про твої права

НДС: плательщики, ставки, расчет

НДС (налог на добавленную стоимость) в Украине: ставка и расчет, плательщики, возмещение, регистрация и получение свидетельства НДС, сроки регистрации и критерии блокировки налоговых накладных. Узнайте, как проверить плательщика НДС в реестре.

Путеводитель по статье

  1. Что такое НДС
  2. Плательщики НДС
  3. Регистрация плательщиком НДС
  4. Реестр плательщиков НДС
  5. Ставка НДС
  6. Расчет НДС
  7. Налоговая накладная
  8. Блокирование (остановка регистрации) налоговых накладных
  9. Как разблокировать накладную?
  10. Электронное администрирование налога на добавленную стоимость. Возмещение НДС.
  11. Подача декларации и срок уплаты НДС
  12. НДС при экспорте и импорте
  13. Новые критерии рискованности плательщика налога на добавленную стоимость и его операций с 1 февраля 2020
  14. НДС 2023
  15. Рейтинг кредитов на развитие бизнеса
  16. Калькулятор НДС
Видео путеводитель
Какую систему налогообложения выбрать представителям малого и среднего бизнеса?

Какую систему налогообложения выбрать представителям малого и среднего бизнеса?

Что такое НДС

Налог на добавленную стоимость (НДС) - это косвенный налог, который входит в цену товаров (работ, услуг) и уплачивается покупателем, но его учет и перечисление в государственный бюджет осуществляет продавец (налоговый агент).

С НДС тесно связаны еще два понятия: налоговый кредит и налоговое обязательство по НДС.

Налоговый кредит - это сумма, на которую налогоплательщик имеет право уменьшить налоговое обязательство за отчетный период (сумма НДС уплаченная таким плательщиком в составе стоимости товаров, работ, услуг, приобретенных у другого плательщика НДС, или уплаченная на границе таможенным органам).

Налоговое обязательство - общая сумма налога, начисленная плательщиком в отчетном периоде (в составе стоимости проданных или оплаченных покупателем товаров, работ, услуг).

В бюджет плательщик перечисляет сумму НДС, которая является разницей между налоговым обязательством и налоговым кредитом.

Плательщики НДС

Плательщиками НДС являются:

  1. любое лицо, осуществляющее или планирующее осуществлять хозяйственную деятельность, которое регистрируется по своему добровольному решению как плательщик налога в порядке, определенном НКУ;
  2. любое лицо, которое подлежит регистрации как плательщик налога в соответствии с требованиями НКУ.
    • В случае если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров / услуг, подлежащих налогообложению, в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1млн. гривен (без учета налога на добавленную стоимость), такое лицо обязано зарегистрироваться как плательщик налога в контролирующем органе по своему местонахождению (месту жительства), кроме лица, являющегося плательщиком единого налога первой - третьей группы;
  3. любое лицо, которое ввозит товары на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению, и на которую возлагается ответственность за уплату налогов в случае перемещения товаров через таможенную границу Украины в соответствии с Таможенным кодексом Украины;
  4. лицо, которое ведет учет результатов деятельности по договору о совместной деятельности без образования юридического лица;
  5. лицо - управляющий имущества, которое ведет отдельный налоговый учет по налогу на добавленную стоимость по хозяйственным операциям, связанным с использованием имущества, полученного в управление по договорам управления имуществом;
  6. лицо, проводящее операции по поставке конфискованного имущества, находок, кладов, имущества, признанного бесхозным, имущества, за которым не обратился владелец до конца срока хранения, и имущества, которое по праву наследования или на других законных основаниях переходит в собственность государства;
  7. лицо, уполномоченное вносить налог с объектов налогообложения, возникающих вследствие поставки услуг предприятиями железнодорожного транспорта с их основной деятельности, находящихся в подчинении плательщика налога в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
  8. лицо - инвестор (оператор), который ведет отдельный налоговый учет, связанный с выполнением соглашения о разделе продукции.

Лицом, ответственным за начисление и уплату налога в бюджет при поставке услуг нерезидентами, в том числе их постоянными представительствами, не зарегистрированными в качестве налогоплательщиков, если место поставки услуг находится на таможенной территории Украины, является получатель услуг.

Регистрация плательщиком НДС

Любое лицо, которое подлежит обязательной регистрации как плательщик налога, подает в контролирующий орган по своему местонахождению (месту жительства) регистрационное заявление по форме.

В случае обязательной регистрации лица как плательщика налога регистрационное заявление подается в контролирующий орган не позднее 10 числа календарного месяца, следующего за месяцем, в котором впервые достигнут объем налогооблагаемых операций в 1 млн.грн.

В случае добровольной регистрации лица как плательщика налога, регистрационное заявление подается не позднее чем за 20 календарных дней до начала налогового периода, с которого такие лица будут считаться плательщиками налога и иметь право на налоговый кредит и составление налоговых накладных.

При переходе лиц с упрощенной системы налогообложения, которая не предусматривает уплаты налога, на уплату других налогов и сборов, регистрационное заявление подается не позднее 10 числа первого календарного месяца, в котором осуществлен переход на уплату других налогов и сборов.

