Изменения в юридическом образовании 20.09.2018
О кризисном состоянии современного юридического образования и о том, как исправить ситуацию, - рассказывает Владислав Власюк, Генеральный директор Директората по правам человека, доступа к правосудию и правовой осведомленности Министерства юстиции Украины.
В этом году треть абитуриентов не смогли сдать относительно несложное ВНО для поступления в магистратуру. Вместе с исследованиями это подтверждает кризисное состояние современного высшего юридического образования. Может быть много разных причин такого положения, но исправлять ситуацию следует решительно и оптом: министерствам, учреждениям высшего образования, международным партнерам и общественности.
Что нам совместно удалось реализовать за последнее время:
- Поднять, пусть и незначительно, минимальные пороговые баллы юридического ВНО (для поступления на магистратуру).
- Установить 150 минимальных баллов по первому и второму конкурсным предметам для поступления на специальность «Право» (школьное ВНО).
- Отменить государственный заказ для ОКУ младшего специалиста по специальности «Право».
- Разработать модельный учебный курс «Профессиональная ответственность юриста» и Типовой учебный план подготовки юриста в Украине, теперь образовательные учреждения могут их вводить как конкурентное преимущество в борьбе за абитуриента.
Что сейчас в процессе реализации:
- Утвердить программу для проведения единого вступительного экзамена по иностранным языкам, соответствующую уровню В2 с учетом Общеевропейских рекомендаций языкового образования.
Что пока не удалось:
- Выйти на единую концепцию дальнейшего реформирования юридического образования, в частности по вопросам ОКУ младшего бакалавра, общеспециальной магистратуры и интегрированной магистратуры, и в конце концов формализовать такую концепцию. Надеемся, эту работу удастся завершить в ближайшее время.
Что еще планируем или поддерживаем, или какие идеи имеем:
- Просмотр подходов к формированию профессиональных комиссий ЕГЭ, большинство состава которых должны составлять юристы-практики, а не преподаватели высших учебных заведений, поскольку последние могут иметь конфликт интересов.
- Оптимизация сети учебных заведений с тем, чтобы юристов готовили в условиях академической свободы юридических школ.
- Поддержку инициатив, направленных на повышение качества преподавания в юридических школах.
- Более широкое введение тестирования на общие навыки и критическое мышление.
- Создание единого тестологического центра для разработки качественных тестовых заданий и администрирования проведения отдельных тестов.
- Разработки, по инициативе профессиональных объединений, профессиональных стандартов для юридических профессий.
- Обновление курса «Правоведение» в средней школе.
- Система финансирования развития науки права, которая базируется на достижении результатов.
Развитие качества юридического образования - это длительный процесс, требующий совместных усилий. Совместных и министерств, и учебных заведений, и профессиональных объединений, и юридического бизнеса, и собственно студентов. Ведь именно образование является основой для дальнейшей успешной профессиональной деятельности юриста, а также это мощный предохранитель неэтичного или даже коррупционного поведения.
Обновлено: 20.09.2018
Автор: Владислав Власюк