про твої права

Проверки Гоструда: виды, основания, права и обязанности инспекторов, обжалование результатов

21 августа 2019 Постановлением Кабинета Министров №823 утвержден новый Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде и осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства о труде. Определена процедура осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами (включая их структурные и обособленные подразделения, не являющиеся юридическими лицами) и физическими лицами, использующими наемный труд.

Путеводитель по статье

  1. Организация и проведение инспекционных посещений

    1.1 Права и обязанности инспекторов

    1.2 Права предпринимателей

    1.3 Составление акта инспекционного посещения, предписания и принятия решений по результатам инспекционного посещения

    1.4 Применение мер воздействия в связи с нарушением законодательства о труде, обжалование предписания или требования инспектора труда

  2. Выездные проверки Гоструда
  3. Комплексные проверки соблюдения трудового законодательства: кто и что будет проверять?

    3.1 Полномочия Государственной службы по вопросам труда

    3.2 Полномочия Государственной фискальной службы

    3.3 Полномочия органов Пенсионного фонда

    3.4 Национальная полиция и ее полномочия

    3.5 Ответственность за нарушения трудового законодательства

    3.6 Порядок наложения штрафов

    3.7 Административная ответственность

  4. Проверки инспекций по охране труда: полномочия, сроки, результаты

    4.1 Нормативная база

    4.2 Общие требования

    4.3 Специальные требования

    4.4 Результаты проверок

  5. Новые штрафы Гоструда со 2 февраля 2020 года
  6. Проверки Гоструда 2023
  7. Жалоба на работодателя в инспекцию по труду: образец
Видео путеводитель
Проверки Гоструда: штрафы за нарушение трудовых прав работников

Проверки Гоструда: штрафы за нарушение трудовых прав работников

31 декабря 2019 вступил в силу новый Порядок осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде, утвержденный Постановлением Кабинета Министров от 4 декабря 2019 № 1132. Порядок определяет процедуру осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о труде юридическими лицами (в том числе их структурными и обособленными подразделениями , которые не являются юридическими лицами) и физическими лицами, использующими наемный труд, с учетом особенностей, определенных Конвенцией Международной организации труда № 81 1947 года об инспекции труда в промышленности и торговле, ратифицированной Законом Украины от 8 сентября 2004 № 1985-IV, Конвенции Международной организации труда № 129 1969 года об инспекции труда в сельском хозяйстве, ратифицированной Законом Украины от 8 сентября 2004 № 1986-IV и Законом Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности".

Меры государственного контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляются в форме инспекционных посещений, проводимых инспекторами труда Гоструда и ее территориальных органов. Меры контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляются инспекторами труда исполнительных органов городских рад городов областного значения и сельских, поселковых, городских рад объединенных территориальных общин (по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных государственных гарантий в оплате труда, оформления трудовых отношений).

Инспекторами труда являются должностные лица Гоструда и ее территориальных органов, исполнительных органов рад. Контрольные полномочия инспектора труда подтверждаются служебным удостоверением.

Унифицированная форма акта инспекционного посещения, в котором определяется исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих инспектированию, предписания, предупреждения, а также требования инспектора труда утверждаются в установленном порядке и публикуются на официальном сайте Гоструда.

Организация и проведение инспекционных посещений

Основаниями для осуществления инспекционных посещений являются:

1) обращение работника о нарушении в отношении него законодательства о труде;

2) обращение физического лица, в отношении которого нарушены правила оформления трудовых отношений;

3) решение руководителя органа контроля о проведении инспекционных посещений, принятое по результатам анализа информации, полученной из средств массовой информации, других источников, доступ к которым не ограничен законодательством, и источников, указанных в подпунктах 1, 2, 4-7 настоящего пункта;

4) решения суда;

5) сообщение должностных лиц органов государственного надзора (контроля), правоохранительных органов о выявленных в ходе выполнения ими полномочий признаков нарушения законодательства о труде по неоформлению и / или нарушению порядка оформления трудовых отношений;

6) информация:

Госстата и его территориальных органов о наличии задолженности по выплате заработной платы;

ГНС и ее территориальных органов о:

- несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;

- факты нарушения законодательства о труде, выявленные в ходе осуществления полномочий;

- факты осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом, как субъекта хозяйствования;

Пенсионного фонда Украины и его территориальных органов про:

- работодателей, которые начисляют заработную плату 30 и более процентам работников меньше минимальной;

- работодателей, у которых в отношении работников отсутствует сообщение о принятии на работу;

- работодателей, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;

- физических лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;

- работодателей, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце;

- работодателей, у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации;

- работодателей, у которых 30 и более процентов физических лиц работают на условиях гражданско-правовых договоров;

- работодателей с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников;

7) информация профсоюзных органов о нарушении прав работников, являющихся членами профсоюза, выявленных в ходе осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства о труде;

8) поручение Премьер-министра Украины;

9) обращение Уполномоченного Верховной Рады Украины по правам человека;

10) запрос народного депутата Украины;

11) невыполнение требований предписания инспектора труда.

Инспекционное посещения или решения инспектора труда о посещении работодателя подлежит уведомительной регистрации Гоструда или его территориальным органом до начала их проведения.

Перед регистрацией инспекционного посещения работодателя, по которому в течение предыдущих шести календарных месяцев осуществлялись инспекционные посещения, руководитель органа контроля (другое уполномоченное им должностное лицо) изучает вопрос о целесообразности его проведения.

Во время подготовки к проведению инспекционного посещения инспектор труда может получить информацию и / или документы, относящиеся к предмету инспекционного посещения, в том числе путем проведения анализа имеющейся (доступной) информации о состоянии соблюдения объектом посещения законодательства о труде.

В случае необходимости для участия в инспекционных посещениях инспектором труда могут привлекаться (по согласию объекта посещения или другого уполномоченного им должностного лица) представители профсоюзов, их организаций и объединений, члены которых работают на объекте посещения, организаций работодателей и их объединений, государственных органов.

При проведении инспекционного посещения инспектор труда должен предъявить объекту посещения или уполномоченному им должностному лицу свое служебное удостоверение, перед подписанием акта инспекционного посещения предоставить копию соответствующего направления на проведение инспекционного посещения внести запись о его проведении в соответствующий журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) объекта посещения (при его наличии).

Продолжительность инспекционного посещения не может превышать 10 рабочих дней.

Права и обязанности инспекторов

Инспекторы труда при наличии служебного удостоверения беспрепятственно имеют право:

1) при проведении инспекционных посещений при наличии оснований, без предварительного уведомления в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;

2) знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащими информацию / сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещения их копии или выдержки;

3) один или в присутствии свидетелей задавать руководителю и / или работникам объекта посещения, другим лицам, обладающим необходимой информацией, вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и / или письменные объяснения;

4) при наличии признаков уголовного преступления и / или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;

5) на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;

6) фиксировать проведение инспекционного посещения средствами аудио-, фото- и видеотехники;

7) получать от органов государственной власти, объектов посещения информацию и / или документы, необходимые для проведения инспекционного посещения.