В случае изменения ставки единого налога регистрационное заявление подается не позднее, чем за 15 календарных дней до начала календарного квартала, в котором будет применяться ставка единого налога, которая предусматривает уплату налога на добавленную стоимость

В случае если последний день срока подачи заявления приходится на выходной, праздничный или нерабочий день, последним днем ​​срока считается следующий за выходным, праздничным или нерабочим рабочий день.

Заявление о регистрации лица как плательщика налога подается лично таким физическим лицом или непосредственно руководителем или представителем юридического лица - плательщика (в обоих случаях с документальным подтверждением личности и полномочий) в контролирующий орган по месту нахождения (месту жительства) лица.

Налогоплательщики, которые заключили с соответствующим контролирующим органом договор о признании электронных документов, могут подать регистрационное заявление средствами электронной связи в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц в порядке, определенном законодательством.

Регистрационное заявление о добровольной регистрации в качестве плательщика налога может быть подано государственному регистратору как приложение к заявлению о государственной регистрации, подаваемого для проведения государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя. Электронная копия регистрационного заявления, изготовленная путем сканирования, передается государственным регистратором в контролирующие органы одновременно со сведениями из Единого государственного реестра юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований о проведении государственной регистрации юридического лица или физического лица - предпринимателя согласно Закону Украины «О государственной регистрации юридических лиц, физических лиц - предпринимателей и общественных формирований».

В случае отсутствия оснований для отказа в регистрации лица как плательщика налога контролирующий орган обязан в течение трех рабочих дней после поступления регистрационного заявления в контролирующий орган внести в реестр плательщиков налога запись о регистрации такого лица как плательщика налога.

По запросу налогоплательщика контролирующий орган предоставляет бесплатно и безусловно в течение двух рабочих дней, следующих за днем получения такого запроса, выписку из реестра налогоплательщиков. Выписка действует до внесения изменений в реестр.

Реестр плательщиков НДС

Реестр плательщиков НДС доступен по ссылке.

Поиск плательщика НДС в Реестре возможен по: индивидуальному налоговому номеру или ФИО (для физических лиц-предпринимателей); по коду ЕДРПОУ или наименованию (для юридических лиц).

Ставка НДС

Ставки налога устанавливаются от базы налогообложения в следующих размерах:

  • а) 20 процентов (основная);
  • б) 0 процентов, в случаях, предусмотренных ст.195 НКУ;
  • в) 7 процентов по операциям по:

поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств, а также медицинских изделий, которые внесены в Государственный реестр медицинской техники и изделий медицинского назначения или соответствующих требованиям технических регламентов, что подтверждается документом о соответствии, и разрешенных для предоставления на рынке и / или вводу в эксплуатацию и применению в Украине;

поставке на таможенной территории Украины и ввозу на таможенную территорию Украины лекарственных средств, медицинских изделий и / или медицинского оборудования, разрешенных для применения в рамках клинических испытаний, разрешение на проведение которых предоставлено МОЗ.

Налог в размере 20%, 7% добавляется к цене товара (услуги).

Расчет НДС

Сумма налога, подлежащая уплате (перечислению) в Государственный бюджет Украины или бюджетному возмещению, определяется как разница между суммой налогового обязательства отчетного (налогового) периода и суммой налогового кредита такого отчетного (налогового) периода.

При положительном значении суммы, такая сумма подлежит уплате (перечислению) в бюджет.

При отрицательном значении суммы, такая сумма:

  • а) учитывается в уменьшение суммы налогового долга по налогу, возникшего за предыдущие отчетные (налоговые) периоды (в том числе рассроченного или отсроченного) в части, а в случае отсутствия налогового долга -
  • б) или подлежит бюджетному возмещению по заявлению плательщика в сумме налога, фактически уплаченной получателем товаров / услуг в предыдущих и отчетном налоговых периодах поставщикам таких товаров / услуг или в Государственный бюджет Украины;
  • в) и / или зачисляется в состав налогового кредита следующего отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщик, имеющий право на получение бюджетного возмещения и принявший решение о возврате суммы бюджетного возмещения, подает соответствующему контролирующему органу налоговую декларацию и заявление о возврате суммы бюджетного возмещения, которая отражается в налоговой декларации.

Заявления о возврате сумм бюджетного возмещения автоматически вносятся в Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения в течение операционного дня их получения в хронологическом порядке их поступления.

Возвращение согласованных сумм бюджетного возмещения осуществляется в хронологическом порядке в соответствии с очередностью внесения в Реестр заявлений о возврате суммы бюджетного возмещения.

Налоговая накладная

Налоговая накладная (НН) - это электронный документ, который составляется плательщиком налога на добавленную стоимость в соответствии с требованиями Налогового кодекса Украины в электронной форме в утвержденном в установленном порядке формате (стандарте) и направляется для регистрации в Едином реестре налоговых накладных.

На дату возникновения налоговых обязательств налогоплательщик обязан составить налоговую накладную в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации в порядке, определенном законодательством, подписи уполномоченного плательщиком лица и зарегистрировать ее в Едином реестре налоговых накладных в установленный НКУ срок.

