Обжалование допороговых и надпороговых закупок в системе prozorro

Все больше представителей бизнеса активно используют систему электронных торгов prozorro для заключения соглашений с государственными заказчиками. Многие из них сталкиваются с теми или иными нарушениями при проведении тендеров, однако не всегда знают, кому и как жаловаться на нарушение своих прав. Prostopravo расскажет об особенностях обжалования при проведении государственных закупок в prozorro.

Сейчас в системе prozorro осуществляются два типа закупок: допороговые и сверхпороговые.

К надпороговым закупкам относятся те, где стоимость предмета закупки товара или услуги равна или превышает 200 000 гривен, а работ - 1,5 миллиона гривен. Для заказчиков, осуществляющих деятельность в отдельных сферах хозяйствования, - при условии, что стоимость предмета закупки товара или услуги равна или превышает 1 млн. гривен, а работ – 5 млн.гривен. Осуществление таких закупок регулируется Законом Украины «О публичных закупках». Органом обжалования выступает Антимонопольный комитет Украины, решение которого является обязательным для участников торгов.

Для допороговых закупок стоимость заказа начинается от 3000 гривен и теперь регулируется Приказом ГП «Зовништоргвидав Украины» «Об утверждении Порядка осуществления допороговых закупок» от 13.04.2016 года №35.Органом обжалования в допороговых закупках является Комиссия по рассмотрению обращений, в состав которой входят представители общественности. Решения комиссий носят рекомендательный характер для участников, а рассмотрение жалобы не приостанавливает процесса проведения торгов.

Рассмотрим процедуры обжалования допороговых и надпороговых закупок подробнее.

Обжалование надпороговых закупок

Процедура обжалования надпороговых закупок детально прописана в статье 18 Закона «О государственных закупках».

Жалоба подается в Антимонопольный комитет субъектом обжалования в форме электронного документа через электронную систему закупок. Это важно помнить, поскольку жалобы поданные в другой форме (по почте, лично и т.д.) АМКУ не примет.

После размещения жалобы субъектом обжалования в электронной системе закупок жалоба автоматически вносится в реестр жалоб и формируется ее регистрационная карточка. Жалоба вместе с регистрационной карточкой в ​​день размещения субъектом обжалования автоматически публикуется на веб-портале центрального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную политику в сфере государственных закупок.

Жалоба должна содержать следующую информацию:

  • наименование заказчика решения, действия или бездействие которого обжалуются;
  • имя (наименование), место жительства (местонахождение) субъекта обжалования;
  • основания подачи жалобы, ссылки на нарушение процедуры закупки или принятые решения, действия или бездействие заказчика, фактические обстоятельства, которые это могут подтверждать;
  • обоснования наличия нарушенных прав и охраняемых законом интересов по поводу решения, действия или бездействия заказчика, противоречащих законодательству в сфере публичных закупок и в результате которых нарушено право или законные интересы такого лица;
  • требования субъекта обжалования и их обоснования.

К жалобе прилагаются документы и материалы в электронной форме (в том числе в виде pdf формата файла), подтверждающие нарушение процедуры закупки или неправомерность решений, действий или бездействия заказчика, и документ об осуществлении оплаты за подачу жалобы в орган обжалования.

Сразу после внесения в реестр жалоб жалоба с сопроводительными документами и ее регистрационная карточка автоматически направляются органу обжалования и заказчику.

За подачу жалобы в орган обжалования взимается плата. Размер платы определяется Кабинетом Министров Украины и составляет 5 тыс. грн. при обжаловании закупки товаров или услуг, и 15 тыс. грн.  - за обжалование процедуры заказа работ.

Важно придерживаться сроков подачи жалоб.

Жалобы, касающиеся тендерной документации и / или принятых решений, действий или бездействия заказчика, произошедшие до истечения срока, установленного для подачи тендерных предложений, могут подаваться в орган обжалования с момента публикации объявления о проведении торгов, но не позднее чем за 4 дня до даты, установленной для представления тендерных предложений.

Жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после оценки предложений участников подаются в течение 10 дней со дня опубликования на веб-портале Уполномоченного органа уведомления о намерении заключить договор, но до дня заключения договора о закупке.

