"Токсичные" контрагенты

Антикоррупционный комплаенс - это система мероприятий, целью которых является добиться того, чтобы деятельность предприятия соответствовала законам Украины, международным правовым актам и стандартам, этическим нормам и принципам в сфере борьбы с коррупцией. Комплаенс-службы сегодня введены почти на всех крупных и средних международных предприятиях.

Коррупция - везде

К сожалению, сейчас коррупция является раковой опухолью не только государственных предприятий и органов, но и частного сектора экономики. Большое количество компаний привыкла работать в режиме «решения вопросов». Бизнес, в котором коррупция является одной из составляющих успешной деятельности, оказывается шатким, проблематичным и непривлекательным для иностранных партнеров и инвесторов.

Предприятие, прибыльное вследствие коррупционных схем, не имеет никакой ценности, находится в зависимости от отдельных персоналий. Нужно понимать, что коррупция может возникать не только в отношениях между частным бизнесом и чиновниками, но и в отношениях между коммерческими предприятиями и их работниками. Непрозрачные условия для ведения бизнеса в Украине не только отрицательно влияют на сам бизнес, но и на активность инвестирования и выход на рынок международных компаний.

1 августа 2017 Би-Би-Си сообщила, что государственное предприятие «Международный аеропорт «Борисполь» предоставляло авиакомпании «Международные авиалинии Украины» сомнительные скидки на оплату аэропортовых сборов. Об этом говорится в ответе Антимонопольного комитета на запрос британской телерадиовещательной компании. В частности, указывается, что комитет рассматривает дело «по признакам совершения ГП «Международный аэропорт «Борисполь» нарушения законодательства о защите экономической конкуренции в виде злоупотребления монопольным положением на рынке специализированных услуг». Это пример того, как государственные субъекты защищают интересы отдельных предпринимателей. Такой подход оправдывался бы, если бы «МАУ» была государственной компанией, но это на 100% частный бизнес.

Международные нормы

Иностранные партнеры очень тщательно подбирают контрагентов, ведь существуют действенные законы в сфере борьбы с коррупцией, среди которых можно выделить Foreign Corrupt Practices Act (США) и UK Bribery Act (Великобритания). Эти акты предусматривают как гражданско-правовую, так и уголовную ответственность.

Например, согласно UK Bribery Act к ответственности могут привлечь даже юридических лиц, которые хотя бы частично ведут свой бизнес в Великобритании, независимо от того, где зарегистрирована компания и где совершено преступление. Согласно UK Bribery Act юридическое лицо может быть привлечено к ответственности, если не смогло предотвратить совершение в его интересах преступлений дистрибьютором или даже подрядчиком.

Foreign Corrupt Practices Act также имеет экстерриториальное действие. Им предусмотрены предельные размеры штрафов, тогда как в UK Bribery Act такие вообще отсутствуют. Последний устанавливает ответственность за дачу взятки не только чиновнику, но и работникам коммерческих предприятий.

Существует очень много примеров, когда транснациональные компании привлекали к ответственности в США за коррупционные преступления, совершенные работниками дочерних предприятий в других странах.

И в антикоррупционных программах корпораций и дочек почти всегда декларируется соблюдение упомянутых нормативно-правовых актов.

Украинские реалии

Отечественные предприятия должны понимать: если они хотят иметь деловые отношения с кем-либо, то должны минимизировать риски коррупционных правонарушений в своей деятельности. Ведь выгоду от сотрудничества с украинским партнером вряд ли будет перевешивать риск иностранца быть привлеченным к ответственности за антикоррупционные акты. Ни одна международная компания не захочет рисковать своей деловой репутацией и деятельностью ради украинского компаньона, а штрафы могут достигать десятков миллионов долларов.

Украинским предприятиям нужно вводить службы комплаенс еще до начала сотрудничества с иностранными партнерами или выхода на международный рынок. Ведь серьезные компании будут проводить их оценку. Даже при минимальных подозрениях относительно коррупционных правонарушений контрагент обязан проводить собственное расследование.

В то же время для внедрения эффективной комплаенс-службы на предприятии нужна решительная позиция высшего руководства. Оно должно однозначно выразить свою поддержку и следовать принципам антикоррупционной политики. Не должно существовать никаких исключений для каких-либо лиц. Если работники будут видеть, что комплаенс-мероприятия являются декларативными и существуют только на бумаге, это не будет иметь никакого эффекта.

Минимизация рисков

Одним из первых шагов на пути внедрения эффективного комплаенс является принятие антикоррупционной программы. Она должна создаваться с учетом не только условий, существующих в государстве. Нужно принимать во внимание сферу, в которой действует предприятие, его размер. Программа должна быть написана под отдельное предприятие, а не представлять собой стандартный шаблон. Во время ее создания необходимо привлекать к обсуждению работников, которые смогут сформулировать коррупционные риски, с которыми компанія сталкивается в своей деятельности.

Обычно антикоррупционная программа включает в себя положение о деловых подарках и представительских расходах, о конфликте интересов, кодекс этики, систему контроля и превентивных методов и тому подобное. Программы должны содержать также примеры и процедуру действий при возникновении потенциально рисковых ситуаций.

Кроме того, компания должна проводить для своих работников тренинги и обучение по антикоррупционным программам с привлечением руководства, чтобы подчеркнуть важность и серьезность таких мероприятий. Нужно вводить внутренний контроль в целях предотвращения рисков, который будет превентивным механизмом для правонарушений.

Весь процесс не заканчивается одноразовой оценкой рисков, внедрением программы и внутреннего контроля. Следует проводить постоянный мониторинг рисков, улучшать программу и систему контроля. Рекомендуется создавать горячие линии и другие виды анонимной связи, где работники могли бы известить о нарушениях, возникновении конфликта интересов и тому подобное.

Рекомендуется устанавливать дисциплинарную ответственность за нарушение и поощрять лиц (например, одним из критериев выплаты премий можно установить соблюдение антикоррупционной программы).

Воля руководства

Компания должна проверять своих контрагентов на предмет терпимости к коррупции и наличии соответствующих комплаенс-программ и мероприятий. Если предприятие будет замечено в сотрудничестве с партнером, который стал фигурантом коррупционного дела, это снизит привлекательность для иностранных компаний такого субъекта хозяйствования, даже если с самыми коррупционными деяниями последний не имел никакой связи. Рекомендуется включать в договор так называемое антикоррупционное предостережение, а санкцией за его нарушение определить расторжение договора.

Итак, антикоррупционный комплаенс является жизненно необходимым для компаний, которые собираются работать на европейском рынке. Введение таких программ, их эффективное действие вполне возможно даже в нынешних реалиях нашего государства. Одним из главных факторов остается воля высшего руководства компании и абсолютное соблюдение норм и принципов всеми ТОП-менеджерами без исключения. Это будет иметь эффект и оказывать влияние на всех работников.

Опубликовано на сайте: 26.09.2017

Автор: Сергей Кулеша, помощник адвоката АО Dmitrieva & Partners

Источник: http://zib.com.ua/ru/



Подпишитесь на рассылку сайта, это бесплатно!
Всего подписчиков - 13902




Бесплатная юридическая консультация

Простоправо ТВ

Юридический рынок Украины

Бесплатная правовая помощь. Кто и где может ее получить в Украине?

Уже несколько лет в Украине действуют Центры бесплатной правовой помощи. Однако, как показывает практика, далеко не все украинцы знают, что они могут обратиться за бесплатной помощью юриста и как это сделать. Какие виды услуг предоставляют центры бесплатной правовой помощи, кто имеет право на бесплатную правовую помощь и куда за ней следует обращаться? – расскажет Prostopravo