Консультант или партнер: почему юрист должен быть бизнесменом 30.01.2019

Юридический бизнес меняется: границы между корпоративными юристами и сотрудниками юрфирм размываются, среди тенденций – уход от чисто юридической поддержки в сторону юридического партнерства для консультантов. Инхаусы же наращивают активность, принимая на себя все больший круг задач, вплоть до превращения юрдепартамента в компанию внутри компании. Однако претензии инхаусов и консалтеров друг к другу не исчезают.

Консультант или партнер: почему юрист должен быть бизнесменом

Бизнес-ориентированность в приоритете

Из статиста в партнеры – так можно кратко описать тенденцию последних лет, которая отмечена исследователями юридической профессии. Клиенты на фоне тенденции к сокращению расходов взяли рутинную работу на себя, а к консультантам

обращаются все больше со сложными спорами. Требования к ним растут: слово «консультант» все чаще предпочитают читать как «юридический партнер», а от партнеров юрфирм ждут хотя бы минимального понимания бизнеса компании.

Как признают в юрфирмах, сегодня конкурировать только по цене – провальная тактика, цены, однажды сниженные, не возвращаются назад. Привлекать надо компетенцией – а для этого недостаточно простого знания закона. Юристу нужно быть более образованным в гуманитарном смысле, чем 20 лет назад. Например, без знания языка просто невозможно работать с другими юрисдикциями. На фоне динамичного рынка растет в цене глубокая и узкая специализация, при которой юрист будет экспертом не только в праве, но и в бизнесе своего клиента.

Успешно конкурировать и повышать эффективность работы с клиентом поможет образование, убеждены управляющие партнеры юрфирм, хотя подход к этому у всех разный. Одни считают, что в расходах на образование, которые готова оплачивать фирма, обязательно должна быть доля участия сотрудника. Другие готовы оплачивать обучение – будь то курсы в западных университетах или непрофильные

тренинги по развитию эмоционального интеллекта или навыков проектной работы. Требование – применимость знаний на практике.

Разнятся и мнения о способах мотивации. Одни отмечают, что основное – интересные задачи и корпоративная культура. Возможность продвижения внутри фирмы и открытость бизнес-процессам сотрудников, возможность влиять на них и помогают создать ориентированного на бизнес юриста внутри фирмы. Другие убеждены, что главной мотивацией хорошей работы всё же остаются деньги. При этом мотивировать сотрудников советуют так, чтобы в итоге удовлетворенность клиента от их работы была максимальной: во главе угла должна быть обратная связь от клиентов.

Юрфирма внутри компании 

очередная западная тенденция: инхаус-департаменты внутри крупных компаний стали создавать собственную ценность, зарабатывая проектами на аутсорсе, по аналогии с консультантами. Практика оказалась успешной и в целом имеет потенциал повлиять на ценообразование на рынке юруслуг.

Причем в ходе тендеров предложения юрфирм по

цене иногда в десятки раз превышали предложение от инхауса. Преимущество команд инхаусов в том, что они могут предложить рынку более технологичный продукт: IT-составляющая у крупного бизнеса развита лучше, чем у консультантов, признаются последние. Другое преимущество – глубокая отраслевая экспертиза. Здесь консультантам соревноваться с коллегами из корпоративных департаментов бесполезно и не нужно.

Однако на пути инхаусов, которые начинают зарабатывать юруслугами для внешних клиентов, есть и препятствия. Основное из них – конфликт интересов. Это сочетается с тем, что вас не знают на рынке: по-настоящему оценить профессионализм юриста в этом случае могут только конкуренты, работать с которыми в этой ситуации невозможно.

Впрочем, конфликт интересов в одних вопросах не исключает взаимодействия полностью – где-то оно просто необходимо. Ведь решения по спору может отразиться на всем рынке, и в таких ситуациях конкуренты должны делиться опытом, ведь если конкурент проиграл или выиграл суд, это влияет на остальных игроков рынка.

Раздражающий фактор

Хотя, по признанию юристов, значительных различий между инхаус-юристами и консультантами нет, и основное – это вопрос профессионализма, все же остаются ситуации, где стороны не находят понимания. На конференции были представлены результаты проведенного «Право.ru» опроса, который показал, какие моменты в работе консультантов больше всего не нравятся клиентам.

На первом месте оказался ответ, что «консультант не знает или не учитывает специфику отрасли компании и не думает о развитии бизнеса в целом; он недостаточно вовлечен в работу клиента», – его отметили более 20% участников опроса. На втором — теоретический характер рекомендаций консультанта, который не дает конкретного сценария действий клиенту. На это пожаловались почти 18% участников опроса. Третье место ожидаемо получил ответ, касающийся раздувания бюджета сопровождения – с такой проблемой сталкивались 15,6% опрошенных.

Чуть реже встречаются претензии к тому, что консультанты не учитывают, что решение должно быть коммерчески приемлемым (13,5%), и к тому, что, предлагая варианты решения вопросов, консультант забывает объяснить клиенту последствия каждого из них (12,2%).

Представители консультантов и юрдепартаментов, прокомментировавшие ответы, указали и другой взгляд на некоторые из этих проблем. Так, полное погружение консультанта в бизнес нужно не всегда: часто нужен именно свежий взгляд на проблему, который сложно получить изнутри отрасли.

С бесполезностью пространных рекомендаций согласились и инхаусы, и консультанты. При этом не стоит возлагать сравнение рисков по каждому из предложенных сценариев только на консультантов: должен быть диалог и кооперация.

В любом случае продуктивная долгосрочная работа возможна только тогда, когда обе стороны доверяют друг другу. По мере углубления отношений с клиентом консультант становится полноценным юридическим партнером по бизнесу, что позволяет решать вопросы эффективнее.