Требование инспектора труда о предоставлении объектом посещения для ознакомления документов и / или их копий или выписок из документов, объяснений, доступа ко всем видам помещений, организации рабочего места, внесенное в пределах полномочий, является обязательным для исполнения.

Инспекторам труда запрещается:

1) выступать посредниками, арбитрами или экспертами при рассмотрении индивидуальных или коллективных трудовых споров;

2) подменять работников объекта посещения во время проведения расчетов или перерасчетов размеров принадлежащих работникам средств, готовить заключения о соответствии или несоответствии нормативных актов объекта посещения требованиям нормативно-правовых актов с целью их дальнейшей передачи работникам (в том числе уволенным), другим лицам или органам;

3) проводить инспекционные посещения с целью получения от объекта посещения любых документов или их копий для последующей передачи другим лицам;

4) рассматривать и проверять вопрос, который является предметом рассмотрения в суде или в отношении которого вступило в законную силу решение суда, проверять своевременность, правильность и полноту выполнения решений суда;

5) разглашать коммерческую тайну и конфиденциальную информацию или информацию о производственных процессах, с которыми они могли ознакомиться при исполнении своих должностных обязанностей, кроме случаев, предусмотренных законом, в том числе в течение трех лет после освобождения от должности;

6) разглашать источник всякой жалобы, доведенной до сведения, на недостатки или нарушения и сообщать объекту посещения или его представителю о том, что посещение было проведено в связи с получением такой жалобы;

7) изымать у объектов посещения оригиналы их финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, а также компьютеры и их части;

8) проводить инспекционное посещение сверх установленных сроков.

Права предпринимателей

При проведении инспекционного посещения объект посещения вправе:

1) проверять у инспектора труда наличие служебного удостоверения;

2) получать копию направления на проведение инспекционного посещения;

3) не допускать к проведению инспекционного посещения в случае:

отсутствия служебного удостов ния;

когда на официальном сайте Гоструда не обнародована унифицированная форма акта инспекционного посещения;

4) требовать прекращения инспекционного посещения в случае превышения максимального срока осуществления такого мероприятия;

5) представлять в письменной форме свои объяснения, замечания к акту инспекционного посещения;

6) требовать от инспектора труда внесения записи о проведении инспекционного посещения в соответствующий журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) объекта посещения (при его наличии) перед подачей акта инспекционного посещения для подписи объектом посещения или уполномоченным им должностным лицом;

7) перед подписанием акта инспекционного посещения быть информированным о своих правах и обязанностях;

8) требовать от инспектора труда соблюдения требований законодательства;

9) требовать неразглашения коммерческой тайны или конфиденциальной информации объекта посещения;

10) обжаловать в установленном законодательством порядке неправомерные действия инспектора труда;

11) получать консультативную помощь от инспектора труда с целью предотвращения нарушений при проведении инспекционных посещений;

12) фиксировать проведение инспекционного посещения средствами аудио-, фото- и видеотехники;

13) обжаловать предписание и / или требование инспектора труда.

Составление акта инспекционного посещения, предписания и принятия решений по результатам инспекционного посещения

По результатам инспекционного посещения составляются акт инспекционного посещения и в случае выявления нарушений требований законодательства о труде - предписание по их устранению и предупреждению об ответственности за нарушение законодательства о труде.

Акт составляется в последний день инспекционного посещения в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда и объектом посещения или уполномоченным им лицом.

Один экземпляр акта остается у объекта посещения.

Второй экземпляр акта остается у инспектора труда.

Если объект посещения не согласен с изложенной в акте информации, акт подписывается с замечаниями, которые являются его неотъемлемой частью.

Замечания могут быть поданы объектом посещения не позднее трех рабочих дней после дня подписания акта. Письменный мотивированный ответ на замечания предоставляется инспектором труда не позднее чем через три рабочих дня с даты их поступления.

Материалы, зафиксированные средствами аудио-, фото- и видеотехники в ходе инспекционных посещений, приобщаются к акту в бумажном или электронном виде на дисках для лазерных систем считывания, на которых проставляется номер и дата составления акта. О приобщении таких материалов делается отметка в акте.

Предписание является обязательным для выполнения в определенные сроки по письменному требованию инспектора труда об устранении объектом посещения нарушений требований законодательства о труде, выявленных во время инспекционного посещения.

Предписание вносится объекту посещения не позднее чем в течение следующего рабочего дня после подписания акта (отказа от подписания), а в случае наличия замечаний - на следующий день после их рассмотрения.

Предписание составляется в двух экземплярах, которые подписываются инспектором труда, который проводил инспекционное посещение, и объектом посещения или уполномоченным им лицом.

Один экземпляр предписания остается у объекта посещения. Состояние выполнения предписания проверяется по истечении указанного в нем срока исполнения. Если объект посещения не предоставил ответа или предоставил его в объеме, недостаточном для подтверждения факта выполнения предписания, проводится инспекционное посещение.

В случае отказа объекта посещения или уполномоченного им лица от подписания или в случае невозможности личного вручения акта и / или предписания акт и предписание составляют одновременно в трех экземплярах.

В случае отказа объекта посещения подписать акт инспектор труда вносит в такой акт соответствующую запись.

Два экземпляра акта и предписания не позднее чем в течение следующего рабочего дня направляются объекту посещения по адресу, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований, заказным письмом с описью документов в нем и уведомлением о вручении. На экземпляре акта и предписания, которые остаются у инспектора труда, указываются реквизиты почтового сообщения, которое приобщается к материалам инспекционного посещения.

Объект посещения обязан вернуть инспектору труда нарочно или почтовым отправлением с описью вложения подписанный экземпляр акта и предписания не позднее чем через три рабочих дня с даты его получения.

В случае непоступления в течение семи рабочих дней после дня отправки объекта посещения подписанного экземпляра акта и предписания составляется акт об отказе от подписи в двух экземплярах, один из которых направляется объектуа посещения заказным письмом с уведомлением о вручении.

Применение мер воздействия в связи с нарушением законодательства о труде, обжалование предписания или требования инспектора труда

При наличии нарушений требований законодательства о труде, зафиксированных актом, после рассмотрения замечаний объекта посещения к нему (в случае их поступления) инспектор труда проводит анализ материалов инспекционного посещения, по результатам которого вносит предписание и принимает меры к привлечению виновного в допущении нарушений должностного лица к установленной законом ответственности.

Мероприятия по привлечению объекта посещения и его должностных лиц к ответственности за использование труда неоформленных работников принимаются одновременно с внесением предписания независимо от факта устранения выявленных нарушений в ходе инспекционного посещения.

Предписание или требование инспектора труда могут быть обжалованы соответственно в десятидневный и однодневный срок с даты их получения до руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда.

В случае несогласия с решением руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда такое решение может быть обжаловано  председателю или заместителю Председателя Гоструда.

Представление в установленный срок жалобы временно прекращает исполнение предписания или требования инспектора труда.

Жалоба рассматривается в 30-дневный срок после дня ее поступления, если иное не установлено законом.

На время рассмотрения жалобы решением руководителя или заместителя органа контроля проведение инспекционного посещения останавливается.

