаций Венецианской комиссии.

Простоправо ТВ