Процедура рассмотрения дел о нарушении экономической конкуренции может быть усовершенствована

В парламенте зарегистрирован законопроект №6746 «О внесении изменений в некоторые законы относительно обеспечения принципов процессуальной справедливости и повышения эффективности производств по делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции». Законопроектом предлагается внести изменения в процедуру рассмотрения Антимонопольным комитетом Украины дел о нарушении экономической конкуренции. В частности, установить сроки рассмотрения таких дел, предоставить больше прав участникам процесса, ввести процедуру урегулирования. Подробнее расскажет Prostopravo

Сроки рассмотрения дел о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции

Согласно тексту законопроекта дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции должны быть рассмотрены органами Антимонопольного комитета Украины в течение разумного срока, но не позднее чем через три года со дня принятия распоряжения о начале рассмотрения дела.

Дела о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции, предусмотренные пунктами 4, 13 - 16 статьи 50 Закона Украины "О защите экономической конкуренции", а также дела о нарушениях, предусмотренных Законом Украины "О защите от недобросовестной конкуренции", должны быть рассмотрены в течение шести месяцев со дня принятия распоряжения о начале рассмотрения дела.

В случае необходимости в получении информации, которая не была предоставлена ​​по требованию органов Антимонопольного комитета Украины, проведения слушания по делу, а также с целью обеспечения лицам, участвующим в деле, достаточного срока для предоставления замечаний относительно выводов, изложенных в представлении по предварительному заключению по делу, государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины, председатель территориального отделения Антимонопольного комитета Украины могут продлить срок рассмотрения дела, но не более чем на три месяца, о чем письменно уведомляются лица, участвующие в деле.

Срок рассмотрения дела может быть остановлен органом Антимонопольного комитета Украины на период проведения назначенной им экспертизы, а также до завершения рассмотрения этим или другим органом Антимонопольного комитета Украины или судом связанного с этим делом другого дела. О приостановлении рассмотрения дела и его возобновлении принимается распоряжение.

Если в течение предельного срока рассмотрения дела органом Антимонопольного комитета решение не принято, дело подлежит закрытию в связи с недоказанностью совершения нарушения.

Лица, принимающие участие в деле

Лицами, участвующими в деле, являются ответчик, заявитель, третье лицо.

Ответчиком является лицо, в отношении которого начато рассмотрение дела.

В случае, когда при рассмотрении дела будет установлено, что в качестве ответчика по делу должно быть привлечено другое лицо, орган Антимонопольного комитета Украины, председатель его территориального отделения принимают распоряжение о замене ответчика или о привлечении к участию в деле соответчика. Указанное распоряжение направляется в течение трех дней со дня его принятия ответчику (соответчику).

Заявителем является лицо, по заявлению которого начато рассмотрение дела.

Третьим лицом является лицо, обратившееся в орган Антимонопольного комитета Украины с соответствующим заявлением и подтвердившее, что действия или бездействие лица, в действиях которого усматривается нарушение законодательства о защите экономической конкуренции, в том числе законодательства о защите от недобросовестной конкуренции, нарушает его права и интересы, охраняемые законодательством о защите экономической конкуренции.

О привлечении третьего лица к участию в деле или отказе в таком привлечении принимается распоряжение, в течение трех дней со дня его принятия направляется этому лицу.

Третье лицо имеет те же права, что и  заявитель по делу.

Права лиц, участвующих в деле

Лица, участвующие в деле, в частности, имеют право:

  1. знать, признаки которого предусмотренного законом нарушения законодательства о защите экономической конкуренции и в каких действиях ответчика являются основанием для рассмотрения дела и совершения органами и должностными лицами Антимонопольного комитета Украины действий, связанных с таким разбирательством;
  2. пользоваться услугами переводчика;
  3. отказаться от дачи объяснений, которые могут быть основанием для признания нарушения законодательства о защите экономической конкуренции;
  4. заявлять отводы должностным лицам органов Антимонопольного комитета Украины;
  5. на тайну поставленных ими вопросов и консультаций, полученных в рамках правовой помощи, оказываемой адвокатом;
  6. получать копию представления с предварительным выводом по делу, составленного по результатам расследования по делу, в котором должны быть изложены обстоятельства и мотивы, на которых основываются предварительные выводы по делу, и указаны соответствующие доказательства;
  7. знакомиться после составления представления с предварительным выводом по делу с материалами дела, снимать копии с материалов дела и делать выписки, кроме случаев, предусмотренных этим законом, а в случае информации с ограниченным доступом (конфиденциальной информации, коммерческой или иной тайны) - знакомиться с неконфиденциальной версией таких документов с целью выяснения необходимости их использования для защиты своих прав в таком производстве;
  8. иметь достаточно времени для подготовки своей защиты, в частности, для подготовки и предоставления органу Антимонопольного комитета Украины, к компетенции которого относится рассмотрение и принятие решения по делу, замечаний относительно выводов, изложенных в представлении с предварительным выводом по делу;
  9. быть заслушанным уполномоченными на принятие решения по делу органами Антимонопольного комитета Украины, а в предусмотренных законом случаях уполномоченным по слушаниям;
  10. на рассмотрение дела в разумный срок;
  11. обжаловать решения, распоряжения, действия и бездействие органов Антимонопольного комитета Украины и их должностных лиц;
  12. иные права, предусмотренные законодательством о защите экономической конкуренции, а также права, которые, хотя прямо и не предусмотрены таким законодательством, однако вытекающие из принципов производства по делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции.