По результатам рассмотрения жалоб предписание, требование инспектора труда могут быть отменены полностью или в отдельной части.

Выездные проверки Гоструда

Выездные проверки проводятся уполномоченными должностными лицами в соответствии с индивидуальным графиком, который утверждается руководителем или заместителем руководителя Гоструда или ее территориального органа в соответствии с планом работы Гоструда и ее территориального органа на соответствующий период.

О проведении выездной проверки уполномоченное должностное лицо сообщает объекту надзора не позднее чем за пять рабочих дней до ее начала.

Срок проведения выездной проверки не может превышать пяти рабочих дней и по обоснованному представлению уполномоченного лица может быть продлен руководителем или заместителем руководителя Гоструда или его территориального органа до 10 рабочих дней.

К участию в выездной проверке в случае необходимости могут привлекаться представители центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, профсоюзов, их организаций и объединений профсоюзов, организаций работодателей и их объединений (по согласию), а также другие уполномоченные должностные лица Гоструда и ее территориальных органов.

Перед началом проведения выездной проверки уполномоченное должностное лицо должно предъявить руководителю объекта надзора или уполномоченному им должностному лицу свое служебное удостоверение.

Уполномоченному должностному лицу на время проведения выездной проверки предоставляется рабочее место с правом пользования телефонной связью, множительной техникой, другими услугами технического характера, необходимыми для реализации полномочий при выездной проверке, оформления материалов выездной проверки, общения с должностными лицами объекта надзора ( в случае необходимости получения объяснений).

С целью осуществления государственного надзора уполномоченные должностные лица имеют право:

1) беспрепятственно получать от объектов надзора документы, информацию, показатели статистической и оперативной отчетности и любые данные, связанные с осуществлением контрольных полномочий;

2) ставить должностным лицам объекта надзора вопросы, получать от них необходимые объяснения, отчеты, материалы, другую информацию об уровне и состоянии профилактической работы, причинах нарушений законодательства о труде и принятых мерах к их устранению;

3) анализировать материалы и организационно-распорядительные документы, которые составляются во время проведения и по результатам инспекционных посещений, невыездных инспекций; показатели статистической и оперативной отчетности; данные сравнения фактически достигнутых результативных показателей осуществления полномочий к показателям выполнения определенных Гоструда планов; данные интервьюирования, анкетирования, опросы граждан и сбор информации от юридических лиц;

4) получать от государственных органов, физических и юридических лиц документы и материалы по предмету государственного надзора, получать информацию из автоматизированных информационных и справочных систем, реестров и баз данных, созданных государственными органами;

5) требовать прекращения действий, препятствующих осуществлению государственного надзора;

6) делать выводы о состоянии соблюдения объектом надзора законодательства о труде при осуществлении контрольных полномочий;

7) по результатам государственного надзора инициировать проведение объектами надзора информационно-разъяснительных кампаний по наиболее эффективным способам соблюдения норм законодательства о труде, защиты и восстановления трудовых прав работников.

В случае выявления нарушения и / или недостатков при осуществлении объектами надзора контрольных полномочий уполномоченные должностные лица имеют право:

1) вносить руководителю объекта надзора обязательное для выполнения требование;

2) инициировать привлечение должностных лиц объекта надзора к ответственности за нарушение законодательства при осуществлении контрольных полномочий;

3) инициировать отмену или приостановление действия решений, принятых должностными лицами объекта надзора при осуществлении контрольных полномочий, если они противоречат законодательству о труде.

Должностные лица объекта надзора имеют право:

1) проверять у уполномоченного должностного лица наличие служебного удостоверения;

2) не допускать уполномоченное должностное лицо к проведению выездной проверки в случае отсутствия служебного удостоверения;

3) подавать в письменной форме свои объяснения, замечания об устранении нарушений к выводу и / или требованию;

4) требовать от уполномоченного должностного лица внесения записи о проведении выездной проверки в соответствующий журнал проверок (при его наличии).

Должностные лица объекта надзора обязаны:

1) допускать уполномоченных должностных лиц к проведению выездной проверки;

2) выполнять требование уполномоченного должностного лица по устранению выявленных нарушений требований законодательства о труде;

3) предоставлять документы, объяснения, справки, сведения, материалы по вопросам, возникающим при осуществлении государственного надзора;

4) отчитываться о выполнении возложенных на объект надзора контрольных полномочий по форме и в сроки, определенные Гоструда, но не чаще чем один раз в месяц;

5) сообщать уполномоченному должностному лицу о выполнении требования, а также о привлечении к ответственности должностных лиц объекта надзора за нарушение законодательства при осуществлении контрольных полномочий.

В случае создания объектом надзора препятствий в деятельности уполномоченного должностного лица (отказ в допуске к проведению выездной проверки, непредоставление информации, необходимой для осуществления государственного надзора, препятствие в реализации других прав), отсутствия документов, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, составляется акт о невозможности составления заключения, который подписывается руководителем объекта посещения или уполномоченным им должностным лицом.

Копия акта направляется органам или должностному лицу, которым подчинен объект надзора, для принятия мер по устранению препятствий в осуществлении государственного надзора.

По результатам осуществления государственного надзора составляется заключение.

В случае выявления нарушений законодательства о труде и / или недостатков при осуществлении контрольных полномочий также составляется требование.

Заключение составляется в двух экземплярах, которые подписываются уполномоченным должностным лицом, осуществлявшим государственный надзор и руководителем объекта надзора или уполномоченным им должностным лицом.

Один экземпляр заключения остается у объекта наблюдения.

Если руководитель объекта надзора или уполномоченное им должностное лицо не согласны с изложенной в заключении информацией, руководитель объекта надзора или уполномоченное им должностное лицо подписывают заключение с замечаниями, которые являются его неотъемлемой частью.

Объект наблюдения может подать замечания не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты подписания заключения. Решение о результатах рассмотрения представленных замечаний предоставляется уполномоченным должностным лицом не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты их поступления.

Требование вносится объекту надзора не позднее чем в течение следующего дня после подписания заключения, а в случае наличия замечаний - на следующий день после их рассмотрения.

В требовании указывается срок для устранения выявленных нарушений и / или недостатков при осуществлении контрольных полномочий, причин и условий, что к ним привели, совершение действий, направленных на эффективное осуществление контрольных полномочий. В случае установления срока выполнения требования более трех месяцев в нем определяется график и запланированные мероприятия по его выполнению с соответствующим информированием уполномоченного должностного лица в соответствии с определенной в требовании периодичностью.

Состояние выполнения требования проверяется по истечении указанного в нем срока исполнения, если объект наблюдения не предоставил ответа или предоставил его в объеме, недостаточном для подтверждения фактов его выполнения.

В случае отказа руководителя объекта надзора или уполномоченного им должностного лица от подписания или в случае невозможности личного вручения заключение и требование составляются в трех экземплярах.

Два экземпляра заключения и требования направляются объекту надзора заказным письмом с описью документов в нем и с уведомлением о вручении. На экземпляре заключения и требования, которые остаются у уполномоченного должностного лица, указываются реквизиты почтового сообщения, которое приобщается к материалам инспекционного посещения.