Жалобы, касающиеся принятых решений, действий или бездействия заказчика, которые произошли после рассмотрения тендерных предложений на соответствие техническим требованиям, определенным в тендерной документации, и определение соответствия участников квалификационным критериям, подаются в течение 5 дней со дня опубликования на веб-портале Уполномоченного органа протокола рассмотрения тендерных предложений.

Если в тендерную документацию заказчиком вносились изменения по истечении срока, установленного для подачи тендерных предложений в объявлении об их проведении, не подлежат обжалованию положения тендерной документации, в которых изменения не вносились.

По истечении срока, установленного для подачи тендерных предложений в объявлении об их проведении, жалобы могут подаваться только об изменениях в тендерной документации, внесенных заказчиком.

В случае нарушения сроков, жалобы автоматически не принимаются системой электронных закупок.

Жалобы по заключенным договорам о закупке рассматриваются в судебном порядке.

Орган обжалования в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня внесения жалобы в реестр жалоб, должен разместить в системе электронных закупок решение о принятии жалобы к рассмотрению с указанием даты, времени и места рассмотрения жалобы или обоснованное решение об оставлении жалобы без рассмотрения, или решение о прекращении рассмотрения жалобы. Система электронных закупок автоматически обнародует принятые органом обжалования решения на веб-портале Уполномоченного органа и рассылает сообщение субъекту обжалования и заказчику.

Орган обжалования оставляет жалобу без рассмотрения в случае, если:

  • субъект обжалования подает жалобу на то же нарушение, в той же процедуре закупки и по тем же основаниям, которые уже были предметом рассмотрения органа обжалования и по которым органом обжалования было принято соответствующее решение;
  • жалоба не соответствует установленным требованиям;
  • субъектом обжалования не внесена плата;
  • заказчиком устранены нарушения, указанные в жалобе.

Орган обжалования принимает решение о прекращении рассмотрения жалобы в случае, если:

  • обстоятельства, указанные в качестве основания для оставления жалобы без рассмотрения, установленны органом обжалования после принятия жалобы к рассмотрению;
  • жалобу отозвано субъектом обжалования;
  • заказчиком принято решение об отмене торгов или признании их несостоявшимися, отмене переговорной процедуры, кроме случая обжалования любого из этих решений.

Датой начала рассмотрения жалобы является дата публикации регистрационной карточки жалобы в электронной системе закупок.

Срок рассмотрения жалобы органом обжалования составляет 15 рабочих дней с даты начала рассмотрения жалобы.

Субъект обжалования, заказчик вправе принять участие в рассмотрении жалобы, в том числе путем применения телекоммуникационных систем в интерактивном режиме реального времени. Рассмотрение жалобы является открытым, все желающие могут присутствовать на рассмотрении. Лица, присутствующие на рассмотрении, могут использовать средства фото-, видео- и звукозаписи. Решение, принятое органом обжалования, провозглашается публично.

В случае принятия жалобы к рассмотрению электронная система закупок автоматически приостанавливает начало электронного аукциона и не обнародует договор о закупке и отчет о результатах проведения процедуры закупки.

Заказчику запрещается совершать любые действия и принимать какие-либо решения по закупке, в том числе заключение договора о закупке, кроме действий, направленных на устранение нарушений, указанных в жалобе.

В случае устранения заказчиком нарушений, указанных в жалобе, заказчик в течение одного рабочего дня с момента устранения нарушения должен сообщить об этом орган обжалования и разместить в электронной системе подтверждение.

В любом случае заключение договора о закупке во время обжалования запрещается.

По результатам рассмотрения жалобы орган обжалования имеет право:

  • принять решение об установлении или отсутствии нарушений процедуры закупки (в том числе нарушении порядка обнародования или необнародовании информации о закупках, предусмотренной настоящим Законом) и о мерах, которые должны использоваться для их устранения, в частности обязать заказчика полностью или частично отменить свои решения, предоставить необходимые документы, разъяснения, устранить любые дискриминационные условия (в том числе те, которые указаны в технической спецификации, которая является составной частью тендерной документации), привести конкурсную документацию в соответствие с требованиями законодательства, или при невозможности исправить допущенные нарушения отменить процедуру закупки.

