О проблемах наследования частного предприятия в Украине

В связи с практически полным отсутствием законодательной регламентации деятельность юридических лиц, созданных в такой организационно-правовой форме как частные предприятия, вызывает много вопросов. Одним из самых запутанных и неясных является наследование частного предприятия после смерти его учредителя. Prostopravo.com.ua попытался помочь наследникам и пролить свет на проблему наследования.

Что наследуем

Частным предприятием согласно Хозяйственного кодекса Украины (ст.ст.63, 113) признается предприятие, которое действует на основе частной собственности одного или нескольких граждан, иностранцев, лиц без гражданства и их труда или с использованием наемного труда. Частным является также предприятие, которое действует на основе частной собственности субъекта хозяйствования — юридического лица. Вот, пожалуй, и все, что мы можем узнать о частных предприятиях из действующего законодательства. В остальном нужно руководствоваться уставом отдельно взятого частного предприятия. И хорошо, если уставом определен порядок наследования, если же нет — наследникам придется непросто.

По большому счету возможны два варианта:

  • наследования предприятия как единого имущественного комплекса;
  • наследование имущественных прав учредителя.

В состав предприятия как единого имущественного комплекса входят все виды имущества, предназначенные для его деятельности, включая земельные участки, строения, сооружения, оборудование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, долги, а также право на торговую марку или другое обозначение и другие права, если иное не установлено договором или законом. Предприятие как единый имущественный комплекс является недвижимостью и может быть объектом купли-продажи, аренды, залога и других сделок (ст.191 Гражданского кодекса Украины).

Во втором варианте речь идет именно об имущественных правах учредителя частного предприятия, поскольку личные неимущественные права согласно ст. 1219 ГК в наследство передаваться не могут.

Известны случаи, когда нотариусы выдавали свидетельство о праве на наследство на отдельные виды имущества частного предприятия. К  примеру, на уставной фонд, если таковой был сформирован, что для частного предприятия вовсе не обязательно, или даже другие виды имущества — средства на счетах, прибыль  и т. д.

Таким образом, все зависит от целей самих наследников. Хотят ли они сохранить предприятие и продолжать его деятельность или заинтересованы в распределении имущества, которым предприятие владеет.

Оформление наследства

Процедура принятия и оформления наследства в виде частного предприятия ничем не отличается от такой же процедуры при наследовании других видов имущества. В течение 6 месяцев с момента открытия наследства наследники должны обратиться в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства. По истечении 6 месяцев нотариус  должен выдать свидетельство о праве на наследство. Кроме устава и извлечения из Госреестра, нотариус может потребовать предоставить документ, подтверждающий внесение средств или имущества в уставной фонд, а также баланс. На этом этапе трудности могут возникнуть с оценкой стоимости наследства. Если уставной фонд сформирован, большинство нотариусов довольствуются его размером при определении стоимости наследственного имущества. Также возможен вариант, что придется проводить аудиторскую оценку предприятия как целостного имущественного комплекса.

Если даже наследник собственника частного предприятия столкнулся с отказом нотариуса оформить наследство, не стоит отчаиваться, можно обратиться в суд с иском о признании права собственности на наследство.

Регистрация

Следующим этапом для наследников, которые желают вступить в свои права по управлению частным предприятием будет государственная регистрация изменений в учредительные документы юридического лица.

Для этого государственному регистратору подаются такие документы:

  • заполненная регистрационная карточка на проведение государственной регистрации изменений в учредительные документы юридического лица;
  • оригинал или копия решения о внесении изменений в учредительные документы (решение учредителей частного предприятия, если их несколько или наследника (наследников) умершего единоличного учредителя);
  • оригинал старого устава с отметкой о государственной регистрации и всеми изменениями, действующими на момент подачи документов;
  • два экземпляра изменений к уставу в виде приложений или два  устава в новой редакции;
  • копия свидетельства о смерти учредителя;
  • нотариальное свидетельство о праве на наследство или судебное решение о признании права на наследство;
  • документ, подтверждающий уплату сбора за регистрацию.

Не позднее следующего рабочего дня с даты проведения регистрации изменений государственный регистратор должен передать сведения из регистрационной карточки органам статистики, государственной налоговой службы, Пенсионного фонда Украины.

Между делом — охрана наследственного имущества

Как видим, между моментом открытия наследства и вступлением наследников в права собственников частного предприятия может пройти немало времени (как минимум, 6 месяцев отведенных законодателем для принятия или отказа от наследства ). Для такого постоянно меняющегося объекта как предприятие — это большой срок, не говоря уже о том, что предприятие вообще может остаться бесхозными, если умерший был его единственным учредителем и директором одновременно, как это часто бывает при такой организационно-правовой форме.

Чтобы каким-то образом защитить интересы наследников законодательством предусмотрена такая возможность как охрана наследственного имущества. Меры по охране наследственного имущества осуществляет нотариус по месту открытия наследства по собственной инициативе или по заявлению наследников в соответствии с Порядком осуществления нотариальных действий нотариусами Украины (Приказ Министерства юстиции Украины от 22.02.2012г. № 296/5). Нотариус должен провести опись наследственного имущества в присутствии душеприказчика (если таковой назначен в завещании), наследников и не менее 2 свидетелей. Охранником наследственного имущества назначается душеприказчик, а в случае его отсутствия — один из наследников или другое лицо по  желанию наследников.

Если в составе наследственного имущества есть такое, что требует совершения фактических или юридических действий для поддержания его в надлежащем состоянии (а именно к такому имуществу можно причислить предприятие) нотариус заключает договор управления имуществом.

Сторонами такого договора будут государственный нотариус (учредитель управления),  и лицо, с которым заключается договор (управляющий). Управляющим может быть как физическое, так и юридическое лицо (или физическое лицо — предприниматель). Предметом договора в данном случае будет предприятие как единый имущественный комплекс.

В договоре управления наследством следует предусмотреть:

  • перечень имущества, которое передается в управление;
  •  размер и форму оплаты за управление имуществом;
  • права и обязанности управляющего (на него можно возложить обязанности, которые должен выполнять директор предприятия);
  • ответственность управляющего ( в случае если управляющий не обнаружил при управлении имуществом должной заботливости, он обязан возместить убытки, причиненные ненадлежащим исполнением своих обязанностей);
  • прекращение управления наследством (следует определить, в каких случаях и на каких условиях управляющий имеет право отказаться от своих обязанностей по управлению наследством).

Видео

Екатерина Гутгарц, главный редактор портала prostopravo.com.ua, рассказывает, кто и в каком порядке имеет право на получение наследства по закону и завещанию; какие документы нужны для оформления наследства в Украине.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.


Не пропустите новые статьи!





Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!


Следить за успехами малыша можно на канале BasketBoy TV. Подписывайтесь!