Объект надзора обязан вернуть уполномоченному должностному лицу подписанный экземпляр заключения и требования не позднее чем через три рабочих дня с даты его получения.

В случае непоступления в установленный срок подписанного экземпляра заключения и требования они считаются должным образом полученными, объект надзора с ними знаком, а замечания к их содержанию у объекта наблюдения отсутствуют. Об указанном объекту надзора сообщается заказным письмом с уведомлением о вручении.

При наличии нарушений требований законодательства о труде, зафиксированных заключением, после рассмотрения замечаний объекта надзора (в случае их поступления) уполномоченное должностное лицо проводит анализ собранных материалов, по результатам которого вносит требование и / или принимает меры к инициированию привлечения к ответственности должностного лица за нарушение законодательства при осуществлении контрольных полномочий.

Требование или вывод уполномоченного должностного лица могут быть обжалованы в 10-дневный срок с даты их получения руководителю или заместителю руководителя соответствующего территориального органа Гоструда.

В случае несогласия с решением руководителя или заместителя руководителя соответствующего территориального органа Гоструда такое решение может быть обжаловано  руководителю или заместителю руководителя Гоструда.

Представление в установленный срок жалобы временно прекращает выполнение требования.

Жалоба рассматривается в 30-дневный срок с даты ее поступления, если иное не установлено законом. По результатам рассмотрения жалоб заключение и / или требование могут быть отменены полностью или в отдельной части.

Комплексные проверки соблюдения трудового законодательства: кто и что будет проверять?

Распоряжением Кабинета Министров от 05.09.2018 года №649-р утверждены комплексные мероприятия, направленные на детенизацию рынка труда в Украине. Распоряжением предусматривается проведение Государственной службой Украины по вопросам труда, Государственной фискальной службой Украины, Пенсионным фондом Украины, Национальной полицией Украины, другими центральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления совместных комплексных мероприятий, направленных на детенизацию рынка труда и совершенствование контроля за оформлением трудовых отношений с наемными работниками. Какие полномочия есть у каждого из контролирующих органов, и какая ответственность предусмотрена за нарушения трудового законодательства? – расскажет Prostopravo

Правительство поручило Государственной службе по вопросам труда, Государственной фискальной службе, Пенсионному фонду Украины, Национальной полиции, другим центральным органам исполнительной власти при участии органов местного самоуправления провести:

  • начиная с 5 октября 2018 в установленном порядке комплексные меры, направленные на детенизацию занятости и доходов населения;
  • до 5 октября 2018 информационно-разъяснительную кампанию о запланированных мероприятиях и недопустимости допуска к работе наемных работников без оформления с ними трудовых отношений.

Полномочия Государственной службы по вопросам труда

Государственная служба Украины по вопросам труда (Гоструда) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра социальной политики. Среди прочих полномочий Гоструда: осуществление надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, занятости населения. 

Государственный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляется в форме проведения инспекционных посещений и невыездных инспекций инспекторами труда:

  • Гоструда и ее территориальных органов;
  • исполнительных органов городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по вопросам своевременной и в полном объеме оплаты труда, соблюдения минимальных гарантий в оплате труда, оформление трудовых отношений).

Инспекторы труда при наличии служебного удостоверения беспрепятственно, без предварительного уведомления имеют право:

  1. при проведении инспекционных посещений по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений самостоятельно и в любое время суток с учетом требований законодательства об охране труда проходить в любые производственные, служебные, административные помещения объекта посещения, в которых используется наемный труд;
  2. знакомиться с любыми книгами, реестрами и документами, ведение которых предусмотрено законодательством о труде, содержащими информацию / сведения по вопросам, которые являются предметом инспекционного посещения, невыездной инспекции, с целью проверки их соответствия нормам законодательства и получать заверенные объектом посещения их копии или выписки;
  3. единолично или в присутствии свидетелей задавать руководителю и / или работникам объекта посещения вопросы, касающиеся законодательства о труде, получать по указанным вопросам устные и / или письменные объяснения;
  4. при наличии признаков уголовного преступления и / или создания угрозы безопасности инспектора труда привлекать работников правоохранительных органов;
  5. на предоставление рабочего места с возможностью ведения конфиденциального разговора с работниками относительно предмета инспекционного посещения;
  6. фиксировать проведения инспекционного посещения по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений средствами аудио-, фото- и видеотехники;
  7. получать от государственных органов информацию, необходимую для проведения инспекционного посещения, невыездного инспектирования.

Требование инспектора труда о предоставлении объектом посещения для ознакомления документов и / или их копий или выписок из документов, объяснений, доступа в помещения, организации рабочего места, вынесенное в пределах полномочий, является обязательным для исполнения.

Полномочия Государственной фискальной службы

Государственная фискальная служба Украины (ГФС) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра финансов и реализующим государственную налоговую политику, государственную политику в сфере государственного таможенного дела, государственную политику по администрированию единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, государственную политику в сфере борьбы с правонарушениями при применении налогового, таможенного законодательства, а также законодательства вопросам уплаты единого взноса.

Органы Государственной фискальной службы, в пределах своих полномочий, проверяют правильность и полноту начисления и уплаты налогов и сборов (в том числе, Единого социального взноса). Непосредственно налагать штрафы за нарушение трудового законодательства органы ГФС не уполномочены, однако они регулярно обмениваются информацией с органами Гоструда.

Так, инспекторы труда проводят инспекции на основании информации, полученной от ГФС и ее территориальных органов о:

  • несоответствии количества работников работодателя объемам производства (выполненных работ, оказанных услуг) к средним показателям по соответствующему виду экономической деятельности;
  • фактах нарушения законодательства о труде, выявленных в ходе осуществления контрольных полномочий;
  • фактах осуществления хозяйственной деятельности без государственной регистрации в порядке, установленном законом;
  • работодателях, имеющих задолженность по уплате единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование в размере, превышающем минимальный страховой взнос за каждого работника.

Полномочия органов Пенсионного фонда

К основным заданиям Пенсионного фонда отнесены реализация государственной политики по пенсионному обеспечению и ведение учета лиц, подлежащих общеобязательному государственному пенсионному страхованию.

Органы Пенсионного фонда не проверяют непосредственно соблюдение трудового законодательства работодателями, однако обмениваются информацией с органами Гостурда.

Информация, предоставляемая Пенсионным фондом Украины Государственной службе Украины по вопросам труда, включает данные о:

  • застрахованных лицах, работающих по совместительству у 5-ти и более страхователей;
  • застрахованных лицах, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам у одного страхователя более года;
  • страхователях, у которых количество застрахованных лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) по гражданско-правовым договорам, больше чем численность работников в отчетном месяце и / или их количество значительно увеличено по сравнению с предыдущим отчетным месяцем;
  • страхователях, которые в отчетном месяце увеличили на 20 и более процентов количество застрахованных лиц с признаком "неполное рабочее время";
  • страхователях, которые начисляют заработную плату ниже законодательно установленного размера минимальной заработной платы по основному месту работы кроме тех, кто в отчетности заполнили признак "неполное рабочее время", и тех, которые начали и закончили трудовые отношения в отчетном месяце;
  • страхователях, у которых в отчетном месяце отражено начало трудовых отношений с работником, но которые не подали уведомление о приеме работника на работу;
  • страхователях, которые в отчетном месяце предоставили сведения о застрахованных лицах, находившихся в отпуске без сохранения заработной платы продолжительностью более установленной законодательством и которым начисления заработной платы не осуществлялось;
  • страхователях, у которых в течение года показатели количества застрахованных лиц и общей суммы начисленной заработной платы не изменялись;
  • страхователях, у которых в отчетном месяце произошло уменьшение штатной численности работников на 10 и более процентов по сравнению с предыдущим отчетным месяцем.

