В Украине грядет "законодательный троллинг"? // 03.02.2017

20 января в Верховной Раде был зарегистрирован интересный документ – законопроект №5689 Про авторское право на тексты законодательных актов. Как оказалось, некоторым народным депутатам не нравится, когда их наработки по текстам нормативно-правовых актов используются без указания их авторства. // 03.02.2017

Глеб Сегида , Управляющий партнер юридической фирмы "Pravovest"

«Часто тексты норм предлагаемых законопроектов копируются субъектами законодательной инициативы друг у друга, что в дальнейшем используется для собственного политического пиара, тем самым нарушаются нормы Конституции», - отмечает в пояснительной записке автор законопроекта народный депутат Юрий-Богдан Шухевич.

Он подчеркивает, что ст. 54 Конституции предусматривает, что гражданам гарантируется свобода литературного, художественного, научного и технического творчества, а также защита интеллектуальной собственности, их авторских прав. Однако, как отмечается, эти гарантии фактически не распространяются на тексты подготовленных законопроектов, подзаконных актов, заданий, пояснительных записок, указов Президента, актов органов местного самоуправления и т.д.

Согласно проекту закона на инициативы народных депутатов и депутатов местных советов, Кабинет Министров, Президента и НБУ будут распространяться гарантии, а значит и предусматриваться ответственность за их кражу.

Напомню, за нарушение авторского права в Украине предусмотрена административная и даже уголовная ответственность:

  • Ст.51-2 Кодекса Украины об административных правонарушения: незаконное использование объекта прав интеллектуальной собственности грозит штрафом от 170 до 3 400 грн с конфискацией незаконно изготовленной продукции, оборудования и материалов, которые предназначены для ее использования.
  • Ст.176 Уголовного кодекса Украины: уголовно-наказуемым признается умышленное незаконное воспроизведение, распространение объектов авторского права, если это причинило материальный ущерб в размере от 340 грн. Такое нарушение авторского права влечет за собой штраф от 3 400 грн до 51 000 грн или исправительные работы до 2 лет, или лишение свободы, сроком до 6 лет, с конфискацией и уничтожением всех экземпляров произведений, материальных носителей компьютерных программ, баз данных, исполнений, фонограмм, видеограмм, программ вещания и орудий и материалов, которые специально использовались для их изготовления.

Инициатива защитить авторским правом законодательные инициативы, казалось бы, правильна, но возникаю и вопросы к такой идее.

Во-первых, по моему мнению, и мнению большинства украинцев, народные депутаты должны работать над качеством итоговых текстов законов, а не соревноваться в том, чего они авторства. Нажал кнопку «За» - значит ты согласен с текстом и поддерживаешь его; «Против» - считаешь что текст плохой.

Для того, чтобы дорабатывать тексты, у депутатов есть предостаточно возможностей – собственная работа, привлечение помощников, советников, независимых экспертов, участников рынка и пр.

Интересует ли украинцев, кто автор того или иного закона, или кто предложил какую-то правку – я считаю, что нет. Интересует ли результат от этого закона и кто именно решил проголосовать за него, или наоборот, не проголосовать за нужный стране закон – очень даже.

Таким образом, вместо защиты от пиара на том, кто автор законопроекта, наоборот, этот пиар буде поднят на новый уровень – показательная, раздутая защита текстов нормативно-правовых документов и станет новым форматом «политических шоу».

Более того, уже сейчас можно предположить, что в Украине станет популярным «законодательный троллинг», аналогично «патентному троллингу».

Напомню, что «патентные тролли» осуществляют патентование технологий, деталей, частей программного кода, или регистрацию торговой марки, но без цели выпускать конечный продукт или работать на рынке, а с целью, что когда реальный производитель захочет выпустить продукт с использованием этой уже запатентованой части, или будет планировать выйти на рынок новой страны, он будет вынужден платить за использование этого патента или товарного знака.

Патентный троллинг стал приносить такие убытки реальным компаниям, что многие страны уже полностью отменили возможность патентовать программный код.

Аналогично, вполне возможно, депутаты будут пачками вносить законопроекты понимая, что за никто не будет голосовать, даже и не пытаясь найти голоса, а просто с целью «запатентовать текст». И когда дело дойдет до реального рассмотрения законопроекта, окажется, что часть текста уже была «запатентована» пару лет назад и теперь или придется включать этого депутата в авторы документа (хотя он не имел к нему никакого отношения), или же править этот текст, что может привести к потере его качества.

Также не понятны некоторые технические аспекты, например, остается ли авторское право за бывшими депутатами и президентами, или оно действует только на срок их полномочий.

Поэтому хочется пожелать высокого качества отечественным законам, независимо от их авторства. А если кто-то считает, что в авторах есть недостаток – в Украине и за ее пределами живут тысячи экспертов, юристов, гражданских активистов, которые готовы помогать в подготовке нормативно-правовых документов и без упоминания их в качестве авторов.

Опубликовано на сайте: 03.02.2017

Автор: http://lb.ua/