В налоговой накладной указываются в отдельных строках следующие обязательные реквизиты:

  • а) порядковый номер налоговой накладной;
  • б) дата составления налоговой накладной;
  • в) полное или сокращенное название, указанное в уставных документах юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, - продавца товаров / услуг;
  • г) налоговый номер плательщика налога (продавца и покупателя). В случае поставки / приобретения филиалом (структурным подразделением) товаров / услуг, который фактически является от имени головного предприятия - плательщика налога стороной договора, в налоговой накладной, кроме налогового номера плательщика налога дополнительно указывается числовой номер такого филиала (структурного подразделения);
  • д) полное или сокращенное название, указанное в уставных документах юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица, зарегистрированного в качестве плательщика налога на добавленную стоимость, - покупателя (получателя) товаров / услуг;
  • е) описание (номенклатура) товаров / услуг и их количество, объем;
  • ж) цена поставки без учета налога;
  • з) ставка налога и соответствующая сумма налога в цифровом значении;
  • и) общая сумма средств, подлежащих уплате с учетом налога;
  • й) код товара согласно УКТ ВЭД, для услуг - код услуги в соответствии с Государственным классификатором продукции и услуг; налогоплательщики, кроме случаев поставки подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины, имеют право указывать код товара согласно УКТ ВЭД или код услуги согласно Государственному классификатору продукции и услуг полностью, но не менее четырех первых цифр соответствующего кода
  • и) индивидуальный налоговый номер.

Форма и порядок заполнения налоговой накладной утверждаются Министерством финансов.

Налоговая накладная составляется на каждую полную или частичную поставку товаров / услуг, а также на сумму средств, поступивших на текущий счет как предоплата (аванс).

Право на начисление налога и составление налоговых накладных предоставляется исключительно лицам, зарегистрированным как плательщики налога.

Подтверждением продавцу о принятии его налоговой накладной и / или расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных является квитанция в электронном виде в текстовом формате, которая направляется в течение операционного дня.

Если присланные налоговые накладные / расчеты корректировки сформированы с нарушением требований НКУ, а также в случае остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в течение операционного дня продавцу / покупателю направляется квитанция в электронном виде в текстовом формате о непринятии их в электронном виде или остановки их регистрации с указанием причин.

Ошибки в реквизитах (кроме кода товара согласно УКТ ВЭД), которые не мешают идентифицировать осуществленную операцию, ее содержание (товар / услугу), период, стороны и сумму налоговых обязательств, не могут быть причиной неприятия налоговых накладных в электронном виде.

Квитанция об остановке регистрации налоговой накладной / расчета корректировки направляется одновременно продавцу и покупателю налогоплательщику.

Если в течение операционного дня не направлена квитанция о принятии или непринятии или остановке регистрации налоговой накладной / расчета корректировки, такая налоговая накладная считается зарегистрированной в Едином реестре налоговых накладных.

В случае допущения продавцом товаров / услуг ошибок при указании обязательных реквизитов налоговой накладной, или нарушения продавцом / покупателем предельных сроков регистрации в Едином реестре налоговых накладных покупатель / продавец таких товаров / услуг имеет право приложить к налоговой декларации за отчетный налоговый период заявление с жалобой на такого продавца / покупателя. Такое право сохраняется за ним в течение 365 календарных дней, следующих за предельным сроком представления налоговой декларации за отчетный (налоговый) период, в котором представлено налоговую накладную или допущены ошибки при указании обязательных реквизитов налоговой накладной или нарушены предельные сроки регистрации в едином реестре налоговых накладных. К заявлению прилагаются копии товарных чеков или других расчетных документов, удостоверяющих факт уплаты налога в связи с приобретением таких товаров / услуг, или копии первичных документов.

В течение 90 календарных дней со дня поступления такого заявления с жалобой, контролирующий орган обязан провести документальную проверку указанного продавца для выяснения достоверности и полноты начисления им обязательств по налогу по такой операции.

Блокирование (остановка регистрации) налоговых накладных

Налоговые накладные / расчеты корректировки, которые подаются на регистрацию в Реестре до проведения мониторинга, по результатам которого возможна остановка их регистрации, проверяются на соответствие следующим признакам:

  1. налоговая накладная, не подлежит предоставлению получателю (покупателю) и / или составлена ​​по операции, которая является освобожденной от налогообложения;
  2. объем поставки, указанный плательщиком налога в налоговых накладных / расчетах корректировки (кроме расчетов корректировки, поданных на регистрацию в месяце, другому чем месяц, в котором они составлены), зарегистрированных в Реестре в текущем месяце, с учетом представленной на регистрацию в Реестре налоговой накладной / расчета корректировки, составляет менее 500 тыс. гривен при условии, что объем поставок товаров / услуг, указанный в них в текущем месяце по операциям с другим получателем - плательщиком налога, не превышает 50 тыс. гривен, и руководитель - должностное лицо такого плательщика налога является лицом, занимающим аналогичную должность не более чем у трех (включительно) налогоплательщиках;
  3. одновременно значения показателей D и P, имеют следующие размеры: D> 0,05, р <Рим × 1,4, где:

D - расчетная величина, равная S / T;

