За преступления должностных лиц будут наказывать предприятия: парламент принял законопроект об уголовной ответственности юридических лиц

Иллюстрация http://www.sxc.hu/

Не далее как 14 мая 2013 года в Верховной Раде был зарегистрирован законопроект № 2990 о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (об исполнении Плана действий о либерализации Европейским Союзом визового режима для Украины относительно ответственности юридических лиц). А 23 мая законопроект уже был принят парламентом, причем за его принятие проголосовал, ни много ни мало, 301 народный депутат. Если закон будет подписан Президентом, с 1 сентября 2014 года украинский бизнес ожидает немало сюрпризов: за преступление, совершенное должностным лицом наказание понесет все предприятие, вплоть до его полной ликвидации, а доказать свою непричастность юрлицу будет практически невозможно. Подробности выяснял Prostopravo.com.ua

Поводом к принятию законопроекта об уголовной ответственности юридических лиц якобы послужили  рекомендации Группы государств против коррупции (GRECO), Специального Комитета экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (MONEYVAL), а также  ряд международных договоров Украины в части установления ответственности юридических лиц (Уголовная конвенция о борьбе с коррупцией, Конвенция Совета Европы о предотвращении терроризма, Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма в части ответственности юридических лиц). Однако, как оказалось, ни один из этих документов не содержит требования о применении к юридическим лицам мер именно уголовной ответственности. При этом в тексте этих международно-правовых документов указано, что принятие предусмотренных ими законодательных мер может осуществляться государством-участником «в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы» и «с учетом ее принципов права».

Таким образом, авторы законопроекта 2990 не только «перестарались» с установлением уголовной ответственности для юридических лиц, но и решили не обращать внимания на эти самые «основополагающие принципы своей правовой системы» и «принципы права». Так, положения проекта противоречат принципу личной ответственности в уголовном праве, закрепленному в части 1 ст. 2 УК Украины и части 2 ст. 61 Конституции Украины, а также презумпции невиновности, закрепленной в части 2 ст. 2 УК и части 1 ст. 63 Конституции Украины. Вопреки этим принципам, законопроектом предлагается применять к юридическому лицу  уголовное наказание за совершение определенного действия не им, а другим, физическим лицом, а наличие и  доказательство вины самого юридического лица в совершении того или иного противоправного деяния вообще не требуется.

Не говоря уже о том, что украинским законодательством и так предусмотрен целый ряд административно-финансовых санкций за правонарушения, совершенные юридическим лицом. Речь идет о налоговом, таможенном, антимонопольном законодательстве и т. п. Так неужели этого не достаточно? Какие еще наказания ждут украинских предпринимателей, а главное, ни в чем не повинных наемных работников?

За что будут наказывать

Законопроектом предлагается привлекать к уголовной ответственности юридических лиц за совершение ее уполномоченным лицом:

  • от имени и в интересах юридического лица таких преступлений: легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем (ст.209 УК); использование средств, полученных от незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, прекурсоров, ядовитых или сильнодействующих веществ или ядовитых или сильнодействующих лекарственных средств (ст. 306 УК); подкуп служебного лица юридического лица частного права независимо формы собственности (ст. 368-3 УК); подкуп лица, предоставляющего публичные услуги (ст. 368-4 УК); предложение или предоставление неправомерной выгоды служебному лицу (ст. 369 УК); злоупотребление влиянием (ст. 369-2 УК).
  • от имени юридического лица: террористического акта (ст. 258 УК); вовлечения в совершение теракта (ст. 258-1 УК); публичных призывов к совершению теракта (ст. 258-2 УК); создание террористической группы или организации (ст. 258-3 УК); пособничество в совершении теракта (ст. 258-4 УК); финансирование терроризма (ст. 258 УК).

При этом, под уполномоченными лицами юридического лица следует понимать должностных лиц юридического лица, а также других лиц, которые согласно закона, учредительных документов юридического лица или договора имеют право действовать от имени такого юридического лица.

Преступления признаются совершенными в интересах юридического лица, если они направлены на получение им неправомерной выгоды или создания условий для получения такой выгоды, а так же на уклонение от предусмотренной законом ответственности.

Кого будут наказывать

Меры уголовно-правового характера могут быть применены судом к предприятиям, учреждениям или организациям, кроме государственных органов, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, организаций, созданных ими в установленном порядке, которые полностью содержатся за счет соответственно государственного бюджета или местного бюджета, фондов общеобязательного государственного социального страхования, Фонда гарантирования вкладов физических лиц, а также международных организаций.

Таким образом, в отличие от организаций частной формы собственности, госпредприятия не понесут никакой ответственности за преступления чиновника. Впрочем, нежелание государства наказывать самого себя вполне понятно.

