Экологический налог в Украине: плательщики, объекты, ставки, порядок оплаты и отчетности

Про расчет, заполнение декларации, размер ставки и сроки уплаты налога на экологию узнавал Prostopravo.com.ua. С тех пор как сбор за загрязнение окружающей среды был заменен экологическим налогом, у плательщиков появилось немало вопросов. Ведь расширились и база налогообложения, и круг плательщиков.

Плательщики

Плательщиков экологического налога можно поделить на две группы:

1. Субъекты хозяйствования, юридические лица, не осуществляющие хозяйственную деятельность, бюджетные организации, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов или их учредителей, во время осуществления деятельности которых на территории Украины и в пределах ее континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны, происходят:

  • выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками загрязнения;
  • сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты;
  • размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах, кроме размещения отдельных видов отходов как вторичного сырья;
  • создание радиоактивных отходов (включая уже накопленные);
  • временное хранение радиоактивных отходов их производителями сверх установленного особыми условиями лицензии срока.

До недавнего времени, по мнению ГНС, плательщиками экологического налога за размещение отходов являлись все субъекты, на территории которых временно хранятся отходы, даже при наличии договора с организацией по вывозу мусора. Проще говоря — все, на чьей территории стоит хоть один мусорный бак. Так, в число плательщиков попали жилищно-коммунальные предприятия (ОСМД, ЖСК, ЖЭК). И только в декабре прошлого года ГНС наконец согласилась с мнением Минприроды, а также здравым смыслом, издав Приказ от 11.12.2011 г. №258, в котором указала,что урны и контейнеры для хранения бытовых отходов не являются местами их окончательного удаления и не относятся к специально отведенным местам и объектам для хранения отходов.

Таким образом, плательщиками экологического налога за размещение бытовых отходов являются лишь те субъекты, которые размещают их в специально отведенных для этого местах или объектах, на использование которых получено разрешение Министерства экологии и природных ресурсов.

2. Субъекты хозяйствования, юридические лица, которые не осуществляют хозяйственную деятельность, бюджетные учреждения, общественные и другие предприятия, учреждения и организации, постоянные представительства нерезидентов, включая тех, которые выполняют агентские (представительские) функции в отношении нерезидентов или их учредителей, граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства, которые осуществляют выбросы загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения в случае использования ими топлива (другими словами — все владельцы и пользователи транспортных средств).

Фактически экологический налог оплачивается второй группой налогоплательщиков при приобретении топлива, а перечисляют налог в бюджет, а также отчитываются за него  налоговые агенты:

  • субъекты хозяйствования, которые осуществляют торговлю на таможенной территории Украины топливом собственного производства или передают заказчику или по его поручению другому лицу топливо, изготовленное из давальческого сырья;
  • субъекты хозяйствования, которые ввозят топливо на таможенную территорию Украины.

Не являются плательщиками экологического налога:

  1. За образование радиоактивных отходов, субъекты деятельности в сфере использования ядерной энергии, которые:
    • до последнего календарного дня отчетного квартала, в котором приобретен источник ионизирующего излучения, заключили договор о  возврате отработанного закрытого источника ионизирующего излучения за пределы Украины предприятию — производителю такого источника;
    • имеют дело в радиоактивными отходами, образовавшимися вследствие чернобыльской катастрофы;
  2. За образование радиоактивных отходов и временное их хранение производителями сверх установленный особыми условиями лицензии срок, государственные специализированные предприятия, основной деятельностью которых является хранение, переработка и захоронение тех радиоактивных отходов, которые находятся в собственности государства, а также дезактивация радиационно-загрязненных объектов.
  3. За размещение отходов в специально отведенных для этого местах или на объектах — субъекты хозяйствования, которые имеют лицензию на сбор и заготовку отходов как вторичного сырья, проводят уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов, размещаемых на собственных территориях, и предоставляют услуги в этой сфере.

База налогообложения

Объектом и базой налогообложения являются:

  • объемы и виды загрязняющих веществ, которые выбрасываются в атмосферу стационарными источниками;
  • объемы и виды загрязняющих веществ, которые сбрасываются непосредственно в водные объекты;
  • объемы и виды (классы) отходов, которые размещаются в специально отведенных для этого местах или на объектах в течение отчетного квартала, кроме объемов и видов (классов) отдельных отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях субъектов хозяйствования, имеющих лицензию на сбор и заготовку отдельных видов доходов как вторичного сырья и проводящих уставную деятельность по сбору и заготовке таких отходов;
  • объемы и виды топлива, в том числе изготовленного из давальческого сырья, реализованного или ввезенного на таможенную территорию Украины налоговыми агентами, кроме объемов топлива, вывезенных с таможенной территории Украины в таможенных режимах экспорта или реэкспорта и (или) переработки на таможенной территории Украины засвидетельствованных должным образом оформленной таможенной декларацией, а также мазута и печного топлива, которые используются в процессе производства тепло- и электроэнергии;
  • объемы и категория радиоактивных отходов, которые образуются вследствие деятельности субъектов хозяйствования и (или) временно хранятся их производителями сверх установленный особыми условиями лицензии срок;
  • объемы электрической энергии, произведенной эксплуатирующими организациями ядерных установок (атомных электростанций).

Ставки налога

Налоговым кодексом предусмотрено постепенное увеличение ставок экологического налога:

  • с 1 января 2011 года по 31 декабря 2012 года включительно ставки налога составляют 50% ставок, предусмотренных НК;
  • с 1 января 2013 года по 31 декабря 2013 года включительно — 75% ставок, предусмотренных НК;
  • с 1 января 2014 года — 100% ставок, предусмотренных НК.

Кроме того, в соответствии с Заключительными положениями НК, Кабинет Министров  ежегодно до 1 июня вносит на рассмотрение Верховной Рады Украины проект Закона о внесении изменений В НК относительно размера ставок экологического налога с учетом индекса потребительских цен и  индексов цен производителей промышленной продукции.

Порядок начисления, оплаты налога и подачи отчетности

Суммы налога начисляются за налоговый (отчетный) квартал плательщиками налога или налоговыми агентами по формулам, предусмотренным НК. Налоговые агенты, которые ввозят топливо на таможенную территорию Украины, начисляют суммы налога на дату подачи таможенной декларации для таможенного оформления.

В случае если во время осуществления хозяйственной деятельности плательщиком налога осуществляются разные виды загрязнения окружающей среды или загрязнения разными видами загрязняющих веществ, такой налогоплательщик обязан определять сумму налога отдельно по каждому виду загрязнения или каждому виду загрязняющего вещества.

Налоговая декларация по экологическому налогу подается ежеквартально в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) квартала. Оплата налога проводится в течение 10 календарных дней, которые наступают за последним днем граничного срока подачи налоговой декларации. Налоговые агенты, которые ввозят топливо на таможенную территорию Украины, оплачивают налог до или в день подачи таможенной декларации.

Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!


Поиск адвокатов по городам

Поиск юристов по городам

Поиск нотариусов по городам