S - общая сумма уплаченных за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлена налоговая накладная / расчет корректировки, сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов и сборов (кроме суммы налога на добавленную стоимость, уплаченной при ввозе товаров на таможенную территорию Украины) налогоплательщиком и его обособленными подразделениями;

T - общая сумма поставки товаров / услуг на таможенной территории Украины, облагаемых по ставкам 0, 20 и 7 процентов, указанных плательщиком налога в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных в Реестре за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлено налоговую накладную / расчет корректировки;

P - сумма налога на добавленную стоимость, указанная плательщиком налога в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных в Реестре в отчетном (налоговом) периоде, с учетом представленной на регистрацию в Реестре налоговой накладной / расчета корректировки;

Рим - крупнейшая месячная сумма налога на добавленную стоимость, указанная в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных плательщиком налога в Реестре за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу, в котором составлена налоговая накладная / расчет корректировки.

Значение показателя D за последние 12 календарных месяцев рассчитывается ГФС по состоянию на первое число календарного месяца и каждого 10 числа становится доступным налогоплательщику в электронном кабинете.

В случае если по результатам проверки налоговой накладной / расчета корректировки определено, что налоговая накладная / расчет корректировки соответствуют одному из указанных признаков, такие налоговая накладная / расчет корректировки не подлежат мониторингу и подлежат регистрации в Реестре.

Налоговая накладная / расчет корректировки, которые подлежат мониторингу, проверяются на соответствие критериям рискованности налогоплательщика, критериям рискованности осуществления операций и показателям положительной налоговой истории плательщика налога.

В случае если по результатам мониторинга налогоплательщика, которым составлена налоговая накладная / расчет корректировки, он соответствует критериям рискованности налогоплательщика, регистрация таких налоговой накладной / расчета корректировки останавливается.

В случае если по результатам мониторинга налоговая накладная / расчет корректировки соответствуют критериям рискованности осуществления операции, кроме налоговой накладной / расчета корректировки, составленных налогоплательщиком, имеющим положительную налоговую историю плательщика налога, регистрация таких налоговой накладной / расчета корректировки останавливается.

Как разблокировать накладную?

В случае остановки регистрации налоговой накладной в Реестре контролирующий орган в течение операционного дня направляет в электронной форме в автоматическом режиме налогоплательщику квитанцию о приостановлении регистрации налоговой накладной или расчета корректировки. Такая квитанция является подтверждением остановки регистрации.

В течение 365 календарных дней, следующих за датой возникновения налогового обязательства, отраженного в налоговой накладной, налогоплательщик вправе подать контролирующему органу письменные пояснения и копии документов. Письменные документы и пояснения подаются в электронной форме с применением электронно-цифровой подписи.

Пояснения налогоплательщика рассматриваются комиссиями контролирующих органов, по результатам принимается решение о регистрации накладной или отказе в ее регистрации.

Перечень документов, необходимых для принятия решения о регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре, включает в себя:

  • договоры, в том числе внешнеэкономические контракты, с приложениями к ним;
  • договоры, доверенности, акты руководящего органа налогоплательщика, которыми оформлены полномочия лиц, приобретающих продукцию в интересах налогоплательщика для осуществления операции;
  • первичные документы по поставке / приобретению товаров / услуг, хранению и транспортировке, погрузке, разгрузке продукции, складские документы (инвентаризационные описи), в том числе счета-фактуры / инвойсы, акты приема-передачи товаров (работ, услуг) с учетом наличия определенных типовых форм и отраслевой специфики, накладные;
  • расчетные документы и / или банковские выписки с лицевых счетов;
  • документы о подтверждении соответствия продукции (декларации о соответствии, паспорта качества, сертификаты соответствия), наличие которых предусмотрено договором и / или законодательством.

Основаниями для принятия комиссиями контролирующих органов решения об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки являются:

  • непредоставление налогоплательщиком письменных объяснений относительно подтверждения информации, указанной в налоговой накладной / расчете корректировки, регистрация которых остановлено;
  • непредоставление налогоплательщиком копий документов;
  • предоставление налогоплательщиком копий документов, которые составлены с нарушением законодательства.

Решение об отказе в регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Реестре может быть обжаловано в административном или судебном порядке.

В административном порядке жалобы на решения комиссий об отказе в регистрации налоговой накладной или расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных рассматривает Комиссия ГФС по вопросам рассмотрения жалоб, которая является постоянно действующим коллегиальным органом ГФС, с участием уполномоченного лица Минфина.

Жалобы подаются налогоплательщиком в ГФС в течение 10 календарных дней после того, как решение Комиссии вступило в силу в соответствии с Порядком остановки регистрации налоговой накладной / расчета корректировки в Едином реестре налоговых накладных. В случае если последний день срока приходится на выходной или праздничный день, последним днем ​​такого срока считается первый рабочий день, следующий за выходным или праздничным днем. Срок подачи жалобы может быть продлен по правилам и на основаниях, определенных пунктом 102.6 статьи 102 Налогового кодекса Украины. В частности, такими основаниями могут быть пребывание налогоплательщика за пределами Украины, в плену на территории другого государства, пребывание в местах лишения свободы, объявление пропавшим без вести и т.д.