Инспекторы Гоструда придут на предприятие с инспекцией, получив от ПФУ информацию о:

  • работодателях, которые начисляют заработную плату меньше минимальной;
  • работодателях, у которых в отношении работников отсутствует сообщение о принятии на работу;
  • работодателях, у которых в течение месяца количество работников, работающих на условиях неполного рабочего времени, увеличилось на 20 и более процентов;
  • работниках, которые выполняют работы (оказывают услуги) по гражданско-правовым договорам у одного работодателя более года;
  • работодателях, у которых в отношении работников отсутствуют начисления заработной платы в отчетном месяце (отпуск без сохранения заработной платы без соблюдения требований Кодекса законов о труде Украины и Закона Украины "Об отпусках")
  • работодателях, у которых в течение года не проводилась индексация заработной платы или сумма повышения заработной платы составляет менее суммы начисленной индексации;
  • работодателях, у которых 30 и более процентов работников работают на условиях гражданско-правовых договоров;
  • работодателях с численностью 20 и более работников, у которых в течение месяца произошло сокращение на 10 и более процентов работников.

Национальная полиция и ее полномочия

Национальная полиция Украины - это центральный орган исполнительной власти, который служит обществу путем обеспечения охраны прав и свобод человека, противодействия преступности, поддержания публичной безопасности и порядка.

Задачами полиции является предоставление полицейских услуг в сферах:

  1. обеспечение общественной безопасности и порядка;
  2. охраны прав и свобод человека, а также интересов общества и государства;
  3. противодействия преступности;
  4. предоставление в пределах, определенных законом, услуг помощи лицам, которые в силу личных, экономических, социальных причин или вследствие чрезвычайных ситуаций нуждаются в такой помощи.

Полномочия полицейских предусмотрены ст.23 ЗУ «О Национальной полиции» и дополнительные полномочия на полицию могут быть возложены исключительно законом.

Таким образом, пока не ясно, каково будет участие полицейских в комплексных мероприятиях по проверке соблюдения субъектами хозяйствования трудового законодательства.

Ответственность за нарушения трудового законодательства

На юридических лиц и физических лиц-предпринимателей органами Гоструда могут быть наложены финансовые санкции за такие нарушения:

  • Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов – в размере 30 размеров минимальной заработной платы за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.
  • Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме – 3 минимальных заработных платы, установленных законом на день выявления нарушения;
  • Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда – 10 минимальных заработных плат за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.
  • Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины "О воинской обязанности и военной службе", "Об альтернативной (невоенной) службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации", - 10 минимальных заработных плат за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение.
  • Недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении – 3 минимальных заработных платы.
  • Недопуск к проведению проверки, если проверка проводится по вопросам выявления таких нарушений, как:  фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта); оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии; выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов, - 100 минимальных заработных плат.
  • Нарушение других требований трудового законодательства – в размере минимальной заработной платы.

Кроме того, статьей 53 Закона Украины «О занятости населения» предусмотрены штрафы за такие нарушения трудового законодательства:

  • В случае невыполнения работодателем в течение года квоты для трудоустройства граждан, указанных в части первой статьи 14 Закона «О занятости населения», с него взимается штраф за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких лиц в пределах соответствующей квоты в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
  • В случае осуществления предприятием деятельности по предоставлению услуг по посредничеству в трудоустройстве за границей без получения соответствующей лицензии или наем работников для дальнейшего выполнения ими работы в Украине у другого работодателя без получения соответствующего разрешения взимается штраф в двадцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
  • В случае непредставления или нарушение порядка представления субъектом хозяйствования, который предоставляет услуги по посредничеству в трудоустройстве, в соответствии с настоящим Законом сведений о трудоустроенных им лицах взимается штраф в двукратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
  • В случае применения работодателем труда иностранцев или лиц без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца:
    • на условиях трудового или иного договора без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства, взимается штраф за каждое лицо в двадцатикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения;
    • на других условиях, чем те, которые предусмотрены указанным разрешением, или другим работодателем, взимается штраф за каждое лицо в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
  • В случае непредставления или нарушения работодателем установленного порядка представления данных, предусмотренных абзацем третьим пункта 4 части третьей статьи 50 Закона «О занятости населения», взимается штраф в четырехкратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.
  • В случае нарушения субъектом хозяйствования, который предоставляет услуги по посредничеству в трудоустройстве в Украине, требований части второй статьи 37 настоящего Закона взимается штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной на момент выявления нарушения.

Такие штрафы являются финансовыми санкциями.  Они налагаются центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины и утвержденным Постановлением КМУ от 17 июля 2013 г. № 509.

Порядок наложения штрафов

Штрафы налагаются Главой Гоструда, его заместителями, начальниками управлений и отделов Гоструда и их заместителями (по вопросам, относящимся к их компетенции), начальниками территориальных органов Гоструда и их заместителями, руководителями исполнительных органов местных рад городов областного значения, сельских, поселковых, городских рад объединенных территориальных общин и их заместителями.

Штрафы могут быть наложены на основании:

  • решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установлении периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленного на предприятии, в учреждении, организации;
  • акта об обнаружении во время проверки субъекта хозяйствования или работодателя признаков нарушения законодательства о труде и / или занятости населения, составленного должностным лицом Гоструда или его территориального органа, исполнительного органа местной рады города областного значения и сельской, поселковой, городской рады объединенной территориальной общины;
  • акта документальной выездной проверки ГФС, ее территориального органа, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о труде.

Уполномоченное должностное лицо не позднее чем через 10 дней с даты составления акта принимает решение о рассмотрении дела о наложении штрафа.  Дело рассматривается в пятнадцатидневный срок со дня принятия решения о его рассмотрении. В случае поступления от субъекта хозяйствования или работодателя, в отношении которого возбуждено дело, обоснованного ходатайства об отложении его рассмотрения, срок рассмотрения дела может быть продлен уполномоченным должностным лицом, но не более чем на 10 дней.

О рассмотрении дела уполномоченные должностные лица письменно уведомляют субъектов хозяйствования и работодателей не позднее чем за пять дней до даты рассмотрения заказным письмом или телеграммой, телефаксом, телефонограммой или путем вручения уведомления их представителям, о чем на копии уведомления, которая остается у уполномоченного должностного лица делается соответствующая отметка, заверенная подписью такого представителя.