Отводы

Государственный уполномоченный Антимонопольного комитета Украины, председатель территориального отделения Антимонопольного комитета Украины, член органа Антимонопольного комитета Украины, уполномоченного на принятие решения по делу, работник соответствующего структурного подразделения Антимонопольного комитета Украины, его территориального отделения, который осуществляет расследование по делу, эксперт, переводчик обязаны заявить самоотвод в случае установления обстоятельств, вызывающих сомнение в их беспристрастности, в частности, в связи с наличием конфликта интересов согласно Закону Украины "О предотвращении коррупции".

По указанным основаниям отвод может быть заявлен лицами, участвующими в деле.

Отвод должен быть мотивированным и заявляться в письменной форме.

Заявление об отводе рассматривается в десятидневный срок со дня его поступления.

В случае удовлетворения заявления об отводе дело подлежит рассмотрению другим государственным уполномоченным Антимонопольного комитета Украины, территориальным отделением Антимонопольного комитета Украины, органом Антимонопольного комитета Украины, уполномоченным на принятие решения по делу, исключая членов, которым заявлен отвод, другим работником соответствующего структурного подразделения Антимонопольного комитета Украины, его территориального отделения, которое проводит или организует расследование по делу.

В случае удовлетворения заявления об отводе эксперта и переводчика к делу привлекается другой эксперт и переводчик.

Процедура урегулирования по делам об антиконкурентных согласованных действиях

В целях повышения эффективности защиты экономической конкуренции, в частности, благодаря сокращению срока рассмотрения дел и скорейшему прекращению нарушений, оптимизации использования органами Антимонопольного комитета своих ресурсов может применяться процедура урегулирования.

Процедура урегулирования может применяется по делам об антиконкурентных согласованных действиях между конкурентами (картели), предусмотренных пунктами 1 - 4 части второй статьи 6 Закона Украины "О защите экономической конкуренции".

Процедура урегулирования по делу может применяться до направления лицам, участвующим в деле, представление с предварительным выводом по делу.

Ответчик по делу вправе обратиться в орган Антимонопольного комитета Украины с заявлением о применении процедуры урегулирования. В заявлении должно быть указано о согласии ответчика начать переговоры по заключению соглашения об урегулировании, в том числе о согласии оплатить штраф. Орган Антимонопольного комитета Украины обязан рассмотреть заявление ответчика и сообщить о результатах его рассмотрения не позднее чем через 10 дней со дня поступления.

Письменное предложение начать процедуру урегулирования орган Антимонопольного комитета Украины направляет всем ответчикам по делу.

Процедура урегулирования с ответчиком считается начатой, если ответчик письменно сообщил органу Антимонопольного комитета Украины о своем согласии принять участие в процедуре урегулирования в течение 15 дней со дня получения предложения Антимонопольного комитета Украины.

Орган Антимонопольного комитета Украины в течение 15 дней со дня начала процедуры урегулирования с ответчиком сообщает ответчику об объеме нарушения, которое является предметом урегулирования, в частности, о действиях, которые могут быть квалифицированы как нарушение, товары (товарные рынки) и географические границы товарных рынков, охватываемые нарушением, продолжительность (период) нарушения, предварительно рассчитанный размер штрафа, который может быть наложен на ответчика без применения процедуры урегулирования и обоснование его расчета.

Переговоры могут проводиться отдельно с каждым ответчиком или вместе с несколькими или всеми ответчиками по их согласию. Во время переговоров с ответчиком орган Антимонопольного комитета Украины имеет право раскрыть ответчику определенные доказательства по делу.