Не подлежат административному обжалованию решения Комиссии, обжалованные плательщиком налога в судебном порядке.

Жалоба подается плательщиком налога в электронном виде средствами электронной связи, определенными ГФС, с учетом требований законов Украины «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и ​​электронном документообороте» и нормативно-правового акта о порядке обмена электронными документами с контролирующими органами. ГФС постоянно размещает на официальном сайте сведения о средствах электронной связи, которыми может подаваться жалоба.

Жалоба в день ее поступления регистрируется ГФС в соответствии с требованиями законодательства по организации делопроизводства в государственных органах.

Жалоба подписывается и подается лично налогоплательщиком, который ее подает, или его уполномоченным представителем. Если жалоба подписывается и подается уполномоченным представителем налогоплательщика, к ней прилагаются надлежащим образом заверенная копия документа, удостоверяющего полномочия такого представителя в соответствии с законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование или фамилию, имя, отчество налогоплательщика, подающего жалобу, его налоговый адрес;
  • налоговый номер или серию (при наличии) и номер паспорта (для физических лиц - предпринимателей, которые имеют отметку в паспорте о праве осуществлять любые платежи по серии (при наличии) и номеру паспорта);
  • номер обжалуемого решения Комиссии;
  • дату обжалуемого решения Комиссии;
  • информацию о причинах несогласия налогоплательщика с решением Комиссии;
  • сведения об обжаловании решения Комиссии в суд;
  • требования налогоплательщика, подающего жалобу;
  • электронный адрес, по которому необходимо направить решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы.

Налогоплательщик может добавлять к жалобе объяснения и копии документов, заверенные в установленном порядке, подтверждающие информацию, указанную в налоговой накладной  или расчете корректировки.

По результатам рассмотрения жалобы Комиссия по рассмотрению жалоб принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу и отменяет решение Комиссии;
  • оставляет жалобу без удовлетворения и решение Комиссии без изменений;
  • оставляет жалобу без рассмотрения.

Жалоба остается без рассмотрения в случае, если до принятия решения Комиссии по вопросам рассмотрения жалоб от налогоплательщика, который ее подал, поступило заявление об отказе от жалобы.

По результатам рассмотрения жалобы Комиссия по рассмотрению жалоб принимает решение по жалобе, которое направляется жалобщику в электронном виде средствами электронной связи, определенными ГФС, с учетом требований Законов Украины «Об электронной цифровой подписи», «Об электронных документах и ​​электронном документообороте »и нормативно-правового акта о порядке обмена электронными документами с контролирующими органами.

Жалоба налогоплательщика должна быть рассмотрена в срок до 10 календарных дней. Если мотивированное решение по жалобе не направляется налогоплательщику в течение 10 календарных дней, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика со дня, следующего за последним днем ​​указанного срока.

Решение Комиссии по рассмотрению жалоб не подлежит дальнейшему административному обжалованию и может быть обжаловано в судебном порядке.

Удовлетворение жалобы является основанием для регистрации в Реестре налоговых накладных или расчетов корректировки, указанных в жалобе.

Электронное администрирование налога на добавленную стоимость. Возмещение НДС.

Система электронного администрирования налога на добавленную стоимость обеспечивает автоматический учет в разрезе налогоплательщиков:

  • суммы налога, содержащейся в составленных и полученных налоговых накладных и расчетах корректировки, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных;
  • суммы налога, уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Украины;
  • суммы пополнения и остатка средств на счетах в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость;
  • суммы налога, на которую плательщики имеют право зарегистрировать налоговые накладные и расчеты корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных;
  • другие показатели, учитываются при исчислении суммы налога.

Налогоплательщикам автоматически открываются счета в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость.

Расчеты с бюджетом в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость осуществляются с этих счетов.

Налогоплательщик имеет право зарегистрировать налоговые накладные и / или расчеты корректировки в Едином реестре налоговых накладных на сумму налога (ΣНакл), исчисленную по формуле:

ΣНакл = ΣНаклОтр + ΣМитн + ΣПопРах + ΣОвердрафт - ΣНаклВид - ΣВідшкод - ΣПеревищ;

где:

ΣНаклОтр - общая сумма налога по полученным плательщиком налоговым накладным, зарегистрированным в Едином реестре налоговых накладных, налоговым накладным, составленным плательщиком налога в соответствии с пунктом 208.2 статьи 208 НКУ и зарегистрированнымив Едином реестре налоговых накладных, и расчетам корректировки к таким налоговых накладных, зарегистрированным в едином реестре налоговых накладных;

SМитн - общая сумма налога, уплаченного при ввозе товаров на таможенную территорию Украины;

ΣПопРах - общая сумма пополнения с текущего счета налогоплательщика счета в системе электронного администрирования налога, в том числе счетов в системе электронного администрирования налога плательщика - сельскохозяйственного предприятия, избравшим специальный режим налогообложения.

ΣОвердрафт - сумма среднемесячного размера сумм налога, которые за последние 12 отчетных (налоговых) месяцев были задекларированы плательщиком к уплате в бюджет и погашены или рассрочены или отсрочены, а также задекларированные плательщиком - сельскохозяйственным предприятием, который выбрал специальный режим налогообложения.

