Упрощенное производство: правовая природа, признаки, процедура 14.07.2017

Проект закона №6232 содержит немало новелл для процесса, которые суды никогда не применяли. В связи с этим важны понимание сути этих нововведений и подготовка к их внедрению. Одной из таких существенных новелл является введение упрощенного производства.

Упрощенное производство: правовая природа, признаки, процедура

Разграничения направления и результата

Ученые говорят, что структура проекта Гражданского процессуального кодекса концептуально строится на системе производств, которые согласно с определенной законом юрисдикцией олицетворяют автономные порядки рассмотрения дел. Поэтому прежде всего выясним, что представляет собой упрощенное производство (гл.10 розд.III проекта ГПК), каковы его общие условия.

Введение упрощенных производств и процедур должно рассматриваться, с одной стороны, как способ обеспечения доступа к правосудию за счет уменьшения судебных расходов и более гибкой процедуры с меньшей степенью формализации, а с другой - как способ сокращения государственных расходов на судебную систему и повышение эффективности судебного администрирования.

В отечественной науке проблематика упрощенных производств сводится, как правило, к исследованию приказного производства как упрощенного вида гражданского судопроизводства. При этом до сих пор не установлены подходы к пониманию сущности и природы упрощенных производств, их признаков, соотношение с общей исковой формой защиты гражданских прав, свобод и интересов и тому подобное. Чаще всего к упрощенным производствам и процедурам относят приказное производство, иногда - заочное рассмотрение, что не является правильным.

Зато в зарубежной литературе эту категорию интерпретируют несколько шире, относя к ней упрощенное производство в арбитражном судопроизводстве, отдельное производство, суммарное решение и суммарное рассмотрение дела, промежуточное и частичное решение, исполнительную надпись нотариуса и тому подобное.

Итак, выясним значение понятия «упрощение в гражданском судопроизводстве». Словарь украинского язика дает такое определение лексеме «упростить»: делать проще (строение, состав и т.д. чего-либо); свести к немногим формам, освобождая от всего лишнего, осложненного; делать легче для осуществления, использования и т.д .; облегчать; делать более доступным для понимания. Таким образом, упростить гражданское судопроизводство значит сделать его строение проще, освободить процессуальную форму от лишних и осложненных элементов, облегчить рассмотрение дела, сделать его более доступным.

Ученые правильно разграничивают упрощение процесса как стремление законодателя (а также ученых, практиков, которые вносят определенные предложения) и как результат, то есть упрощенное производство. Деятельность законодателя по упрощению приводит как к появлению собственно упрощенных производств, так и к тому, что в регламентации процедур на определенных этапах судопроизводства происходит их упрощение. Кроме того, этот процесс может проявляться в том, что под этим знаменем происходит совершенствование ординарного процесса, причем такое упрощение не является дифференциацией.

Итак, упрощение гражданского судопроизводства может пониматься по крайней мере в нескольких значениях. Прежде всего как общее упрощение ординарной процедуры защиты прав: изменение обычной, ординарной процессуальной формы путем освобождения ее от лишних, осложненных, рудиментних, неэффективных и таких, которые не соответствуют принципу пропорциональности учитывая цель гражданского судопроизводства, элементов (процессуальных действий, стадий, процедур, производств) или замены их новыми эффективными элементами гражданской процессуальной формы.

Также упрощение можно понимать как направление диверсификации гражданской процессуальной формы, что заключается во введении самостоятельных производств и порядков для определенных категорий дел, которые лишены лишних формальностей и не содержат отдельных элементов процессуальной формы, характерных в обычном порядке защиты.

Наконец, упрощение может проявляться на уровне отдельных процессуальных действий, когда наряду с общим порядком рассмотрения дела на определенных этапах предусматриваются альтернативные возможности совершения отдельных процессуальных действий.

Далее остановимся на втором виде, заключающемся во введении наряду с общим порядком упрощенных производств и процедур и являющимся следствием дифференциации гражданской процессуальной формы.

Европейское разграничение

Сложность определения понятия «упрощенное производство» объясняется прежде всего наличием значительного количества разнородных процедур гражданского судопроизводства, которые имеют аутентичную специфику в национальных правопорядках. Кроме того - неоднозначностью терминологии, применяемой для исследования этого феномена. Например, упрощенное производство связывают с ускоренным производством, что не является правильным.

Для выяснения соотношения понятий «упрощенное» и «ускоренное» производства следует учитывать наднациональные подходы, применяемые в рамках Совета Европы и правопорядка иностранных государств. Так, CEPEJ отмечает, что одним из способов улучшения правосудия в разумные сроки с сохранением качества решений является, во-первых, ускоренные (или ургентные - urgent) производства, направленные на лучшее соответствие потребностям лиц, обращающихся в суд, а во-вторых , упрощенные или примирительные процедуры, рассчитанные на рассмотрение простых или бесспорных дел.

Ускоренные производства чаще всего касаются неотложных и насущных вопросов и связаны с:

  • предотвращением непосредственной опасности или непоправимого вреда заявителю;
  • обеспечением доказательств;
  • спорами, в которых необходимо предварительное или промежуточное решение;
  • трудовыми спорами;
  • защитой имущественных интересов заявителя;
  • спорами по денежным требованиям;
  • делами о банкротстве;
  • делами по брачным отношениям, алиментным обязательствам, делами, связанными с защитой прав детей.

Зато упрощенные процедуры зачастую менее затратные, а процесс принятия решения по ним короче.

Из 47 стран, принявших участие в опросе CEPEJ, 44 используют в своих правопорядках упрощенные производства по гражданским делам. Наиболее популярный вид связан с взысканием бесспорных денежных требований (например, Mahnverfahren в Германии или Moneyclaim onlinе в Англии и Уэльсе).

Упрощенные производства могут быть различных видов, например принятие решения без проведения судебного заседания или с проведением последнего в кабинете судьи, принятие решения судьей единолично, упрощенное решение и тому подобное. При этом более чем в половине государств упрощенные процедуры в гражданском судопроизводстве касаются не только приказов об уплате, но и производств по небольшим суммам. Как следствие, в рамках ЕС была разработана специальная процедура European Small Claims Procedure, призванная упростить процедуры по искам на небольшие суммы по делам с нерезидентами. Кроме того, упрощенные производства могут касаться совершения действий, а также исполнительных документов, трудовых, коммерческих споров.

Итак, на европейском уровне разграничиваются такие понятия, как «ускоренные» и «упрощенные» производства и процедуры. В первом случае акцент делается на темпоральный признак гражданского процесса, то есть на сокращении сроков рассмотрения или решении определенных вопросов безотлагательно, причем как с применением обычной процедуры (например, в ст.157 ГПК закреплено сокращенный срок рассмотрения трудовых споров), так и отдельных процедур, которые имеют относительно автономный характер (в частности, процедура обеспечения доказательств до подачи искового заявления, процедура обеспечения иска и т.д.). Однако качественные структурные изменения процессуальной формы CEPEJ связывает только с понятием «упрощенные производства и процедуры».

Указанный подход должен быть применен и в отечественной доктрине гражданского процессуального права. Вместе с тем в случаях качественного изменения процессуальной формы в пределах производств речь идет именно об упрощении, которое, конечно, сопровождается ускорением. Однако последнее здесь выступает лишь следствием упрощения и не имеет самостоятельного значения. При этом возложение в основу упрощения такого признака, как письменный (документарный) характер производства, приводит к сужению понимания упрощенного производства. Ведь это один из многих средств упрощения.

Определение правосудных начал

Спорными в науке процессуального права является вопрос природы упрощенных производств и их соотношение с общим порядком рассмотрения дел. Одни ученые считают, что упрощенные производства имеют производный характер от искового, являются субсидиарными по отношению к нему. Другие настаивают, что в современных условиях следует говорить об определенной переориентации в понимании общего и упрощенных порядков, несмотря на то что большинство дел иногда рассматриваются именно в упрощенном порядке.

Однако бесспорным является тот факт, что упрощенные производства имеют производный характер от общей процедуры - исковой формы защиты непризнанных, нарушенных и оспариваемых прав, свобод и интересов и является следствием диверсификации гражданской процессуальной формы. Об этом свидетельствуют историческое развитие, эволюционный подход к диверсификации гражданской процессуальной формы. Вместе с тем другой подход олицетворяет современные тенденции функционирования упрощенных производств и процедур на уровне зарубежных правопорядков. Ведь некоторые из упрощенных производств в настоящее время являются более привлекательными или (как в отдельных странах) единственно возможными для рассмотрения большинства дел.

Во многом подход к пониманию природы упрощенных производств связан с определением их правосудных начал, и это очень важно, поскольку касается такого феномена, как правосудие. В литературе по этому поводу приводились разные мнения, которые можно свести к нескольким основным группам в зависимости от того, как авторы рассматривают природу упрощенных производств - как правосудную или неправосудную.

Сторонники первой группы рассматривают упрощенное производство как часть процессуальной формы, признавая за ним правосудный характер. Другие воспринимают упрощенные производства как такие, которые находятся за пределами процессуальной формы, и определяют их как неправосудную деятельность. Сторонники интегрированного подхода считают, что упрощенные производства (в зависимости от присущих им характеристик и особенностей) могут быть сформированы в законодательстве в пределах процессуальной формы и за ее пределами.

Вместе с тем, определяя природу упрощенного производства, в каждом конкретном случае следует исходить из совокупности его характерных признаков, которые позволяют выделить различные типы упрощенных производств. С этой точки зрения, упрощенные производства могут иметь как правосудную, так и неправосудную природу.

Например, приказное производство не связано с разрешением спора о праве, а потому выведено за рамки правосудной деятельности в соответствии с нормами национального законодательства. В то же время было бы недопустимым считать неправосудным деятельность при рассмотрении дел, например, в порядке трека по незначительным искам в Англии, где такой способ является общим для этой категории дел. Таким образом, упрощенные производства на уровне зарубежных правопорядков могут иметь как правосудную, так и неправосудную природу в зависимости от их типа и особенностей регламентации.

