Депутаты предлагают уменьшить штрафы за нарушение субъектами хозяйствования кассовой дисциплины

На сегодняшний день действующим остается Указ Президента "О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности" от 12.06.1995 года № 436/96. В то же время, в силу дискуссионности его норм и легитимности, давно назрела необходимость его отмены и урегулирования вопросов ответственности за нарушение кассовой дисциплины на уровне Закона. Поэтому закономерно, что в парламент был подан проект Закона №9451 "О некоторых вопросах применения финансовых санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности" и Комитет уже рекомендовал его к рассмотрению.

С целью урегулирования организации кассовой дисциплины Указом Президента Украины от 12.06.1995р. за №435 / 95 была установлена финансово-правовая ответственность за нарушение кассовой дисциплины юридическими лицами всех форм собственности и физическими лицами - субъектами предпринимательской деятельности. Такие меры были обусловлены тяжелым состоянием денежно-кредитной системы Украины, макроэкономической нестабильностью и нестабильностью денежной единицы Украины.

По мнению авторов законопроекта №9451 на сегодняшний день является актуальной отмена Указа Президента Украины и принятие закона о финансово-правовой ответственности за нарушение норм по регулированию обращения наличности в связи с тем, что:

  • С 28.06.1996р. отменено право Президента Украины выдавать Указы по вопросам экономической реформы, не урегулированным действующим законодательством, которые действуют до принятия соответствующих законов;
  • С 01.01.2011. согласно п.113.3 ст.113 НКУ штрафные (финансовые) санкции по вопросам законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГФС применяются в порядке и размерах, установленных Кодексом и другими законами. Позиция, согласно которой юридическая ответственность и меры государственно-принудительного воздействия определяются исключительно законом, а не каким-либо другим нормативно-правовым актом подтверждена решением Конституционного Суда Украины по делу по конституционному обращению ООО «Всеукраинский Акционерный Банк». Это создает коллизию в законодательстве по применению штрафных санкций согласно Указу, что будет в дальнейшем приводить к двойственной или множественной трактовке норм, необоснованным расходам на судебные споры с налоговыми органами и большим потерям на судебные расходы всех участников споров.

Кроме того, анализ основных принципов финансово-правовой ответственности свидетельствует о необходимости уменьшения размера штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности.  

В соответствии с нормами законопроекта, в случае нарушения юридическими лицами всех форм собственности, физическими лицами-гражданами Украины, иностранцами и лицами без гражданства, являющимися предпринимателями, постоянными представительствами нерезидентов, через которые полностью или частично осуществляется хозяйственная деятельность нерезидентов Украины, норм по регулированию обращения наличности и порядка ведения кассовых операций в национальной валюте Украины, устанавливаемых Национальным банком Украины, к ним применяются такие штрафные (финансовые) санкции:

  1. за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах - в размере 100 процентов от суммы выявленной сверхлимитной наличности;
  2. за неоприходование (неполное и / или несвоевременное оприходование) в кассах наличности - в двукратном размере неоприходованной (не в полном объеме и / или несвоевременно оприходованной) суммы;
  3. за превышение установленных сроков использования выданных под отчет наличных средств, а также за выдачу под отчет наличных средств без полной и своевременной отчетности по ранее выданным средствам - в размере 25 процентов выданных под отчет сумм;
  4. за проведение наличных расчетов (кроме расчетов, проведенных с применением регистраторов расчетных операций в соответствии с Законом Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг») без выдачи получателем наличных средств документа установленной формы и содержания (квитанции к приходному кассовому ордеру, расчетной квитанции, другого предусмотренного законодательством документа), подтверждающего уплату лицом наличных денежных средств, - в размере уплаченных средств .

Решения о применении штрафных (финансовых) санкций принимаются контролирующими органами на основании материалов проведенных ими проверок или представлений центрального органа исполнительной власти, который обеспечивает формирование и реализует государственную политику в сфере государственного финансового контроля и финансовых органов в установленном законодательством порядке и в размерах, действующих на день завершения проверок или на день получения контролирующим органом указанных представлений.

Обжалование решений контролирующих органов о применении штрафных (финансовых) санкций осуществляется в порядке, установленном Налоговым кодексом Украины.

Напомним, что на сегодняшний день Указом Президента установлены штрафы за нарушение кассовой дисциплины субъектами предпринимательства в таком размере:

  • за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах - в двукратном размере сумм выявленных сверхлимитных наличных за каждый день;
  • за неоприходование (неполное и / или несвоевременное) оприходование в кассах наличности - в пятикратном размере неоприходованной суммы.

Если Закон примут, он вступит в силу с дня официального опубликования.



Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!


Забавное видео




Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам