Новый Закон об организациях коллективного управления имущественными правами интеллектуальной собственности. Чего ожидать правообладателям и пользователям?

В Верховной Раде решили восполнить законодательные пробелы в регулировании деятельности организаций коллективного управления имущественными правами на объекты авторского и смежных прав (ОКУ). Результатом стало принятие законопроекта № 7466 "Об эффективном управлении имущественными правами правообладателей в сфере авторского и (или) смежных прав". Законом устанавливаются новые требования к ОКУ, создание их единого электронного реестра, монополизация некоторых сфер управления имущественными правами, обязанность пользователя заключать договор с ОКУ до начала использования объекта ИС и многое другое. Подробнее расскажет Prostopravo

Кто такие ОКУ или кто будет собирать «дань»?

Организацией коллективного управления может быть  общественное объединение со статусом юридического лица, не имеющее целью получение прибыли, основанное исключительно правообладателями, деятельность которого направлена на коллективное управление имущественными правами на объекты авторского права или смежных прав. Коллективное управление включает деятельность по сбору, распределению и выплате дохода правообладателям.

Учредителями и членами организации коллективного управления могут быть физические лица - граждане Украины, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица частного права.

Правоотношения между организациями коллективного управления и правообладателями будут регулироваться договором об управлении имущественными правами на коллективной основе, который заключается в письменной (электронной) форме с указанием конкретных объектов авторского права и (или) смежных прав, права на которые передаются в управление и конкретных способов использования таких объектов, или на основании закона.

Организации коллективного управления имеют право управлять на территории Украины имущественными правами иностранных правообладателей на общих основаниях, определенных законом, или на основе договоров с юридическими лицами, осуществляющими коллективное управление имущественными правами субъектов авторского права и (или) смежных прав в других государствах.

Организации коллективного управления могут поручать управление на коллективной основе имущественными правами украинских правообладателей за рубежом на основе договоров с аналогичными иностранными организациями, в том числе о представительстве прав.

Организации коллективного управления должны обнародовать на своих веб-сайтах и ​​поддерживать в актуальном состоянии следующую информацию:

  1. устав;
  2. условия членства в организации (если они не урегулированы уставом);
  3. порядок изъятия имущественных прав из управления организации;
  4. типовые договоры и проекты предварительных тарифов, утвержденных организацией коллективного управления;
  5. сведения о персональном составе исполнительного и наблюдательного органов организации;
  6. принципы и порядок распределения дохода от прав;
  7. порядок удержания из сумм собранного дохода от прав сумм сбора за управление, а также сумм, которые могут быть направлены на культурные, социальные, учебные цели;
  8. перечень договоров, заключенных с другими организациями коллективного управления, в том числе с аналогичными иностранными организациями, с указанием названия таких организаций;
  9. порядок рассмотрения жалоб и разрешения споров между организацией и другими организациями коллективного управления, пользователями, правообладателями;
  10. ежегодный отчет о деятельности организации;
  11. перечень объектов авторского права и (или) смежных прав, права на которые изъяты из управления организации;
  12. общие принципы использования невостребованных средств;
  13. перечень неидентифицированных объектов авторского права и (или) смежных прав и перечень объектов, сведения о которых содержат противоречивую информацию о правообладателе.

Функции ОКУ и сферы управления

Помимо непосредственно сбора, распределения и выплаты дохода правообладателям, ОКУ будут выполнять и другие функции, например, обращаться в суд от имени правообладателей для защиты их прав.  Организации коллективного управления обязаны предоставлять информацию на мотивированные запросы и реагировать на жалобы правообладателей, других организаций коллективного управления, пользователей в кратчайшие сроки, не превышающие 15 календарных дней со дня получения такого запроса.

Законом предусмотрено, что коллективное управление имущественными правами на объекты авторского права и (или) смежных прав осуществляется в виде добровольного, расширенного и обязательного коллективного управления.

Добровольное коллективное управление - коллективное управление, осуществляемое организациями коллективного управления, исключительно по объектам авторского права и (или) смежных прав, включенных в каталог соответствующей организацией коллективного управления.

Обязательное коллективное управление - коллективное управление имущественными правами на объекты авторского права и (или) смежных прав независимо от их наличия в каталоге организации коллективного управления, осуществляется аккредитованными организациями в определенных сферах.

Обязательное коллективное управление объектами авторского права и (или) смежных прав осуществляется в следующих областях:

  1. право следования в отношении произведений изобразительного искусства;
  2. репрографическое воспроизведение произведений и их частей (фрагментов)
  3. воспроизведение в домашних условиях и в личных целях произведений, исполнений, зафиксированных в фонограммах, видеограммах, их экземплярах, а также аудиовизуальных произведений и их экземпляров;
  4. кабельная ретрансляция объектов авторского права и (или) смежных прав, кроме прав организаций вещания по их собственных программ (передач) вещания.

Перечень сфер коллективного управления, по которым осуществляется обязательное коллективное управление, является исчерпывающим.

За каждой сферой обязательного коллективного управления определяется одна аккредитованная организация. Одна организация коллективного управления может быть аккредитована на осуществление обязательного коллективного управления в нескольких сферах, а также одновременно с осуществлением расширенного коллективного управления.

Обязательное коллективное управление не предусматривает изъятия правообладателем полностью или частично, принадлежащих ему имущественных прав по управлению аккредитованной организацией

Расширенное коллективное управление - коллективное управление имущественными правами на объекты авторского права и (или) смежных прав независимо от их наличия в каталоге организации коллективного управления (кроме случаев, когда соответствующие права изъяты правообладателем по коллективному управлению), в определенных сферах, осуществляется аккредитованными организациями.

