Как правильно обжаловать тендер: типичные ошибки

С 1 апреля 2016 введен в действие закон о публичных закупках. Сейчас нормами этого закона руководствуются только центральные органы исполнительной власти, но с 1-го августа их соблюдение станет обязательным для всех.

В соответствии с действующим законодательством, Антимонопольный комитет Украины является органом обжалования при проведении как государственных, так и общественных закупок. Для рассмотрения жалоб по закупкам при АМКУ создана постоянно действующая административная коллегия по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок, которая состоит из трех государственных уполномоченных Антимонопольного комитета.

Каждый день, начиная с 11 утра, Коллегия проводит заседания по рассмотрению жалоб, поступивших в ее адрес. Уже сейчас можно  систематизировать типичные ошибки бизнеса, на которые стоит обратить внимание и которые сейчас являются самыми распространенными.

Предоставление документов

При рассмотрении жалоб Коллегия столкнулась с ситуацией, когда участники загружают документы, относящиеся к тендерному предложению, - по истечении срока подачи предложений (в отдельных процедурах закупок).

В этом случае, система видит добавления документов как изменение тендерного предложения. Коллегия АМКУ определяет это как нарушение условий проведения процедуры закупки и квалифицирует как нарушение норм закона.

Что надо делать?

Внимательно отнестись к сбору пакета тендерной документации, сделать чек-лист перед загрузкой документов в систему и проверить, все ли файлы у вас в наличии.

Подача жалобы

Только вы ее подали - система автоматически остановит те торги, к результатам которых у вас возникли претензии.

Административная коллегия должна в течение трех рабочих дней принять решение о принятии к рассмотрению жалобы или оставлении ее без рассмотрения. В случае принятия жалобы к рассмотрению, новый закон дает коллегии 15 рабочих дней для его рассмотрения по существу.

Вместе с подачей жалобы вы должны подать копию документа об осуществлении оплаты государственной пошлины за подачу жалобы.

Если вы этого не сделаете - это означает, что ваша жалоба будет оставлена ​​Коллегией без рассмотрения.

С момента вступления действия нового закона могу сказать, что сейчас самой распространенной "ошибкой" жалобщиков является ... отсутствие платы за подачу жалобы. С начала применения системы ProZorro в Коллегию поступило 92 жалобы, среди которых с внесением соответствующей платы было только 24. Это говорит о неосведомленности жалобщиков о необходимости осуществлять оплату за подачу жалобы.

Напомню, что для рассмотрения вашей жалобы по процедуре закупки товаров / услуг вы должны оплатить 5000 гривен, работ - 15 000 гривен, что предусмотрено Постановлением правительства №291 от 23 марта 2016 года.

Разница между двумя законами

И теперь для удобства - об основных отличиях в положениях закона "Об осуществлении государственных закупок" и закона "О публичных закупках" по вопросам обжалований, которое пригодится представителям бизнеса в работе с системой ProZorro.

Закон "Об осуществлении госзакупок"

Закон "О публичных закупках"

Участники не имеют свободного доступа к предложениям конкурсных торгов других участников

Предложения всех участников находятся в открытом доступе, любой субъект может с ними ознакомиться

Субъекту обжалования может быть неизвестно о конкретных недостатках (несоответствиях) предложений других участников, поэтому, очень часто жалобщик просит Коллегию проверить предложения других участников

Субъект обжалования может детально изучить документы предложений других участников и четко указать в жалобе несоответствие (в связи с этим жалобы должны быть четко обоснованы)

Орган обжалования запрашивает информацию о процедурах закупок у заказчиков, участников, экспертных учреждений других органов

Субъекты обжалования и заказчики самостоятельно (по собственной инициативе) предоставляют органу обжалования соответствующие экспертные заключения

Орган обжалования в случае необходимости принимает решение о приостановлении процедуры закупки

Система автоматически приостанавливает торги в случае подачи жалобы в орган обжалования

Заказчики имеют возможность, не выполнив решение органа обжалования, осуществить раскрытие предложений конкурсных торгов (совершить нарушение, которое невозможно устранить, что повлечет за собой отмену торгов)

Система автоматически блокирует возможность заказчиков осуществлять раскрытие предложений (при рассмотрении жалобы органом обжалования), что предотвращает совершение нарушений, которые невозможно устранить (отмене торгов)

Срок рассмотрения жалобы составляет 30 рабочих дней

Срок рассмотрения жалобы составляет 15 рабочих дней

Надеюсь, что обязательное внедрение системы ProZorro для всех заказчиков сделает прозрачными тендерные закупки, минимизирует злоупотребления и уменьшит количество жалоб.

Не пропустите новые статьи!





Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!


Следить за успехами малыша можно на канале BasketBoy TV. Подписывайтесь!