ΣНаклВид - общая сумма налога по составленным налогоплательщиком налоговыми накладным, зарегистрированным в Едином реестре налоговых накладных и расчетов корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированным в Едином реестре налоговых накладных;

ΣВідшкод - общая сумма налога, заявленная плательщиком к бюджетному возмещению с учетом сумм корректировок и результатов проверок, проводимых в соответствии с Налоговым Кодексом;

ΣПеревищ - общая сумма превышения налоговых обязательств, указанных плательщиком в представленных налоговых декларациях с учетом представленных уточняющих расчетов к ним, над суммой налога, что содержится в налоговых накладных и расчетах корректировки к таким налоговым накладным, зарегистрированным в Едином реестре налоговых накладных .

Со счета в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость плательщика перечисляются средства в государственный бюджет в сумме налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость, подлежащего уплате по итогам отчетного налогового периода, и на текущий счет плательщика налога по его заявлению, которое подается в контролирующий орган в составе налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость в размере суммы средств, которая превышает сумму задекларированных к уплате в бюджет налоговых обязательств и суммы налогового долга по налогу. При этом перечисление средств на текущий счет плательщика может осуществляться при отсутствии превышения суммы налога, указанной в составленных налоговых накладных, составленных в отчетном периоде и зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных, над суммой налоговых обязательств по налогу по операциям по поставке товаров / услуг, задекларированных в налоговой отчетности по налогу на добавленную стоимость в этом отчетном периоде.

По итогам отчетного налогового периода, плательщиком производится расчет с бюджетом. Если на дату подачи налоговой отчетности по налогу сумма средств на счете в системе электронного администрирования налога на добавленную стоимость налогоплательщика превышает сумму, подлежащую перечислению в бюджет в соответствии с представленной отчетностью, налогоплательщик вправе подать в контролирующий орган в составе такой налоговой отчетности заявление, в соответствии с которым такие средства подлежат перечислению на счет такого налогоплательщика, реквизиты которого плательщик указывает в заявлении, в сумме остатка средств, превышающих сумму налогового долга по налогу и сумму согласованных налоговых обязательств по налогу.

Подача декларации и срок уплаты НДС

Отчетным (налоговым) периодом является один календарный месяц, а в случаях, особо определенных Налговым Кодексом, календарный квартал, с учетом следующих особенностей:

  • а) если лицо регистрируется как плательщик налога с другого дня, чем первый день календарного месяца, первым отчетным (налоговым) периодом является период, который начинается со дня такой регистрации и заканчивается последним днем ​​первого полного календарного месяца;
  • б) если налоговая регистрация лица аннулируется в другой день, чем последний день календарного месяца, то последним отчетным (налоговым) периодом является период, который начинается с первого дня такого месяца и заканчивается днем ​​такого аннулирования.

Налогоплательщики, уплачивающие единый налог, могут выбрать квартальный налоговый период. Заявление о выборе квартального налогового периода подается контролирующему органу вместе с декларацией по результатам последнего налогового периода календарного года. При этом квартальный налоговый период начинает применяться с первого налогового периода следующего календарного года.

В случае если налогоплательщик, который применял упрощенную систему налогообложения, переходит на уплату других налогов и сборов, установленных Налоговым Кодексом, такой налогоплательщик обязан самостоятельно перейти на месячный налоговый период, начиная с первого месяца перехода на уплату других налогов и сборов, что отмечается в соответствующей налоговой декларации по результатам такого месяца.

Налоговая декларация подается за базовый отчетный (налоговый) период, равный календарному месяцу, в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) месяца.

Если отчетный (налоговый) период равен календарному кварталу, декларация подается в контролирующий орган, в котором состоит на учете налогоплательщик, в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала.

Форма налоговой декларации по НДС и порядок ее заполнения утверждены Приказом Министерства финансов Украины.

Сумма налогового обязательства, указанная плательщиком налога в поданной им налоговой декларации, подлежит уплате в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного для представления налоговой декларации.

НДС при экспорте и импорте

При ввозе товаров на таможенную территорию Украины суммы налога подлежат уплате в государственный бюджет налогоплательщиками в день подачи таможенной декларации непосредственно на единый казначейский счет, кроме операций, по которым предоставляется освобождение (условное освобождение) от налогообложения.

Операции по ввозу на таможенную территорию Украины товаров в таможенном режиме импорта облагаются налогом по ставке 20%, кроме операций:

по ввозу товаров, освобожденных от налогообложения в соответствии с НКУ, а также в соответствии с международными договорами, ратифицированными Верховной Радой Украины;

по ввозу с освобождением от налогообложения товаров, которые были помещены в таможенный режим переработки вне таможенной территории Украины и в пределах определенного Таможенным кодексом Украины срока возвращаются на таможенную территорию Украины:

  • в том же состоянии, в котором они были вывезены за пределы таможенной территории Украины, с соблюдением условий, установленных Таможенным кодексом Украины;
  • в отремонтированном виде, если ремонт проведен в рамках гарантийных обязательств;

Ввоз с частичным освобождением от налогообложения товаров, которые были помещены:

  • в таможенный режим переработки вне таможенной территории Украины  и в пределах определенного Таможенным кодексом Украины срока возвращаются на таможенную территорию Украины. Уплате подлежит положительная разница между суммами налога, рассчитанными исходя из базы налогообложения продуктов переработки и базы налогообложения товаров, вывезенных за пределы таможенной территории Украины для переработки;
  • в таможенный режим переработки на таможенной территории Украины и в пределах определенного Таможенным кодексом Украины срока не вывозятся за пределы таможенной территории Украины.