Информация в ходе переговоров является служебной информацией. Орган Антимонопольного комитета может раскрыть информацию о ходе переговоров по соглашению ответчика.

В случае достижения в ходе переговоров между ответчиками и органом Антимонопольного комитета Украины согласия по определению всех существенных условий урегулирования, орган Антимонопольного комитета Украины в течение 15 дней направляет ответчику проект соглашения об урегулировании с указанием условий, на которых достигнуто соглашение с ответчиком.

Ответчик в течение 20 дней со дня направления ему проекта соглашения об урегулировании подписывает его и направляет органу Антимонопольного комитета Украины. В случае необходимости ответчик и орган Антимонопольного комитета Украины в указанный срок могут проводить дополнительное согласование содержания положений соглашения.

Следствием принятия уполномоченным органом Антимонопольного комитета Украины решения о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции по процедуре урегулирования является ограничение права ответчика на обжалование этого решения по основаниям, которые были им признаны во время урегулирования спора в деле.

Слушания по делам о нарушении законодательства о защите экономической конкуренции

В целях обеспечения реализации лицом, участвующим в деле, права на защиту, создание условий для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, до принятия органом Антимонопольного комитета Украины решения по делу по ходатайству лица или по собственной инициативе органа Антимонопольного комитета Украины проводится слушание по делу.

Слушание по делу осуществляется уполномоченным по слушаниям. Слушание проводится после предоставления лицом, участвующим в деле, замечаний относительно выводов, изложенных в представлении с предварительным выводом по делу.

О дне, времени и месте проведения слушания по делу лица, участвующие в деле, извещаются не позднее чем за 15 дней до даты проведения слушания.

Слушание проводится открыто, за исключением вопросов, при рассмотрении которых необходимо обсуждение информации с ограниченным доступом. Лицо, участвующее в деле, вправе приводить доводы и доказательства любых обстоятельств дела.

Слушание фиксируется техническими средствами и отражается в протоколе. В протоколе, в частности, указываются время начала и окончании слушания, вопросы, которые рассматривались, и основное содержание замечаний, объяснений и доводов, предоставленных участниками слушания. Протокол слушания подписывается уполномоченным по слушаниям не позднее чем на десятый день после проведения слушания.

Лица, принимавшие участие в слушании, имеют право получить копию протокола слушания в течение 5 дней со дня окончания срока для подписания протокола и в течение десяти дней со дня получения копии протокола предоставить замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

Уполномоченный по слушаниям в течение 15 дней со дня завершения слушания составляет и предоставляет органу Антимонопольного комитета Украины, уполномоченному на принятие решения по делу и лицам, участвующим в деле, отчет о результатах слушания по делу. Отчет уполномоченного по слушаниям в этот же срок публикуется на сайте Антимонопольного комитета Украины.

В отчете отражаются вопросы, которые были рассмотрены во время слушания, излагаются выводы относительно обоснованности выводов, изложенных в представлении о предварительных выводах по делу, и замечания лица по таким выводам в представлении, выводы относительно соблюдения органами и должностными лицами Антимонопольного комитета Украины, его территориального отделения прав лица, участвующего в деле, в том числе о недопустимости доказательств, полученных с нарушением установленного законом порядка их получения, или которые не были предоставлены лицу для ознакомления и представления возражений, а также предложения о необходимости или отсутствии необходимости дальнейшего проведения расследования и установления соответствующих обстоятельств.

Отчет уполномоченного по слушаниям имеет консультационный характер.

Проведение слушания уполномоченным по слушаниям не ограничивает право лиц, участвующих в деле, присутствовать при рассмотрении дела органом Антимонопольного комитета Украины, который принимает решение по делу, выражать и обосновывать свою позицию.

Если закон будет принят, он вступит в силу через три месяца после его опубликования.

Опубликовано на сайте: 19.09.2017

Автор: Екатерина Гутгарц

Источник: http://prostopravo.com.ua



Подпишитесь на рассылку сайта, это бесплатно!
Всего подписчиков - 13902




Бесплатная юридическая консультация

Простоправо ТВ

Юридический рынок Украины

Бесплатная правовая помощь. Кто и где может ее получить в Украине?

Уже несколько лет в Украине действуют Центры бесплатной правовой помощи. Однако, как показывает практика, далеко не все украинцы знают, что они могут обратиться за бесплатной помощью юриста и как это сделать. Какие виды услуг предоставляют центры бесплатной правовой помощи, кто имеет право на бесплатную правовую помощь и куда за ней следует обращаться? – расскажет Prostopravo