Пять признаков и два типа

Анализ зарубежного законодательства и литературы позволяет выделить несколько признаков упрощенных производств. Первым является деривативный характер по отношению к ординарной исковой процессуальной форме. Он проявляется в том, что все упрощенные производства и процедуры являются производными от ординарной исковой формы защиты гражданских прав и являются ее модификациями.

Вторым признаком является аппроксимация гражданской процессуальной формы, которая заключается в замене ординарной сложной процессуальной формы более простыми и «усеченными» ее аналогами.

Третьей - большая доступность упрощенных производств по сравнению с ординарной формой защиты. Принимая во внимание составляющие доступа в суд в контексте §1 ст.6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, можно сказать, что она может проявляться в:

  • меньших ставках судебного сбора;
  • отсутствии требования об обязательном профессиональном представительстве, то есть предоставление возможности лицу действовать без представителя.

Четвертый признак - ограниченное или специфическое действие принципов гражданского судопроизводства.

Пятый - ускоренный характер упрощенных производств, что является следствием влияния других признаков.

Также есть два типа упрощенных производств: спорные и бесспорные. Последние основаны на очевидности требований, подтвержденных бесспорными, достоверными доказательствами. Основным видом такого производства является приказное производство. Первый тип связан с рассмотрением дел, где имеется спор о праве, однако упрощение обусловлено особенностью спорных требований, в частности небольшой ценой иска, несложностью вопросов, которые рассматриваются далее.

Указанный тип упрощенных производств включает в себя, во-первых, производство в так называемых незначительных делах (small claims), которые в литературе толкуются как дела сравнительно небольшой важности или как дела с небольшой ценой иска. Их упрощение обусловлено необходимостью пропорционального соотношения судебных расходов, понесенных стороной, и суммы иска или его важности для заявителя. К этому типу относятся производства в отношении «несложных» делах, где полное судебное разбирательство не нужно. Ведь отсутствует спор о фактах или, исходя из доказательной базы, лицо не имеет перспектив разрешения спора в его пользу.

Положительным шагом также следует признать положение, согласно которому лицо имеет право обратиться в суд в приказном или упрощенном исковом производстве по своему выбору (ч.2 ст.162 проекта).

По принципу пропорциональности

Разницу между общим порядком и упрощенным производством по малым суммам (малозначительным делам) можно объяснить с точки зрения принципа пропорциональности. Однако было бы неправильно считать, что указанные категории споров менее важны учитывая цену иска. Упрощенные производства по малым суммам существуют для того, чтобы сделать выполнение и признание прав и обязанностей проще.

Зарубежная практика определения того, иски с какой ценой следует считать незначительными, различается. Так, в Германии эта сумма составляет € 600, во Франции - € 3800, в Греции - € 1500, в Англии - £ 10000, а для европейской процедуры по малым суммам - € 2000.

В ст.275 проекта изменений в ГПК предлагается рассматривать в порядке упрощенного производства дела по требованиям о взыскании средств, если цена иска не превышает 500 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (ныне - 84200 грн.).

Предполагается также, что в порядке этого производства по соглашению сторон (ст.277) может быть рассмотрено любое другое дело, отнесенное к юрисдикции суда, за исключением споров:

  • возникающих из семейных отношений, кроме споров о взыскании алиментов и разделе имущества супругов;
  • относительно наследования;
  • по приватизации государственного жилищного фонда;
  • о признании необоснованными активов и их истребовании;
  • в случае, если цена иска превышает 500 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц;
  • в случае, если существуют другие требования, объединенные с требованиями, указанными в пп.1-5 ч.3 ст.275 проекта.

Рассмотрение дела в порядке упрощенного искового производства осуществляется по правилам, установленным ГПК для искового производства, с особенностями, предусмотренными в этой главе.

Элементами аппроксимации гражданской процессуальной формы в данном случае выступают (ст.280 проекта):

  • отсутствие подготовительного заседания;
  • возможность рассмотрения дела без уведомления сторон (при отсутствии их ходатайств) по имеющимся материалами, если предметом иска является взыскание денежной суммы, размер которой не превышает 100 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц (ныне - 16840 грн.) характер спорных правоотношений и предмет доказывания не требуют проведения заседания с вызовом сторон и (или) свидетелей для полного и всестороннего установления обстоятельств дела;
  • особенности принципа состязательности, состоящие в ограничении круга доказательств, когда суд исследует доказательства и письменные объяснения, изложенные в заявлениях по сути дела (в случае рассмотрения с вызовом участников также заслушивает их объяснения и показания свидетелей), а также в отсутствии судебных дебатов.

***

Очевидно, что упрощенное исковое производство, предусмотренное проектом изменений в ГПК, является специальным безальтернативным порядком, процедурой рассмотрения споров в пределах общего искового производства. Его введение станет положительным шагом, что соответствует общемировым тенденциям.

Вместе с тем необходимо обеспечить большую доступность этой процедуры с точки зрения уменьшения ставки судебного сбора по данной категории дел. Кроме того, есть обоснованные мысли о том, что требование об обязательном представительстве адвокатом не должны распространяться на этот вид производства, как это происходит в большинстве стран.