Операции по вывозу товаров в таможенном режиме экспорта облагаются НДС по нулевой ставке.

К операциям по ввозу товаров в таможенном режиме транзита применяется условное полное освобождение от налогообложения при условии соблюдения требований и ограничений, установленных главой 17 Таможенного кодекса Украины.

К операциям по ввозу товаров на таможенную территорию Украины в таможенном режиме временного ввоза применяется условное полное освобождение от налогообложения или условное частичное освобождение от налогообложения при условии соблюдения требований и ограничений, установленных главой 18 Таможенного кодекса Украины.

Новые критерии рискованности плательщика налога на добавленную стоимость и его операций с 1 февраля 2020

Критерии рискованности плательщика НДС утверждены постановлением Кабинета Министров Украины от 11 декабря 2019 № 1165 и вступят в силу с 1 февраля 2020 года:

  1. Плательщик налога на добавленную стоимость зарегистрирован (перерегистрирован) на основании недействительных (утраченных, утерянных) и поддельных документов согласно информации, имеющейся в контролирующих органах.
  2. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) в органах государственной регистрации физическими лицами с последующей передачей (оформлением) во владение или управление несуществующим, умершим, без вести пропавшим лицам согласно информации, имеющейся в контролирующих органах.
  3. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) в органах государственной регистрации физическими лицами, которые не намеревались осуществлять финансово-хозяйственной деятельности или осуществлять полномочия, согласно информации, предоставленной такими лицами.
  4. Плательщик налога зарегистрирован (перерегистрирован) и им осуществляется финансово-хозяйственная деятельность без ведома и согласия его учредителей и назначенных в законном порядке руководителей согласно информации, предоставленной такими учредителями и / или руководителями.
  5. Налогоплательщик - юридическое лицо не имеет открытых счетов в банковских учреждениях, кроме счетов в органах Казначейства (кроме бюджетных учреждений).
  6. Плательщиком налога не представлена контролирующему органу налоговая отчетность по налогу на добавленную стоимость за два последних отчетных (налоговых) периода вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и абзаца первого пункта 49.2 и пункта 49.18 статьи 49 Налогового кодекса Украины.
  7. Плательщиком налога на прибыль предприятий не представлена контролирующему органу финансовая отчетность за последний отчетный период вопреки нормам подпункта 16.1.3 пункта 16.1 статьи 16 и пункта 46.2 статьи 46 Налогового кодекса Украины.
  8. В контролирующих органах имеется налоговая информация, которая стала известна в процессе производства текущей деятельности при выполнении возложенных на контролирующие органы задач и функций, которая определяет рискованность осуществления хозяйственной операции, указанной в представленных для регистрации налоговой накладной / расчете корректировки.

Перечень показателей, по которым определяется положительная налоговая история плательщика налога на добавленную стоимость:

  1. Объем поставки, указанный плательщиком налога на добавленную стоимость в налоговых накладных / расчетах корректировки (кроме расчетов корректировки, представленных для регистрации в другом месяце, чем месяц, в котором они составлены), зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных в текущем месяце, с учетом поданной для регистрации в Реестре налоговой накладной / расчета корректировки составляет менее 500 тыс. гривен при условии, что объем поставок товаров / услуг, указанный в них в текущем месяце по операциям с другим получателем - плательщиком НДС, не превышает 50 тыс. гривен, и руководитель - должностное лицо такого плательщика налога является лицом, занимающим аналогичную должность не более чем у трех (включительно) налогоплательщиков.
  2. Налогоплательщик осуществляет на постоянной основе в течение любых четырех отчетных месяцев из последних шести месяцев регистрацию в Реестре налоговых накладных / расчетов корректировки на поставки товаров / услуг с одним и тем же кодом товара / услуги согласно УКТВЭД / Государственным классификатором продукции и услуг .
  3. Остаточная стоимость основных средств для плательщиков налога на прибыль предприятий на конец отчетного (налогового) периода составляет более 5 млн. гривен и отражена в отчетности, по которой предельные сроки ее представления предшествуют календарному дню расчета такого показателя, при условии, что с начала прошлого года руководитель и учредитель не менялись.
  4. Площадь имеющихся у налогоплательщика в собственности (на праве собственности / пользования) арендованных земельных участков составляет не менее 200 гектаров включительно или арендованных земельных участков коммунальной и / или государственной собственности - не менее 0,5 гектара (по состоянию на 1 января текущего года) , они задекларироваы до 20 февраля текущего года и за них уплачена сумма налогового обязательства по плате за землю в сроки, предусмотренные законодательством.
  5. Уплачена сумма единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование на одного работающего, которая превышает сумму такого единого взноса с минимальной заработной платы в 2 раза за последние 12 месяцев, при условии, что с начала прошлого года руководитель и / или основатель налогоплательщика не изменялись и среднемесячная численность работающих за последние 12 месяцев составляет не менее пяти человек.
  6. Общая сумма уплаченных в предыдущем отчетном году сумм единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование и налогов и сборов, контроль за взиманием которых возложен на ГНС, плательщиком налога и его обособленными подразделениями, которыми подано налоговую накладную / расчет корректировки для регистрации в Реестре составляет больше 10 млн. гривен.

