Нардепы традиционно отложили отмену запрета на отчуждение сельскохозяйственных земель, но свое слово еще не сказал ВС 15.02.2019

20 декабря прошлого года Верховная Рада в который раз продлила еще на год действие так называемого земельного моратория. В то же время Конституционный Суд фактически самоустранился от его анализа на соответствие Основному Закону, а в Страсбурге признали такую неопределенность нарушением права на собственность. Но свое слово еще не сказал Верховный Суд.

Нардепы традиционно отложили отмену запрета на отчуждение сельскохозяйственных земель, но свое слово еще не сказал ВС

Формальное отсрочки

Проголосовав за законопроект №9355-5, народные депутаты пролонгировали до 1.01.2020 запрет на отчуждение земельных участков и земельных паев сельскохозяйственного назначения. Последние по-прежнему разрешается только передавать по наследству, изымать для общественных нужд или обменивать на другие земельные участки.

После голосования отдельные народные депутаты поднимали вопрос об отмене соответствующего решения, которое отсрочило передачу документа на подпись Президенту. Впрочем, инициативу не поддержали и 04.02.2019 г. Закон был подписан Президентом.

И хотя соответствующая норма Земельного кодекса, которая устанавливала действие моратория до 1.01.2019 до вступления в силу Закона №9355-5 остается неизменной, это не значит, что весь этот период мораторий в Украине не действует и можно беспрепятственно отчуждать земельные участки сельскохозяйственного назначения. Нормы ЗК (п.14 и 15 розд.Х «Переходные положения») устанавливают, что мораторий прекратит свое действие с момента вступления в силу закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, который до сих пор не принят, хотя соответствующие законодательные инициативы неоднократно регистрировали в парламенте. Например, два последних законопроекта, призванные урегулировать указанный вопрос, были зарегистрированы в 2016 и 2017 годах, но не прошли даже первого чтения.

Итак, учитывая отсутствие такого акта нет оснований говорить и об отмене моратория.

Без чего не будет обращения?

Переданный Президенту на подписание закон №9355-5 предусматривает, что Кабинет Министров до 1.03.2019 должен разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады новый проект закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Однако вряд ли стоит рассчитывать на то, что за 2 месяца будет подготовлено качественный документ.

До сих пор продолжаются острые дискуссии по вопросам, которые должны быть урегулированы профильным законом.

Принимая во внимание успешный опыт других стран, отечественную нормативно-правовую базу и настроения украинского общества, можно говорить о том, что для начала функционирования рынка земель в нашей стране желательно, чтобы на законодательном уровне были определены:

  • этапы открытия рынка земель сельскохозяйственного назначения;
  • предохранительные механизмы, способствующие приобретению права собственности на землю прежде всего гражданами Украины, территориальными общинами, государством и землю отечественными предприятиями;
  • порядок исчисления справедливой цены участков, которые отчуждаются, и продажа земель на конкурсной основе;
  • ограниченная возможность изменять целевое назначение сельскохозяйственных угодий (по крайней мере на определенный период).

Также, учитывая настроения в обществе, можно установить ограничения количества земли сельскохозяйственного назначения (в гектарах), что может находиться в собственности одного лица, и минимальный размер такого участка.

Соответствующие положения проекта станут контраргументом на пессимистические прогнозы противников отмены моратория. Ведь последние предсказывают сосредоточение земли в руках олигархов-латифундистов или иностранцев и всплеск земельного рейдерства.

Впрочем, в Украине есть все предпосылки для постепенного открытия рынка земель и «борьба» за отмену моратория продолжается уже не первый год.

Группа народных депутатов дважды инициировала вопрос о признании неконституционными положений ЗК, которыми введен мораторий. Однако КС каждый раз отказывал в открытии производства по формальным основаниям, так и не решив вопрос конституционности запрета на отчуждение земель по существу.

Установки от ЕСПЧ

В прошлом году свое мнение о законности моратория выразил Европейский суд по правам человека. 22 мая 2018 было принято решение по делу «Зеленчук и Цицюра против Украины», в котором Суд констатировал, что земельный мораторий нарушает ст.1 Протокола к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а именно - право на уважение своей собственности.

22.08.2018 это решение получило статус окончательного. В нем ЕСПЧ обязал Украину принять законодательные или другие меры общего характера, которые обеспечили бы соблюдение справедливого баланса между правами владельцев земель сельскохозяйственного назначения и интересами общества. Несмотря на то что ЕСПЧ не установил конкретных сроков для принятия таких мер, ожидалось, что соответствующее решение станет катализатором законодательных изменений.

К сожалению, решение ЕСПЧ не помешало парламентариям продлить действие моратория до 1.01.2020. Однако оно послужило стимулом для решительных действий землевладельцев, которые считали такой запрет незаконным.

Собственность - через суд

Сразу же после вступления в силу решения ЕСПЧ было подано несколько исков, в которых владельцы земель сельскохозяйственного назначения отстаивают свое право на их отчуждение, ссылаясь на вывод суда о незаконности моратория. Ведь практика Европейского суда по правам человека должна применяться отечественными судами как источник права. Решение в некоторых из таких дел вступили в силу, однако позиции Верховного Суда по этому вопросу, к сожалению, еще нет.

Так, интересно дело №237 / 3292/18, в котором Мариинский районный суд Донецкой области рассматривал требования о признании права собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения в порядке возмещения долгового обязательства. В связи с тем, что должник в согласованный срок не вернул средства, предоставленные ему кредитором по договору займа, последний обратился в суд. При рассмотрении дела стороны заключили мировое соглашение, по условиям которого вместо денег должник передал кредитору участок.

Удовлетворяя заявление об утверждении мирового соглашения в этом деле, суд первой инстанции как на источник права ссылается на решение ЕСПЧ по делу «Зеленчук и Цицюра против Украины» и изложенные в нем выводы о незаконности моратория. Постановление об утверждении мирового соглашения не оспаривалось в судах других инстанций, поэтому мысли ВС мы не знаем.

Образцовым в вопросе применения судами решения ЕСПЧ должно стать дело №442 / 6324/18, которое рассматривал Дрогобычский горрайонный суд Львовской области. В рамках этого дела оспаривался отказ нотариуса удостоверить договор купли-продажи участка сельскохозяйственного назначения.

Решением от 13.12.2018 суд первой инстанции отказал в удовлетворении иска, мотивировав это тем, что вопрос законности моратория не подлежит решению по отдельному гражданскому делу, а должен быть урегулирован на законодательном уровне. Сейчас решение обжаловано в апелляционной инстанции, однако, скорее всего, судьбу дела будет решать кассационный суд.

Кроме того, постановлением от 23.01.2019 г.. Кассационный гражданский суд Верховного суда передал на рассмотрение Большой Палаты дело №227 / 1506/18, предметом спора в котором является признание недействительным договора мены земельного участка сельскохозяйственного назначения. В соответствующем постановлении суд отмечает, что «Большая Палата Верховного Суда для обеспечения развития права и формирования единой правоприменительной практики могла бы сформулировать позицию, согласно которой желающие продать землю должны доказать, что их дело аналогично делам Зеленчук и Цицюра и получить от суда разрешение на ее продажу ».

Поэтому будем надеяться, что высший судебный орган в ближайшее время сформирует правовую позицию по вопросу применения украинскими судами решения ЕСПЧ по делу «Зеленчук и Цицюра против Украины», которое будет определяющим для рынка земель сельскохозяйственного назначения в нашей стране.


FAQ по недвижимости