В течение одного рабочего дня после принятия решения по результатам рассмотрения жалобы орган обжалования в электронной системе закупок предоставляет информацию о резолютивной части решения и в течение трех рабочих дней со дня его принятия размещает решение в электронной системе закупок. Решение по результатам рассмотрения жалобы сразу после размещения в электронной системе автоматически публикуется на веб-портале Уполномоченного органа и направляется субъекту обжалования и заказчику.

Решения органа обжалования вступают в силу со дня их принятия и являются обязательными для выполнения заказчиками, лицами, которых они касаются.

Решение органа обжалования может быть обжаловано субъектом обжалования, заказчиком в судебном порядке в течение 30 дней со дня его опубликования в электронной системе закупок.

Обжалование процедуры допороговых закупок

Процедура предусмотрена п.14 Порядка.

В случае выявления нарушения участник может обратиться к Заказчику с требованием об устранении нарушения в процессе проведения Закупки через соответствующую электронную форму.

Требование должно содержать следующую информацию:

  1. наименование Заказчика, решение, действия или бездействие, по которому (которым) инициируется Требование;
  2. номер сообщения о проведении Закупки, по которому инициируется Требование;
  3. основания представление Требования, ссылки на нарушения в процессе проведения закупок, фактические обстоятельства, которые могут это подтверждать;
  4. содержание требований к Заказчику и их обоснования;
  5. данные, позволяющие идентифицировать лицо, обратившееся (для юридических лиц - наименование, код ЕГРПОУ (при наличии) и местонахождение или место регистрации юридического лица, для физических лиц - ФИО, идентификационный номер / регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика (при наличии) и место жительства или место регистрации лица). Для обеспечения равных условий для всех участников указанные данные до момента раскрытия предложений недоступны Заказчику и отражаются после вскрытия предложений.

Требование может содержать также другую информацию о лице, которое обратилось.

Вся информация о процессе обращения доступна всем пользователям из всех Авторизованных электронных площадок и на веб-портале Уполномоченного органа.

Заказчик в течение 3 дней рассматривает Требование, принимает и публикует решение по нему. За этот период Заказчик должен опубликовать ответ на Требование и (в случае удовлетворения требования) внести соответствующие изменения в условия Закупки или пересмотреть решение о дисквалификации и / или решение об определении Победителя. Просмотр таких решений возможен только в период до подписания договора. После избрания статуса решения "Удовлетворено", "Отклонено" или "Не удовлетворено" Заказчик в обязательном порядке публикует обоснование своего решения.

После размещения ответа Требование приобретает статус "рассмотрено Заказчиком" и инициатор Требования в течение 2 дней оценивает ответ "удовлетворительно" / "Неудовлетворительно":

  • "Удовлетворительно" - ответ инициатора Требования удовлетворил, Требование приобретает статус "исчерпано";
  • "Неудовлетворительно" - ответ инициатора не удовлетворил, Требование автоматически приобретает статус "Обращение" и направляется на рассмотрение в Комиссию по рассмотрению обращений.

Требование автоматически приобретает статус "исчерпано", если инициатор Требования не оценил ответы Заказчика в течение 3 дней после размещения такого ответа.

Требования, по которым отсутствуют ответы Заказчика, автоматически получают статус "Обращение" и подлежат рассмотрению Комиссией. Рассмотрение Обращения Комиссией прекращается в случае отмены Закупки или определения ее Системой такой, что не состоялась. Решение Комиссии размещаются в Системе в течение 5 рабочих дней с момента их принятия и должны быть общедоступными для просмотра на веб-портале Уполномоченного органа.

Комиссия должна рассмотреть Обращение в течение 14 дней с момента его поступления на рассмотрение. После размещения решения Комиссии в Системе Требование переходит в статус "Рассмотрены Комиссией".

Решение Комиссии носит рекомендательный характер. Заказчик на основании такого решения может оставить предыдущее решение без изменений, пересмотреть решение или отменить Закупку.

Рассмотрение Требования и Обращения не останавливает процесса проведения Закупки.

Не пропустите новые статьи!





Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!


Следить за успехами малыша можно на канале BasketBoy TV. Подписывайтесь!