Дело рассматривается с участием представителя предприятия или работодателя, по которому оно возбуждено. Дело может быть рассмотрено без участия такого представителя в случае, когда его проинформировали о рассмотрении и от него не поступило обоснованное ходатайство об отложении рассмотрения.

По результатам рассмотрения дела уполномоченное должностное лицо на основании акта составляет постановление о наложении штрафа.

Постановление о наложении штрафа составляется в двух экземплярах по форме, установленной Минсоцполититки, один из которых остается у уполномоченного должностного лица, рассматривавшего дело, второй - направляется в течение трех дней субъекту хозяйствования или работодателю, в отношении которого принято постановление, или выдается его представителю, о чем на нем делается соответствующая отметка, заверенная подписью такого представителя.

Штраф уплачивается в течение одного месяца со дня принятия постановления о его наложении, о чем субъект хозяйствования или работодатель сообщают уполномоченному должностному лицу, которое составило постановление о наложении штрафа.

Постановление о наложении штрафа может быть обжаловано в судебном порядке.

Не уплаченные в добровольном порядке штрафы взимаются:

  • в судебном порядке региональными центрами занятости на основании материалов дела, которые передаются им территориальными органами Гоструда, исполнительными органами городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по штрафам, предусмотренным частями второй, пятой и шестой статьи 53 Закона Украины "О занятости населения")
  • в судебном порядке территориальными органами Гоструда, исполнительными органами городских советов городов областного значения и сельских, поселковых, городских советов объединенных территориальных общин (по штрафам, предусмотренным частями третьей, четвертой и седьмой статьи 53 Закона «О занятости населения»);
  • органами государственной исполнительной службы (по штрафам, предусмотренным частью второй статьи 265 Кодекса законов о труде Украины).

Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде.

Административная ответственность

Кроме того, Кодексом об административных нарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц субъекта хозяйствования, нарушивших законодательство о труде.

Так, ст.41 КоАПУ предусмотрена ответственность за нарушение требований законодательства о труде и об охране труда.

Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме, срока предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физическими лицами - предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов по их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у физического лица - предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т.д.), определенных Законом Украины "об обращениях граждан", или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные данные, нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения, а также другие нарушения требований законодательства о труде -

  • влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан - субъектов предпринимательской деятельности от тридцати до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Повторное на протяжении года совершение нарушения, предусмотренного частью первой настоящей статьи, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, или те же действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида, -

  • влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и граждан - субъектов предпринимательской деятельности от ста до трехсот необлагаемых минимумов доходов граждан.

Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства –

  • влекут наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физических лиц - предпринимателей, которые используют наемный труд, от пятисот до одной тысячи необлагаемых минимумов доходов граждан.

Повторное на протяжении года совершение нарушения, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, -

  • влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, физических лиц - предпринимателей, которые используют наемный труд, от одной тысячи до двух тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда, -

  • влечет наложение штрафа на работников от четырех до десяти необлагаемых минимумов доходов граждан и на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности и граждан - субъектов предпринимательской деятельности - от двадцати до сорока необлагаемых минимумов доходов граждан.

Нарушение установленного порядка уведомления (предоставление информации) центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, о несчастном случае на производстве -

  • влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, физических лиц - предпринимателей, которые используют наемный труд, и на физических лиц, не имеющих статуса предпринимателей и используют наемный труд, от двадцати до пятидесяти необлагаемых рублей.

Нарушение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины "О воинской обязанности и военной службе", "Об альтернативной (невоенной) службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации", -

  • влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности и физических лиц - предпринимателей, которые используют наемный труд, от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Статья 188-6 КоАПУ устанавливает ответственность за невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, или создание препятствий для деятельности этого органа.

Так, невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, об устранении нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании или создание препятствий для деятельности этого органа - влечет наложение штрафа на должностных лиц от пятидесяти до ста необлагаемых минимумов доходов граждан.

Проверки инспекций по охране труда: полномочия, сроки, результаты

Одними из органов, уполномоченных осуществлять проверки субъектов хозяйствования в Украине, являются государственные органы надзора за охраной труда. Причем, как оказалось, такие "визиты" могут оказаться весьма неожиданными для предпринимателей. Каковы полномочия инспекций по труду, сроки проведения таких проверок, а также каким образом оформляются результаты проверок узнавал prostopravo.com.ua.

Нормативная база

Полномочия центрального органа исполнительной власти по надзору за охраной труда описаны в ЗУ «Об охране труда». В то же время, основным нормативным актом при проведении последними проверок хозяйствующих субъектов является ЗУ «Об основных принципах государственного контроля (надзора) в сфере хозяйственной деятельности» (далее — Закон 877). Кроме того, Украина ратифицировала  ряд международных Конвенций в сфере охраны труда. Речь идет о Конвенции № 81 об инспекции труда в сфере промышленности и торговле и Конвенции № 129 об инспекции труда в сельском хозяйстве. Именно с применением последних, как правило, и связано большинство вопросов при проведении проверок инспекциями труда. Но обо всем по порядку.

Общие требования

Общие требования к проведению проверок инспекциями труда сформулированы в Законе 877.  А именно:

  1. Проверка осуществляется по месту осуществления хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования или его отдельных подразделений.
  2. Плановые и внеплановые мероприятия осуществляются в рабочее время, установленное правилами внутреннего трудового распорядка.
  3. Плановые или внеплановые мероприятия должны осуществляться в присутствии руководителя или его заместителя, или уполномоченного лица субъекта хозяйствования.
  4. Перед началом проверки должностное лицо проверяющего органа должно внести запись в Журнал (конечно, если таковой имеется).

Плановые проверки проводятся в соответствии с годовыми и квартальными планами, их периодичность зависит от степени риска от осуществления хозяйственной деятельности (высокий, средний, незначительный).

Плановые проверки осуществляются при условии письменного уведомления субъекта хозяйствования о их проведении  не позднее чем за десять дней.

Такое уведомление должно содержать:

  • дату начала и дату окончания осуществления плановой проверки;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, относительно деятельности которых осуществляется мероприятие;
  • наименование органа государственного надзора (контроля).

Уведомление направляется заказным письмом или телефонограммой или вручается лично руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования под расписку.

Субъект хозяйствования имеет право не допускать должностное лицо органа государственного надзора (контроля) к осуществлению планового мероприятия в случае неполучения уведомления об осуществлении планового мероприятия.

Срок проведения плановой проверки не может превышать 15 рабочих дней, а для субъектов малого предпринимательства — 5 рабочих дней.

Внеплановые проверки могут проводится исключительно на таких основаниях:

  • по заявлению самого субъекта хозяйствования;
  • выявление и подтверждение недостоверности данных, заявленных в документах обязательной отчетности, представленных субъектом хозяйствования;
  • проверка выполнения субъектом хозяйствования предписаний, распоряжений или других распорядительных документов по устранению нарушений требований законодательства, выданных по результатам проведения плановых мероприятий органом государственного надзора (контроля);
  • обращение физических и юридических лиц о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства. Внеплановое мероприятие в этом случае осуществляется только при наличии согласия центрального органа исполнительной власти на его проведение;
  • непредставление в установленный срок субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности без уважительных причин, а также письменных объяснений о причинах, которые препятствовали представлению таких документов;
  • наступления аварии, смерти пострадавшего вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, что было связано с деятельностью предприятия.

