Эксперты не поддерживают планы Кабмина по сокращению срока предъявления кредиторами своих требований к должнику, который ликвидируется // 06.02.2013

Существенное уменьшение максимального срока выставления кредиторами своих требований к должнику, который ликвидируется, не только сузит существующие права кредиторов, но и поможет недобросовестным предпринимателям быстро сворачивать бизнес и не платить долги. Это отмечает ассоциация Украинский Кредитно-Банковский Союз, комментируя проект закона О внесении изменений в Гражданский и Хозяйственный кодексы относительно ограничения максимального срока подачи требований кредиторов, который зарегистрирован в Верховной Раде 31.01.2013 г. // 06.02.2013

УКБС объясняет, что в указанном законопроекте предлагается ограничить тремя месяцами максимальный срок заявления кредиторами своих требований к субъекту хозяйствования, который ликвидируется. Хотя действующее законодательство предоставляет кредиторам широкие возможности для реализации своих прав.
В частности, согласно ст. 105 Гражданского кодекса, срок заявления кредиторами своих требований к юридическому лицу, которое ликвидируется, не может составлять менее двух и более шести месяцев со дня опубликования сообщения о решении относительно прекращения юридического лица.

УКБС не поддерживает инициированные Кабмином ограничения и отмечает, что для разных субъектов срок предъявления требований кредиторов должен объективно устанавливаться с учетом особенностей ведения их хозяйственной деятельности. Ведь деятельность должника может быть разной - от небольшого предпринимательства физического лица до крупного бизнеса корпораций, как и количество и спектр кредиторов такого субъекта. Предложенных в проекте трех месяцев может быть недостаточно для предъявления требований всех заинтересованных лиц, например, в случае ликвидации юридического лица, которое ведет широкую хозяйственную деятельность и имеет большое количество кредиторов. Кроме того, это позволит недобросовестным должникам быстро сворачивать бизнес во избежание погашения своей задолженности перед кредиторами.

По мнению УКБС, для реализации задекларированной в законопроекте цели по уменьшению коррупционных проявлений и предотвращения давления контролирующих органов на субъектов хозяйствования нужно действовать другими методами. В частности, внедрять современные технологии общения бизнеса с лицами, уполномоченными на выполнение функций государства; устранять чрезмерные обременения для получателей административных услуг, сокращать сроки их предоставления и уменьшать их стоимость и т.п.

«Ограничение, которое содержится в законопроекте, ухудшает правовое положение кредиторов по сравнению с существующим, что противоречит ст. 22 Конституции, которая не допускает сужения содержания и объема существующих прав и свобод при принятии новых законов или внесении изменений в действующие законы, - отмечает генеральный директор УКБС Галина Олифер. - Также это ослабляет законодательную защиту права собственности, что является одной из основных причин уменьшения инвестиционной привлекательности страны. По оценкам международных экспертов, индекс инвестиционной активности в Украине в 2012 году составил 4,23 по 10-балльной шкале, что свидетельствует о низкой инвестиционной привлекательности страны».

Опубликовано на сайте: 06.02.2013

Автор: Простобанк Консалтинг