Расширенное коллективное управление объектами авторского права и (или) смежных прав осуществляется исключительно в следующих областях:

  1. публичное исполнение музыкальных недраматических произведений с текстом и без текста, включая произведениями, которые включены в состав аудиовизуальных произведений;
  2. публичное оповещение музыкальных недраматических произведений с текстом и без текста, включая произведения, которые включены в состав аудиовизуальных произведений, кроме кабельной ретрансляции;
  3. право на справедливое вознаграждение, общее для исполнителей и производителей фонограмм (видеограмм), за публичное исполнение фонограмм и зафиксированных в них исполнений или публичную демонстрацию видеограмм и зафиксированных в них исполнений, опубликованных для использования в коммерческих целях;
  4. право на справедливое вознаграждение, общее для исполнителей и производителей фонограмм (видеограмм), за публичное оповещение фонограмм и зафиксированных в них исполнений, видеограмм и зафиксированных в них исполнений, опубликованных для использования в коммерческих целях, кроме кабельной ретрансляции;

Перечень сфер коллективного управления, по которым осуществляется расширенное коллективное управление, является исчерпывающим.

По каждой сфере расширенного коллективного управления определяется одна аккредитованная организация при отсутствии каких-либо конфликтов интересов между основной категорией правообладателей, в интересах которой  она действует, и другими категориями правообладателей, в пользу которых должен собираться доход. В случае существования указанного конфликта интересов, Комиссия определяет дополнительную аккредитованную организацию для этой сферы. Юридически-правовой статус дополнительной аккредитованной организации означает, что эта организация не имеет права самостоятельно осуществлять сбор дохода от прав с пользователей в соответствующей сфере, но имеет право потребовать и получить с аккредитованной организации долю дохода, которая принадлежит категории правообладателей, в  интересах которых действует дополнительная аккредитована организация, для дальнейшего распределения и выплаты такой доли правообладателям этой категории.

Одна организация коллективного управления может быть аккредитована на осуществление расширенного коллективного управления в нескольких сферах по нескольким категориям правообладателей, при отсутствии конфликта интересов между ними.

Отношения с пользователями и тарифы

Закон провозглашает, что организации коллективного управления должны строить отношения с пользователями на основе беспристрастности, справедливости, обоснованности тарифов, свободного доступа к информации. Условия предоставления разрешений на использование объектов авторского права и (или) смежных прав должны основываться на объективных и недискриминационных условиях.

Сбор вознаграждения осуществляется организациями коллективного управления на основании и в пределах полномочий, полученных от правообладателей и (или) организаций коллективного управления, и (или) аналогичных иностранных организаций на основании договоров, заключенных в письменной (электронной) форме, или установленных Законом .

Тарифы в договорах с пользователями должны быть объективными и обоснованными, в частности, с учетом экономической выгоды использования объектов авторского права и (или) смежных прав в хозяйственной деятельности, характера и объемов использования объектов авторского права и (или) смежных прав, вида деятельности пользователя, финансово-экономических показателей рынка, на котором осуществляется использование указанных объектов.

Проекты предварительных тарифов определяются на общем собрании организации коллективного управления и устанавливаются в фиксированной сумме или в виде процентов от суммы поступлений, полученных пользователями от конечных потребителей, или в виде процентов от стоимости оборудования и материальных носителей, с помощью которых можно осуществить воспроизведение объектов авторского права и (или) смежных прав, отдельно для каждой категории пользователей.

Пользователи обязаны до начала использования в своей деятельности объектов авторского права и (или) смежных прав, кроме случаев, предусмотренных настоящим Законом и Законом Украины "Об авторском праве и смежных правах", заключить с организацией коллективного управления, которая осуществляет управление имущественными правами в соответствующей сфере, договор об использовании объектов авторского права и (или) смежных прав.

В случае заключения пользователем договора с аккредитованной организацией коллективного управления и выполнения им предусмотренных таким договором обязательств пользователь освобождается от любых других претензий по данной категории прав, виду объекта авторского права и (или) смежных прав и способу его использования в соответствии со сферой аккредитации организации коллективного управления, с которой он заключил договор, кроме объектов авторского права и (или) смежных прав, в отношении которых на общедоступном веб-сайте данной организации коллективного управления указано, что они не охватываются договором. В случае поступления таких претензий они решаются организациями коллективного управления.

Организация коллективного управления не имеет права безосновательно отказывать пользователю в заключении договора.

Организация коллективного управления обязана предоставлять информацию на запрос пользователя, сообщать ему о документах, необходимых для заключения договора, или об обстоятельствах, исключающих заключение договора. После получения организацией таких документов или устранения обстоятельств, которые делали невозможным заключение договора, такой договор подлежит заключению организацией с пользователем в кратчайшие сроки.

Закон вступит в силу со дня, следующего за днем его опубликования, а в части функционирования электронной системы регистрации и учета в сфере авторских и смежных прав - с 1 июля 2019 года.

Опубликовано на сайте: 21.05.2018

Источник: http://www.prostopravo.com.ua


Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что случилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!


Бесплатная юридическая консультация



Не пропустите новые статьи. Подписывайтесь на рассылку!
Всего подписчиков - 11787


Юридический рынок Украины

Когда дела незначительной сложности становятся малозначимыми, и что это значит для возможностей обжалования и представительства

Новая редакция Гражданского процессуального кодекса содержит новеллу письменного производства, а рядом с термином "незначительные дела" употребляется понятие "дела незначительной сложности". Это влечет за собой определенные трудности на практике, с которыми и попробуем разобраться.

Простоправо ТВ