Во время проведения внепланового мероприятия выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проведение государственного надзора.

Предприятие должно ознакомиться с основанием проведения внепланового мероприятия с предоставлением ему копии соответствующего документа.

Срок проведения внеплановой проверки не может превышать десяти рабочих дней, а относительно субъектов малого предпринимательства — двух рабочих дней.

Для осуществления планового или внепланового мероприятия орган государственного надзора (контроля) издает приказ, который должен содержать наименование субъекта хозяйствования, относительно которого будет осуществляться мероприятие, и предмет проверки.

На основании приказа оформляется удостоверение (направление) на проведение мероприятия, которое подписывается руководителем или заместителем руководителя органа государственного надзора (контроля) (с указанием фамилии, имени и отчества) и заверяется печатью.

В удостоверении (направлении) на проведение мероприятия указываются:

  • наименование органа государственного надзора (контроля), осуществляющего мероприятие;
  • наименование субъекта хозяйствования и / или его обособленного подразделения или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, относительно деятельности которых осуществляется проверка;
  • местонахождение субъекта хозяйствования и / или его обособленного подразделения, относительно деятельности которых осуществляется проверка;
  • номер и дата приказа, во исполнение которого осуществляется мероприятие;
  • перечень должностных лиц, участвующих в осуществлении мероприятия, с указанием их должности, фамилии, имени и отчества;
  • дата начала и дата окончания мероприятия;
  • тип мероприятия (плановый или внеплановый);
  • вид мероприятия (проверка, ревизия, обследование, осмотр, инспектирование и т.п.);
  • основания для осуществления мероприятия;
  • предмет осуществления мероприятия;
  • информация об осуществлении предыдущего мероприятия (тип мероприятия и срок его осуществления).

Удостоверение (направление) действует только в течение указанного в нем срока осуществления мероприятия.

Перед началом осуществления мероприятия должностные лица органа государственного надзора (контроля) обязаны предъявить руководителю субъекта хозяйствования или уполномоченному им лицу удостоверение (направление) и служебное удостоверение, удостоверяющее должностное лицо органа государственного надзора (контроля), и предоставить субъекту хозяйствования копию удостоверения (направления).

Субъект хозяйствования имеет право не допускать должностных лиц органа государственного надзора (контроля) к проведению проверки при отсутствии у них удостоверения, оформленного в соответствии с требованиями закона.

Специальные требования

Как известно, международные документы, ратифицированные Верховной Радой Украины, становятся частью национального законодательства и, более того, имеют высшую юридическую силу по отношению к национальным законам. Именно по этой причине, инспекции труда при проведении проверок в сфере промышленности, торговли и сельского хозяйства руководствуются нормами Конвенций 81 и 129, которыми предусмотрены более широкие полномочия проверяющих органов в этой сфере, чем в Законе 877.

В частности, согласно ст. 12 Конвенции 81 и ст. 16 Конвенции 129 инспекции труда имеют право:

  1. беспрепятственно, без предварительного уведомления и в любое время суток приходить на любое предприятие, подлежащее инспекции;
  2. входить в дневное время в любые помещения, которые они имеют достаточные основания считать подлежащими инспекции;
  3. осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они сочтут необходимыми для того, чтобы убедиться в том, что правовые нормы соблюдаются, и в частности:
    1. наедине или в присутствии свидетелей задавать работодателям или персоналу предприятия любые вопросы, которые касаются применения правовых норм;
    2. требовать предоставления любых книг, реестров или документов, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, с целью проверки их соответствия законодательным нормам, и снимать копии с таких документов или делать из них выписки;
    3. обязывать вывешивать объявления, согласно правовых норм;
    4. изымать или брать с собой для анализа образцы материалов и веществ, используемых или обрабатываемых, при условии уведомления предпринимателя или его представителя о том, что материалы или вещества были изъяты и унесены с этой целью.

Кроме того, в случае инспекционного посещения инспектор уведомляет о своем присутствии работодателя или его представителя, только если он не сочтет, что такое уведомление может нанести ущерб эффективности контроля.

Именно руководствуясь требованиями Конвенций 81 и 129 инспекторы по охране труда приходят на предприятия, без предварительного уведомления и проводят проверки в отсутствии руководителя.

Результаты проверок

По результатам проверки должностное лицо органа государственного надзора (контроля), в случае выявления нарушений требований законодательства, составляет акт, который должен содержать следующие сведения:

  • дату составления акта;
  • тип и вид мероприятия ;
  • предмет государственного надзора (контроля);
  • наименование органа государственного надзора (контроля), а также должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, осуществившего мероприятие;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица - предпринимателя, относительно деятельности которых осуществлялось мероприятие;
  • детальное описание обнаруженного нарушения со ссылкой на соответствующее требование законодательства.

В последний день проверки два экземпляра акта подписываются должностными лицами органа государственного надзора (контроля) и субъектом хозяйствования или уполномоченным им лицом, если иное не предусмотрено законом.

Если предприятие не согласно с актом, оно подписывает акт с замечаниями. Один экземпляр акта вручается субъекту хозяйствования или уполномоченному им лицу, а второй - хранится в органе государственного надзора (контроля).

Уже на основании акта, в течение пяти рабочих дней со дня завершения мероприятия, составляется предписание, распоряжение или другой распорядительный документ об устранении выявленных нарушений.

Распорядительные документы по устранению нарушений требований законодательства могут быть обжалованы в соответствующий центральный органа исполнительной власти или в суд.

По результатам проверки, органы надзора могут:

  • запрещать, приостанавливать, прекращать, ограничивать эксплуатацию предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуск и эксплуатацию машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, выполнение определенных работ, применение новых опасных веществ, реализацию продукции, а также отменять или прекращать действие выданных ими разрешений и лицензий до устранения нарушений, которые создают угрозу жизни работающих;
  • привлекать к административной ответственности работников, виновных в нарушении законодательства об охране труда;
  • направлять работодателям представления о несоответствии отдельных должностных лиц занимаемой должности, передавать материалы органам прокуратуры для привлечения этих лиц к ответственности согласно закону.

Административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда предусмотрена ст. 41 КУоАП.  Так, нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда, влечет за собой наложение штрафа на работников в размере от 4 до 10 нмдг (от 68 до 170 грн.), а на должностных лиц — от 20 до 40 нмдг.( от 340 до 680 грн.)  За нарушение установленного порядка уведомления о несчастном случае на производстве предусмотрен штраф в размере от 20 до 50 нмдг (от 340 до 850 грн.).

При этом следует помнить, что административное взыскание может быть наложено не позднее, чем через 2 месяца после совершения правонарушения, а при длительном правонарушении — не позднее 2 месяцев со дня его обнаружения. т. е. штрафовать за нарушения, совершенные, скажем, год или полгода назад инспекторы не имею права.

Новые штрафы Гоструда со 2 февраля 2020 года

Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, виновные в нарушении законодательства о труде, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством.

