Может ли орган местного самоуправления отменить собственное решение о передаче земельного участка в аренду? 28.04.2014

Проблема несвоевременного начала использования по целевому назначению земли, полученной в тяжелых боях от власти в аренду, стала достаточно распространенной для землепользователей. Начиная с 2008 года многие предприниматели не в состоянии были выполнить условия договоров аренды относительно сроков начала строительства. Как следствие, распространенными стали случаи, когда нарушение условий договора оказывалось основанием для изымания у арендатора земли.

Может ли орган местного самоуправления отменить собственное решение о передаче земельного участка в аренду?

Кто первый в очереди

Чаще всего для лишения арендаторов земельных участков местные органы, в очередной раз рассматривая вопрос о возобновлении срока действия договора аренды, выносили решения об отказе в пролонгации таких договоров. Но и это еще не все. Иногда бывали случаи, когда местная власть сначала действие договора возобновляла, а через некоторое время отменяла собственное решение. Именно это и стало поводом для того, чтобы разобраться, правомерны ли такие действия органов власти или землепользователи могут каким-то образом защитить свои права.

Согласно ст.33 закона «Об аренде земли» по окончании срока, на который был заключен договор аренды земли, арендатор, который надлежащим образом исполнял обязанности по условиям договора, имеет преимущественное право перед другими лицами на заключение договора на новый срок.

Арендатор, который намерен воспользоваться преимущественным правом на заключение договора аренды на новый срок, обязан уведомить об этом арендодателя до истечения срока действия договора аренды земли в срок, установленный настоящим договором, но не позднее чем за месяц до истечения срока действия договора аренды земли.

При возобновлении договора аренды его условия могут быть изменены по соглашению сторон. В случае недостижения договоренности относительно арендной платы и других существенных условий договора преимущественное право арендатора на заключение договора аренды земли прекращается.

Таким образом, законом предусмотрено единственное (и исчерпывающее) условие, при наступлении которого арендатор теряет преимущественное право на заключение договора на новый срок, - это недостижение договоренности относительно арендной платы и других существенных условий договора.

На деле же бывают случаи, когда основанием для отказа в продлении срока действия договора становится якобы нецелевое использование земельного участка. При этом органы власти ссылаются на информацию, полученную от правоохранительных органов или от других лиц.

Отмена собственного решения

Иногда, как уже отмечалось выше, бывают случаи, когда сначала местная власть принимает решение о возобновлении договора, а через некоторое время отменяет собственное решение. Чем при этом руководствуется местные власти - непонятно.

На практике эта ситуация может выглядеть таким образом: следуя привычным процедурам, арендатор подал заявление с просьбой рассмотреть вопрос о продлении срока действия договора аренды, ожидал  принятия решения и, наконец, получил известие о позитивном результате. А через 2-3 месяца вдруг приходит сообщение, что местная власть отменила собственное решение. В таком случае пострадавшему предпринимателю ничего не остается, как идти в суд. Поэтому следует разобраться, чем же он может обосновать свои требования.

Согласно ч.1 ст.59 закона «О местном самоуправлении в Украине» совет в пределах своих полномочий принимает нормативные и иные акты в форме решений. И действительно, ряд действующих законов предусматривает право местных советов отменять собственные решения. Но не все и только при наличии определенных обстоятельств.

Например, решение сельского, поселкового, городского совета в 5-дневный срок с момента его принятия может быть остановлено сельским, поселковым, городским председателем и внесено на повторное рассмотрение соответствующего совета с обоснованием замечаний. Совет обязан в двухнедельный срок повторно рассмотреть свое решение. Если он отклонит замечания и подтвердит предыдущее решение 2/3 депутатов от общего состава совета, оно вступит в силу (ч.4 ст.59 закона).

Поэтому если бы речь шла о таком основании для пересмотра решения, как замечания председателя совета, то можно было бы говорить о наличии правового обоснования пересмотра.

Кроме того, решение исполнительного комитета рады по вопросам, отнесенным к его компетенции, могут быть отменены соответствующим советом (ч.9 ст.59 закона). Однако в случае с арендой земли не идет даже и речи о решении исполкома, ведь эти вопросы относятся к компетенции самих советов.

Положением ст.59 закона относительно права органа местного самоуправления отменять свои ранее принятые решения и вносить в них изменения по любому вопросу, что является компетенцией органа местного самоуправления, дано официальное толкование в решении Конституционного Суда от 16.04.2009 №7-рп/2009. В частности, в абз.3 п.3 настоящего акта указано, что органы местного самоуправления, осуществляя власть и самостоятельно решая вопросы местного значения, отнесенные законом к их компетенции, и принимая решения, которые являются обязательными к исполнению на соответствующей территории, обязаны действовать лишь на основании, в пределах полномочий и в способ, предусмотренный Конституцией и законами.

Из этого можно сделать вывод о том, что любое действие со стороны органа местного самоуправления должно быть четко предусмотрено той или иной нормой закона, а следовательно, необходимо искать полномочия по отмене собственных решений по заключению и возобновлению договоров аренды.

Для этого следует вернуться к видам решений, которые принимают местные органы власти. Согласно абз.1 п.4 решения КС органы местного самоуправления принимают нормативные и ненормативные акты. К нормативным относятся акты, которые устанавливают, изменяют или прекращают действие норм права, имеют локальный характер, рассчитаны на широкий круг лиц и применяются неоднократно, а ненормативные акты предусматривают конкретные предписания, обращенные к отдельному субъекту или юридическому лицу, применяются однократно и после реализации исчерпывают свое действие.

Следовательно, решение местного совета о предоставлении права определенному субъекту хозяйствования заключить дополнительное соглашение о продлении договора аренды земельного участка может быть отнесено исключительно к категории ненормативных актов.

Абзацами 5 и 6 п.5 решения КС разъяснено, что органы местного самоуправления не могут отменять свои предыдущие решения, вносить в них изменения, если в соответствии с предписаниями этих решений возникли правоотношения, связанные с реализацией определенных субъективных прав и охраняемых законом интересов, и субъекты этих правоотношений возражают против их изменения или прекращения. Это является «гарантией стабильности общественных отношений» между органами местного самоуправления и гражданами, что порождает у граждан уверенность в том, что их положение не будет ухудшено принятием более позднего решения.

Очевидно, что из решения совета, о котором идет речь, возникают правоотношения, связанные с реализацией арендатором его законных прав. При этом арендатор возражает против прекращения данных правоотношений. Именно поэтому орган местного самоуправления, если он будет руководствоваться действующими нормами законодательства, не вправе принимать решения,  полностью или частично изменяющие действие ранее принятого акта индивидуального действия.


FAQ по недвижимости