МОЗ предупреждает: покупая разрекламированные таблетки, не всегда стоит ожидать лечебного эффекта

Министерство здравоохранения предлагает усилить ответственность медиа за нарушения в сфере рекламы лекарственных средств. Рекламщики обвиняют в мошенничестве фармкомпании. А врачи утверждают, что навязчивая реклама - далеко не первая проблема в области медицины.

Коррупционный риск

Одной из самых распространенных причин смертности среди украинцев в Минздраве называют самолечение. По данным министерства, эта «болезнь», уже давно охватила страну, занимает не намного меньше жизней, чем, скажем, сердечно-сосудистые или онкологические заболевания. А причиной ее распространения в ведомстве считают рекламу лекарственных средств, которую регулярно можно видеть на телеканалах, в печатных изданиях или слышать в радиоэфире. Проблема, убеждены мозовцы, заключается в том, что, пытаясь выжить, журналисты не брезгуют некачественной рекламой и обнародуют информацию о симптоматических препаратах и средствах, клинические свойства которых не соответствуют тем, что анонсируются или вообще остаются неподтвержденными. Яркая картинка, говорят чиновники, порождает спрос и приводит к тому, что почти половина средств, которые граждане вкладывают в собственное лечение, тратится впустую.

Чтобы защитить интересы украинцев и приструнить рекламщиков, чиновники разработали законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно усовершенствования порядка рекламы лекарственных средств».

Среди прочего чиновники предлагают подчеркнуть, что содержание рекламы должно соответствовать информации, изложенной в инструкции по применению лекарственного средства. Следует запретить во время рекламы определять диагноз и гарантировать наступление выздоровления. Нужно убрать из рекламных роликов не только медицинских работников и ученых, но и других публичных и популярных лиц (например киноактеров), присутствие которых может привлечь к покупке и использованию препаратов.

Стоит также отказаться от рекламы лекарств для детей. На очереди - запретить рекламу услуг народной медицины и целительства. А главное - составить перечень безрецептурных лекарственных средств, запрещенных для рекламирования.

По замыслу авторов проекта, перечень должен утверждать центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере здравоохранения. Сейчас это положение является предметом многочисленных дискуссий среди специалистов, которые обвиняют Минздрав в создании новой коррупционной схемы, говоря о том, что места в списке просто приобретаться за немалые средства.

Убедить скептиков в обратном чиновники и юристы попытались во время круглого стола «Пути совершенствования рекламы лекарственных средств», организованного комитетом по медицинскому праву Ассоциации юристов Украины совместно с Ассоциацией представителей международных фармацевтических производителей.

Пинг-понг ответственности

Законопроект общественности представил заместитель министра Роман Илык. Он пытался убедить присутствующих в том, что принятие такого акта значительно дисциплинирует медийщиков. Ведь контроль за соблюдением законодательства о рекламе, кроме других субъектов, должны осуществлять компетентные представители центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере здравоохранения. Финансовые же санкции к нарушителям сможет применять Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания.

С перспективой привлечения коллег к ответственности за нарушение рекламного законодательства не согласилась заместитель председателя Нацсовета Ульяна Фещук. По ее мнению, основными нарушителями должны выступать рекламодатели, которые предоставляют информацию телерадиокомпаниям. Последние же переживают не лучшие времена, поэтому вынуждены заполнять эфир тем, за что платят неплохие деньги. Поскольку только на голубых экранах удельный вес рекламы лекарственных средств составляет от 30 до 70%, заработок действительно может выйти неплохой.

Если же контроль станет слишком жестким, убеждена У.Фещук, фармкомпании и рекламщики перейдут на просторы Интернета, который сегодня охватывает значительно большую аудиторию, чем телевидение, радио и пресса вместе взятые. И вот в Интернете контроль по рекламе лекарств будет отсутствовать вообще, ведь пока эта сфера в Украине остается неупорядоченной.