С 2.02.2020 года юридические и физические лица - предприниматели, использующие наемный труд, несут ответственность в виде штрафа в случае:

фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформления работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов - в десятикратном размере минимальной заработной платы (47 230 грн. - в 2020 году), установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение, а к юридическим лицам и физическим лицам - предпринимателям, которые используют наемный труд и являются плательщиками единого налога первой - третьей групп, применяется предупреждение;

совершение вышеуказанного нарушения повторно в течение двух лет со дня выявления нарушения - в тридцатикратном размере минимальной заработной платы (141 690 грн. в 2020 году), установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение;

нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме - в трехкратном размере минимальной заработной платы (14 169 грн. в 2020 году), установленной законом на момент обнаружения нарушения;

несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда - в двукратном размере минимальной заработной платы (9446 грн. в 2020 году), установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение;

несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, привлекаемым к исполнению обязанностей, предусмотренных законами Украины "О воинской обязанности и военной службе", "Об альтернативной (невоенной) службе", "О мобилизационной подготовке и мобилизации", - в четырехкратном размере минимальной заработной платы (18 892 грн. в 2020 году), установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение, а к юридическим лицам и физическим лицам - предпринимателям, которые используют наемный труд и являются плательщиками единого налога первой - третьей групп, применяется предупреждение;

недопущение к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении - в трехкратном размере минимальной заработной платы (14 169 грн. в 2020 году), установленной законом на момент выявления нарушения;

недопущение к проведению проверки, при проведении проверки по вопросам выявления фактического допуска работника к работе без оформления трудового договора (контракта), оформление работника на неполное рабочее время в случае фактического выполнения работы полное рабочее время, установленное на предприятии, и выплаты заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов, - в шестнадцатикратный размере минимальной заработной платы (75 568 грн. в 2020 году), установленной законом на момент выявления нарушения;

нарушение других требований законодательства о труде - в размере минимальной заработной платы за каждое такое нарушение (4723 грн. в 2020 году)

совершение нарушения других требований законодательства о труде, повторно в течение года со дня выявления нарушения - в двукратном размере минимальной заработной платы за каждое такое нарушение (9446 грн. в 2020 году).

В случае уплаты юридическим лицом или физическим лицом - предпринимателем, использующим наемный труд, 50 процентов размера штрафа в течение 10 банковских дней со дня вручения постановления о наложении штрафа за нарушение требований законодательства о труде, такое постановление считается выполненным.

Уплата штрафа не освобождает от устранения нарушений законодательства о труде.

Проверки Гоструда 2023

В период действия военного положения Гоструда и его территориальные органы могут осуществлять внеплановые проверки работодателей (как юридических лиц, так и ФЛП) по заявлениям работника или профсоюзов. Проверке подлежат вопросы соблюдения работодателем требований Закона Украины "Об организации трудовых отношений в условиях военного положения" от 15.03.2022 г. № 2136-IX и случаи выявления неоформленных трудовых отношений и законности прекращения трудовых договоров.

Основания для проведения внеплановых проверок работодателей:

  1. по заявлению работника или профсоюза в части:
    • соблюдение требований Закона № 2136;
    • по вопросам выявления неоформленных трудовых отношений и законности прекращения трудовых договоров;
  2. за обращением физического лица о нарушении, повлекшем вред его правам, законным интересам, жизни или здоровью, окружающей природной среде или безопасности государства;
  3. в случае неподачи субъектом хозяйствования документов обязательной отчетности за 2 отчетных периода подряд без уважительных причин или без предоставления письменных объяснений о причинах, препятствовавших представлению таких документов;
  4. по поручению Премьер-министра Украины о проверке субъекта хозяйствования в соответствующей сфере в связи с выявленными системными нарушениями и/или наступлением события, оказывающего значительное негативное влияние на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защита окружающей природной среды и обеспечение безопасности государства;
  5. наступление аварии, смерти потерпевшего в результате несчастного случая или профессионального заболевания, что было связано с деятельностью предприятия;
  6. за обращением Киевской городской военной администрации или областной военной администрации;
  7. в связи с невыполнением предприятием предписаний об устранении нарушений требований законодательства, выданных после 1 мая 2022 года.

При проведении внеплановой проверки выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых явилась основанием для ее осуществления. При этом обязательным указанием в удостоверении (направлении) на проведение внеплановой проверки должны быть подлежащие проверке вопросы.

В случае проведения внеплановой проверки в соответствии с Законом Украины "Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности" от 05.04.2007 г. № 877-V обязательным является:

  • наличие приказа (решения, распоряжения) органа Гоструда, в котором обязательно указывают наименование субъекта хозяйствования, по которому будут осуществлять мероприятие, и предмет проверки;
  • наличие удостоверения (направления) на проведение проверки, оформленного на основании приказа (решения, распоряжения) о проведении проверки. Удостоверение (направление) подписывается руководителем органа Гоструда или его заместителем с указанием фамилии, имени и отчества и удостоверяется печатью. В нем должен быть указан ряд обязательных реквизитов, в частности: наименование органа, производящего проверку; наименование и местонахождение субъекта хозяйствования, которого будут проверять; номер и дата приказа (решения, распоряжения) о проверке; перечень должностных лиц, участвующих в проверке; даты начала и окончания проверки; основания и предмет проверки и т.д. Важно учитывать, что удостоверение (направление) действует только в течение указанного в нем срока осуществления проверки;
  • вручение проверяемому субъекту копии соответствующего удостоверения (направления) на проведение проверки, где должны быть указаны основания для ее проведения;
  • наличие служебного удостоверения у лиц, указанных в удостоверении (направлении).

Субъект хозяйствования имеет право не допускать должностных лиц органа Гоструда к проверке, если они не предоставили указанные документы.

Перед началом внеплановой проверки инспектор труда должен внести запись в журнал регистрации проверок (при наличии такого журнала у субъекта хозяйствования).

Общий срок проведения внеплановой проверки Гоструда – не более 10 рабочих дней.

В случае проведения проверки работодателя, являющегося субъектом малого предпринимательства, срок ее проведения ограничен двумя рабочими днями. Субъектами малого предпринимательства являются ФЛП и юридические лица, в которых:

  1. среднее количество работников за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек;
  2. годовой доход от какой-либо деятельности не превышает сумму, эквивалентную 10 миллионам евро, определенную по среднегодовому курсу НБУ.

По результатам осуществления внеплановой проверки инспектор труда составляет акт. Если работодатель не согласен с актом, он подписывает акт с замечаниями.

В случае необходимости Гоструда в течение 5 рабочих дней со дня завершения проверки составляет предписание об устранении нарушений. Предписание – обязательное для выполнения в определенные сроки письменное требование должностного лица органа государственного надзора (контроля) субъекту хозяйствования по устранению нарушений требований законодательства.

В случае выполнения предписания и устранения работодателем нарушения штрафов, предусмотренных в ст. 265 КЗоТ или в КУоАП, не применяются.

Читайте также:

Все статьи раздела

Поиск юридической помощи в защите бизнеса от проверок и штрафов

Нуждаетесь в юридической помощи?