Виды налоговых проверок и их порядок проведения в 2018 году

Налоговые проверки являются одними из самых распространенных и самых неприятных по своим последствиям для предпринимателей. В то же время, при их проведении сами же органы Государственной фискальной службы нередко допускают нарушения. Сегодня prostopravo расскажет о видах проверок налоговыми органами и порядке их проведения.

Налоговым Кодексом предусмотрено проведение таких видов налоговых проверок: камеральные, документальные (которые в свою очередь делятся на плановые и внеплановые, выездные и невыездные) и фактические проверки.

Камеральная проверка

Камеральная проверка проводится в помещении контролирующего органа исключительно на основании данных, указанных в налоговых декларациях (расчетах) налогоплательщика и данных системы электронного администрирования налога на добавленную стоимость, а также данных Единого реестра акцизных накладных и данных системы электронного администрирования реализации горючего.

Предметом камеральной проверки может быть:

  • своевременность представления налоговых деклараций (расчетов);
  • своевременность регистрации налоговых накладных или расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных, акцизных накладных или расчетов корректировки к акцизным накладным в Едином реестре акцизных накладных;
  • своевременность исправления ошибок в налоговых накладных и своевременность уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства.

Камеральная проверка проводится должностными лицами контролирующего органа без какого-либо специального решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) или направления на ее проведение.

Камеральной проверке подлежит вся налоговая отчетность сплошным порядком.

Согласие налогоплательщика на проверку и его присутствие во время проведения камеральной проверки не обязательно.

Документальные проверки

Документальной считается проверка, предметом которой является своевременность, достоверность, полнота начисления и уплаты всех налогов и сборов, а также соблюдение валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, соблюдение работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформление трудовых отношений с работниками (наемными лицами) и которая проводится на основании налоговых деклараций (расчетов), финансовой, статистической и другой отчетности, регистров налогового и бухгалтерского учета, первичных документов, используемых в бухгалтерском и налоговом учете, а также полученных в установленном законодательством порядке контролирующим органом документов и налоговой информации, в том числе по результатам проверок других налогоплательщиков.

Документальная плановая проверка проводится в соответствии с планом-графиком проверок.

План-график документальных плановых проверок на текущий год публикуется на официальном веб-сайте Государственной фискальной службы до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки.

В план-график проведения документальных плановых проверок отбираются налогоплательщики, имеющие риск неуплаты налогов и сборов, неисполнения другого законодательства, контроль за которым возложен на контролирующие органы.

Не может быть предметом плановой документальной проверки вопросы соблюдения налогоплательщиком принципа "вытянутой руки", кроме случаев проверки соблюдения налогоплательщиком требований подпунктов 140.5.4, 140.5.6 пункта 140.5 статьи 140 НКУ

Периодичность проведения документальных плановых проверок налогоплательщиков определяется в зависимости от степени риска деятельности таких налогоплательщиков, который делится на высокий, средний и незначительный. Налогоплательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще, чем раз в три календарных года, средним - не чаще чем раз в два календарных года, высокой - не чаще одного раза в календарный год.

О проведении документальной плановой проверки руководителем (его заместителем или уполномоченным лицом) контролирующего органа принимается решение, которое оформляется приказом.

Право на проведение документальной плановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, если ему не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения указанной проверки вручена под расписку или направлена заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.

Документальная внеплановая проверка не предусматривается в плане работы контролирующего органа и проводится при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пп.78.1.1 – 78.1.19 п. 78.1 ст. 78 НКУ.

О проведении документальной внеплановой проверки руководитель (его заместитель или уполномоченное лицо) контролирующего органа принимает решение, которое оформляется приказом.

Право на проведение документальной внеплановой проверки налогоплательщика предоставляется лишь в случае, если ему до начала проведения указанной проверки вручена  копия приказа о проведении документальной внеплановой проверки.

Документальной выездной проверкой считается проверка, которая проводится по местонахождению налогоплательщика или месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка.

Документальной невыездной проверкой считается проверка, которая проводится в помещении контролирующего органа. Присутствие налогоплательщиков при проведении документальных невыездных проверок не обязательно. При наличии письменного обращения налогоплательщика вместо документальной невыездной проверки может проводиться документальная выездная проверка.

Документальной невыездной внеплановой электронной проверкой по заявлению налогоплательщика считается проверка, которая проводится на основании заявления, поданного налогоплательщиком с незначительной степенью риска в контролирующий орган, в котором он находится на налоговом учете. Заявление подается за 10 дней до предполагаемого начала проведения электронной проверки.

Фактическая проверка

Фактической считается проверка, которая проводится по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такая проверка осуществляется контролирующим органом по соблюдению норм законодательства по вопросам регулирования обращения наличности, порядка осуществления налогоплательщиками расчетных операций, ведения кассовых операций, наличия лицензий, свидетельств, в том числе о производстве и обороте подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

Фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика. Фактическая проверка может проводиться на основании решения руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, оформленного приказом, копия которого вручается налогоплательщику или его уполномоченному представителю, или лицам, которые фактически проводят расчетные операции под расписку до начала проведения такой проверки, и при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных пп.80.2.1 – 80.2.7 п.80.2 ст. 80 НКУ.

О самых распространенных нарушениях при проведении проверок налоговыми органами и способах их обжалования расскажем в следующих публикациях.

Опубликовано на сайте: 31.01.2018

Источник: http://www.prostopravo.com.ua


Бесплатная юридическая консультация



Подпишитесь на рассылку сайта, это бесплатно!
Всего подписчиков - 12156


Юридический рынок Украины

Антикорсуд: украинская версия

Украина — далеко не первая страна, где создается специализированный суд для рассмотрения дел коррупционеров. Это означает, что наше государство может учесть все недостатки, которые помешали эффективной работе антикоррупционных судов в других странах. Однако мировая практика показывает, что единый стандарт в данной сфере отсутствует.

Простоправо ТВ