Критерии рискованности осуществления операций:

  1. Отсутствие товара / услуги, указанного в налоговой накладной в таблице данных плательщика налога на добавленную стоимость как товара / услуги на постоянной основе поставляемого и объем поставки товара / услуги, указанный в налоговой накладной / расчете корректировки к налоговой накладной на увеличение суммы налоговых обязательств равен или превышает величину остатка, что определяется как разница между объемом приобретения на таможенной территории Украины такого / такой товара / услуги (кроме объема приобретения товаров / услуг по операциям, освобожденным от налогообложения и подлежащим налогообложению по нулевой ставке) и / или ввоза на таможенную территорию Украины такого товара, указанного с 1 января 2017 в полученных налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных в Реестре, и таможенных декларациях, увеличенного в 1,5 раза, и объемом поставки соответствующего товара / услуги, указанного в налоговых накладных / расчетах корректировки, зарегистрированных с 1 января 2017 в Реестре, и преобладание в таком остатке (более 50 процентов) групп товаров (продукции), определенных ГНС и утвержденных соответствующим приказом, опубликованным на официальном сайте ГНС.
  2. Отсутствие (аннулирование, приостановление) лицензий, выданных органами лицензирования, которые удостоверяют право налогоплательщика на производство, экспорт, импорт и оптовую торговлю подакцизными товарами (продукцией), определенными подпунктами 215.3.1 и 215.3.2 пункта 215.3 статьи 215 Налогового кодекса Украины в отношении товаров, указанных налогоплательщиком в налоговой накладной / расчете корректировки, представленных для регистрации в Реестре на дату их составления.
  3. Отсутствие на дату составления налоговой накладной / расчета корректировки сведений (актуальной записи) в Реестре плательщиков акцизного налога с реализации топлива в отношении субъекта хозяйствования, который подал для регистрации в Реестре НН / расчет корректировки, в которых указаны товар (горючее) по кодам согласно УКТВЭД в соответствии с подпунктом 215.3.4 пункта 215.3 статьи 215 Кодекса.
  4. Составление расчета корректировки поставщиком товаров / услуг к налоговой накладной, составленной на получателя - плательщика налога, если предполагается изменение номенклатуры товара / услуги (для товаров по кодам согласно УКТВЭД - изменение первых четырех цифр кода, а для услуг по кодам согласно государственного классификатора продукции и услуг - первых двух цифр кодов), при отсутствии такого товара / услуги, указанного в расчете корректировки, поданном для регистрации в Реестре, в таблице данных налогоплательщика как товара / услуги, что им на постоянной основе поставляется.
  5. Превышение суммы компенсации стоимости товара / услуги, указанного в расчете корректировки на уменьшение суммы налоговых обязательств величины остатка, что определяется как разница объема приобретения на таможенной территории Украины с 1 января 2017 и объема поставок с 1 января 2017, указанного получателем в связи с регистрируемыми в Реестре налоговыми накладными/ расчетами корректировки на поставку такого товара / услуги.
  6. Составление расчета корректировки на уменьшение налоговых обязательств в налоговой накладной, составленной и зарегистрированной поставщиком товаров / услуг на неплательщика налога на добавленную стоимость, и представление для регистрации в Реестре в срок, превышающий 14 календарных дней со дня составления налоговой накладной, зарегистрированной в Реестре без нарушения предельных сроков регистрации, установленных Кодексом.

НДС 2023

В 2023 г. действуют льготные ставки НДС на некоторые группы товаров и услуг. Часть льгот связана непосредственно с отражением вооруженной агрессии РФ.

Так, например, освобождены от ввозной пошлины и НДС комплектующие для дронов, беспилотники и некоторые другие товары для армии.

Также до конца года продолжается действие льготной ставки на импорт лекарственных средств. Их перечень находится в Государственном реестре лекарственных средств.

Действует пониженная ставка в 7% для гостиничных услуг.

В то же время с 1 июля 2023 года возвращены стандартные ставки НДС на горючее и нефтепродукты. Напомним, с сентября 2022 года, ставка была пониженной, составляла 7 процентов.

Также была отменена ИТ-льгота. Теперь, если программная продукция реализуется на таможенной территории Украины, то она облагается НДС по ставке 20 процентов.

С начала 2023 года отменена льгота для показа и распространения фильмов, озвученных или дублированных на украинском языке.

Читайте также:

Все статьи раздела

Поиск юридических услуг в сфере налогообложения бизнеса

Нуждаетесь в юридической помощи?