Законен ли налог на "роскошные" автомобили?

В конце августа 2016 года Высший административный суд Украины принял постановление по делу №К/800/8077/16, которым признал налоговое уведомление-решение о начислении транспортного налога за 2015 года противоправным и отменил его. Означает ли это, что транспортный налог теперь можно вовсе не платить, узнавал Prostopravo

Напомним, что соответствующие изменения были внесены в Налоговый Кодекс с 1 января 2015 года Законом  № 71-VIII от 28.12.2014 года.

В соответствии с пп. 267.1.1 п. 267.1 ст. 267 Налогового кодекса Украины плательщиками транспортного налога являются физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые имеют зарегистрированные в Украине согласно действующему законодательству собственные легковые автомобили, которые использовались до 5 лет и имеют объем двигателя более 3000 куб. см.

Согласно п. 267.4 ст. 267 Налогового кодекса Украины ставка налога устанавливается в расчете на календарный год в размере 25000,00 гривен за каждый легковой автомобиль, являющегося объектом налогообложения в соответствии с подпунктом 267.2.1 пункта 267.2 этой статьи.

 Подпунктом 267.6.1 пункта 267.6 ст. 267 Налогового кодекса Украины предусмотрено, что исчисление суммы налога с объекта / объектов налогообложения физических лиц осуществляется контролирующим органом по месту регистрации налогоплательщика.

Согласно пп. 267.6.2 п. 267.6 ст. 267 Налогового кодекса Украины налоговая / налоговые уведомления-решения об уплате суммы / суммы налога и соответствующие платежные реквизиты присылаются (вручаются) налогоплательщику контролирующим органом по месту его регистрации до 1 июля базового налогового (отчетного) периода (года).

Однако ВАСУ обратил внимание на тот факт, что транспортного налога нет в перечне общегосударственных налогов и сборов (статья 9 Налогового кодекса). Между тем, согласно п. 9.4 ст. 9 НК Украины установление общегосударственных налогов и сборов, не предусмотренных настоящим Кодексом, запрещается.

Более того, в статье 10 Налогового кодекса Украины, которой установлен перечень местных налогов, транспортный налог также прямо не указан. Зато есть налог на имущество (пп.10.1.1), который состоит из 3 различных налогов, каждый с различными элементами налога, как они определены п. 7.1 ст. 7 Налогового кодекса Украины.

Так, в соответствии со ст. 265 Налогового кодекса Украины (в редакции Закона Украины от 28.12.2014 года № 71-VIII, которая действует с 01.01.2015 года), налог на имущество состоит из: налога на недвижимое имущество, отличное от земельного участка; транспортного налога; платы за землю.

Следовательно, транспортный налог согласно НК Украины является местным налогом. В то же время, особенность местных налогов заключается в том, что они по закону не могут быть установлены непосредственно решением Верховной Рады Украины. Верховная Рада Украины может устанавливать только перечень разрешенных к установлению местными радами местных налогов и разрешенных предельных параметров таких налогов, а собственно, установление местных налогов, с соблюдением установленных Верховной Радой критериев - является компетенцией соответствующих местных рад.

Согласно пп. 12.3.4 п.12.3 ст. 12 Налогового кодекса Украины решения об установлении местных налогов и сборов официально обнародуется соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение установленных местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым.

Таким образом, местные рады должны обязательно установить (соответствующим решением местного совета) транспортный налог и решить вопрос (по своему усмотрению), вводить налог (и в каких размерах) на имущество, отличное от земельного участка. Такое решение должно быть обнародовано до 15 июля года, предшествующего бюджетному периоду, в котором планируется применение установленных местных налогов и сборов или изменений (плановый период). В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым.

Кроме того, принцип стабильности, который  закреплен в пп. 4.1.9 п. 4.1 ст.4 Налогового кодекса Украины имеет целью установление постоянных условий налогообложения, элементов налогов в течение определенного времени. Согласно указанной нормы изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года.

Исходя из приведенных обстоятельств и особенностей правового регулирования, коллегия судей пришла к выводу, что применение контролирующим органом положений статьи 267 НК Украины для целей налогообложения транспортным налогом не могло иметь места в 2015 году.

Таким образом, не трудно сделать вывод, что ответ на вопрос - платить или не платить транспортный налог? - будет зависеть от решения органов местного самоуправления по месту регистрации собственника автомобиля. Причем принять такое решение местные рады должны не позднее 15 июля предшествующего отчетному года.

Итак, если транспортный налог  (и его размер) не был установлен решением сельской, поселковой или городской рады до 15 июля 2016 года, то уплачивать налог ни в 2016, ни в 2017 году не нужно. А действия налоговых органов по его начислению и соответствующие налоговые уведомления- решения являются незаконными.



Советы юристов для граждан и бизнеса на ваш e-mail!


Путеводитель

Налоговая декларация

1 мая заканчивается срок подачи годовой налоговой декларации для физических лиц. Кто должен подать декларацию и какие доходы нужно задекларировать, а кто этого делать не обязан, как правильно заполнить декларацию о доходах госслужащих? – расскажет Prostopravo

Видео путеводитель




Поиск юристов и госорганизаций по крупным городам