Председатель комитета АПУ по медицинскому праву, партнер юридической компании Jurimex Марина Слободниченко уверена, что на сегодня законодательные акты содержат достаточно положений об ответственности рекламодателей. Регулирование этой сферы прописано (правда, на уровне не законов, а подзаконных актов, в частности приказов МЗ) лучше, чем в отдельных странах Европейского Союза. Только механизмы привлечения к ответственности практически отсутствуют. Поэтому ни телерадиокомпании, ни рекламодатели не обращают внимания на установленный в Украине запрет пропаганды средств от ожирения, импотенции, инфекционных болезней для детей до 14 лет, беременных женщин, а также препаратов, вызывающих синдром привыкания.

Ответственное самолечение

Другой участник дискуссии - исполнительный директор ассоциации Владимир Игнатов - уверен: все, что было сказано в рамках обсуждения положений законопроекта, не имеет никакого отношения к фармкомпаниям, работающим в стране ответственно. Например, он обратил внимание на рекламу биологически активных добавок, за которые отчаянные готовы платить немалые деньги. Дело в том, что такие средства производят не фармкомпании, поэтому и обвинять последних в нарушении рекламного законодательства нет смысла.

Также выступающий предложил вспомнить концепцию ответственного самолечения, которую в 1979 г. сформулировала Всемирная организация здравоохранения. Тогда в ВОЗ исходили из того, что, если государственные учреждения здравоохранения будут принимать всех пациентов без разбора, систему ожидает коллапс. Поэтому тем, у кого наблюдаются банальные симптомы вроде насморка, кашля, невысокой температуры, головной боли и т.д., стоит самостоятельно выбирать препараты для лечения и обращаться к медикам, только если в течение трех дней не будет результата.

Исходя из собственной практики, В.Игнатов подчеркнул: когда приходится договариваться о рекламе лекарственного средства, юристы телерадиокомпаний всегда требуют доказательств того, что препарат является безрецептурным и не запрещенным к рекламе. Если таких доказательств не требуют, то делается это умышленно. Это уже исключительно ответственность телерадиокомпании.

Другие же специалисты вообще заявили, что реклама не является основной проблемой формирования ненадлежащего отношения украинцев к собственному здоровью. По их мнению, культура лечения требует целого ряда мер, отнюдь не связанных с рекламой. В Минздраве согласны с этим замечанием, но настроены продолжать дискуссию по законопроекту.

А вот гражданам советуют сознательно подходить к процессу лечения и обязательно консультироваться с врачами по поводу целесообразности приобретения дорогих средств.

Прямая речь

Роман Илык, заместитель министра здравоохранения:

Мы не против того, что рекламируются лекарства. Многие лекарства рекламируют и в Европе и Соединенных Штатах Америки. Но там это делают по правилам, прописанным в законах. И главное: профессиональную оценку происходящего, может дать человек, который действительно в этом разбирается. А как сегодня субъект контроля в Украине может определить: соответствует реклама тому, о чем идет речь в инструкции к препарату?

Ульяна Фещук, заместитель председателя Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания:

- Хотелось бы подчеркнуть, что ответственность все-таки несут фармацевтические компании, которые производят препараты, и рекламодатели. Телерадиоорганизация является виноватой опосредованно. Если лекарственный препарат имеет четкие признаки запрещенного для рекламы - это одно. При отсутствии таких признаков просматривать Перечень безрецептурных лекарственных средств, который может постоянно меняться, - это другое.

Марина Слободниченко, председатель комитета АПУ по медицинскому праву, партнер ЮК Jurimex:

- Идея законопроекта заключается в том, чтобы именно Нацсовет, как орган контроля за телерадиокомпаниями, имел возможность применять финансовые санкции. Поскольку телерадиокомпании, не испытывая на себе хотя бы какого-то объема ответственности и риска применения санкций, имеють возможность выпускать в эфир то, чего хочет заказчик рекламы

Не пропустите новые статьи!





Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!


Следить за успехами малыша можно на канале BasketBoy TV. Подписывайтесь!