Кого не накажут

В некоторых случаях авторы законопроекта все же благосклонно разрешают освободить юридическое лицо от наказания. Это происходит в случае, если со дня совершения его уполномоченным лицом  преступления, и до дня вступления приговора в законную силу истекли следующие сроки:

  1. три года - при совершении преступления небольшой тяжести;
  2. пять лет - при совершении преступления средней тяжести;
  3. десять лет - при совершении тяжкого преступления;
  4. пятнадцать лет - при совершении особо тяжкого преступления.

В то же время, течение давности применения к юридическому лицу мер уголовно-правового характера останавливается, если его уполномоченное лицо, совершившим любое преступление, скрывается от органов следствия и суда с целью уклонения от уголовной ответственности и его местонахождение неизвестно. В таких случаях течение давности возобновляется со дня установления местонахождения этого уполномоченного лица.

Течение давности применения к юридическому лицу мер уголовно-правового характера также прерывается, если до истечения вышеуказанных сроков ее уполномоченное лицо повторно совершит  преступление. Исчисление давности в этом случае начинается со дня совершения уполномоченным лицом юридического лица нового преступления, а сроки давности исчисляются отдельно за каждое преступление.

Таким образом, течение сроков давности   ставится в зависимость от поведения физического лица, непосредственно совершившего преступление. Создается впечатление, что законодатель заочно обвиняет  юридическое лицо в сокрытии преступника.

Как будут наказывать

К юридическим лицам судом могут быть применены следующие виды наказаний, которые законодатель настойчиво именует новым термином «меры уголовно-правового характера», что, впрочем, не меняет их сути:

  1. штраф;
  2. конфискация имущества;
  3. ликвидация.

При этом, штраф и ликвидация могут применяться только как основные меры уголовно-правового характера, а конфискация имущества - лишь как дополнительная.

Размер штрафа зависит от тяжести совершенного уполномоченным лицом преступления:

  • за преступление небольшой тяжести - от пяти тысяч до десяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан;
  • за преступление средней тяжести - от десяти тысяч до двадцати тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан;
  • за тяжкое преступление - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан;
  • за особо тяжкое преступление - от пятидесяти тысяч до семидесяти пяти тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

С учетом имущественного положения юридического лица суд даже может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до трех лет.

Конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства имущества юридического лица и применяется судом в случае ликвидации юридического лица.

Ликвидация юридического лица применяется судом в случае совершения ее уполномоченным лицом любого из преступлений, связанных с терроризмом (статьи  258 - 258-5 УК) и осуществляется в порядке, предусмотренном Законом Украины "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей". Эта мера ответственности не применяется к предприятиям, которые имеют стратегическое значение для экономики и безопасности государства.

При этом, о том, как должны происходить в таком случае расчеты с кредиторами, в том числе с бюджетом и фондами, не говоря уже о выплате заработной платы высвобождаемым работникам, законопроект скромно умалчивает.

Особенности уголовно-процессуального производства

Главная особенность уголовного производства в отношении юридических лиц состоит в...отсутствии такового. На самом деле вопрос о привлечении юридического лица к уголовной ответственности рассматривается в рамках производства по делу в отношении уполномоченного лица, якобы совершившего преступление от имени и в интересах предприятия или организации. Таким образом, виновность юридического лица ставится в прямую зависимость от виновности его должностного лица. Само юридическое лицо практически будет лишено возможности доказать свою «непричастность», если только каким-то чудом не будет оправдан «главный фигурант» по делу.

При этом, представлять интересы юридического лица в этом деле может либо защитник, либо руководитель или другое лицо, уполномоченное уставными документами, либо работник, на основании доверенности. При этом, объем прав и обязанностей, предоставленных такому представителю УПК свидетельствует о том, что он имеет статус скорее обвиняемого или подсудимого, чем защитника в уголовном процессе.

Но наиболее резонансным изменением в УПК является, пожалуй, возможность применения к юридическому лицу такой предупредительной меры как арест имущества. В этом случае может оказаться, что даже оправдательный приговор не сможет спасти юридическое лицо от краха, учитывая то, сколько времени в наших реалиях может тянуться производство по одному уголовному делу.

Комментарии

Вы можете оставить первый комментарий к этой публикации.

X

Причина вмешательства модератора

Описание нарушения в свободной форме
X

Пожаловаться модератору

Введите причину, которая побудила вас обратиться к модератору

Партнеры

  • Информация на украинском языке на тему : що таке каско? на украинских версиях наших сайтов
  • Информация на украинском языке на тему : платник податків на украинских версиях наших сайтов

Ошибка?

Подождите, идет обновление ...

Все поля обязательны к заполнению:
Поле для комментария обязательно должно быть заполнено, если речь идет о числах и других данных, например, тарифах. В противном случае данные проверяться не будут.

Уважаемые посетители!

На сайте размещена информация об услугах банков Украины.

Для получения актуальной информации об услугах банков России перейдите на сайт Bankchart.ru

Спасибо, что читаете наши сайты!