Изменения в юридическом образовании 20.09.2018

О кризисном состоянии современного юридического образования и о том, как исправить ситуацию, - рассказывает Владислав Власюк, Генеральный директор Директората по правам человека, доступа к правосудию и правовой осведомленности Министерства юстиции Украины.

Изменения в юридическом образовании

В этом году треть абитуриентов не смогли сдать относительно несложное  ВНО для поступления в магистратуру. Вместе с исследованиями это подтверждает кризисное состояние современного высшего юридического образования. Может быть много разных причин такого положения, но исправлять ситуацию следует решительно и оптом: министерствам, учреждениям высшего образования, международным партнерам и общественности.

Что нам совместно удалось реализовать за последнее время:

  • Поднять, пусть и незначительно, минимальные пороговые баллы юридического ВНО (для поступления на магистратуру).
  • Установить 150 минимальных баллов по первому и второму конкурсным предметам для поступления на специальность «Право» (школьное ВНО).
  • Отменить государственный заказ для ОКУ младшего специалиста по специальности «Право».
  • Разработать модельный учебный курс «Профессиональная ответственность юриста» и Типовой учебный план подготовки юриста в Украине, теперь образовательные учреждения могут их вводить как конкурентное преимущество в борьбе за абитуриента.

Что сейчас в процессе реализации:

  • Утвердить программу для проведения единого вступительного экзамена по иностранным языкам, соответствующую уровню В2 с учетом Общеевропейских рекомендаций языкового образования.

Что пока не удалось:

  • Выйти на единую концепцию дальнейшего реформирования юридического образования, в частности по вопросам ОКУ младшего бакалавра, общеспециальной магистратуры и интегрированной магистратуры, и в конце концов формализовать такую ​​концепцию. Надеемся, эту работу удастся завершить в ближайшее время.

Что еще планируем или поддерживаем, или какие идеи имеем:

  • Просмотр подходов к формированию профессиональных комиссий ЕГЭ, большинство состава которых должны составлять юристы-практики, а не преподаватели высших учебных заведений, поскольку последние могут иметь конфликт интересов.
  • Оптимизация сети учебных заведений с тем, чтобы юристов готовили в условиях академической свободы юридических школ.
  • Поддержку инициатив, направленных на повышение качества преподавания в юридических школах.
  • Более широкое введение тестирования на общие навыки и критическое мышление.
  • Создание единого тестологического центра для разработки качественных тестовых заданий и администрирования проведения отдельных тестов.
  • Разработки, по инициативе профессиональных объединений, профессиональных стандартов для юридических профессий.
  • Обновление курса «Правоведение» в средней школе.
  • Система финансирования развития науки права, которая базируется на достижении результатов.

Развитие качества юридического образования - это длительный процесс, требующий совместных усилий. Совместных и министерств, и учебных заведений, и профессиональных объединений, и юридического бизнеса, и собственно студентов. Ведь именно образование является основой для дальнейшей успешной профессиональной деятельности юриста, а также это мощный предохранитель неэтичного или даже коррупционного поведения.