Где скрывается источник конфликтов между государственными и частными исполнителями

В случае вынесения нескольких решений в отношении одного должника исполнительные производства должны быть объединены в одно. Однако этого не предусмотрено, если один взыскатель обратился к государственному исполнителю, а другой - к частному. Поэтому, вероятно, свое получит более настойчивый, а не тот, кто имеет больше прав.

Надежда на помощников

Законодательство предоставляет частным исполнителям широкие полномочия по проверке имущественного положения должника, для других действий принудительного характера в отношении него. В то же время, отмечает частный исполнитель Екатерина Шмидт, правовое поле содержит определенные пробелы.

Среди проблем она, в частности, назвала возможность одновременного введения исполнительного производства по поводу одного должника органами государственной исполнительной службы и частным исполнителем. Ранее госисполнители объединяли производства или создавали совместные рабочие группы. Сегодня же отсутствует механизм сотрудничества между органами ГИС и частными исполнителями в подобных случаях.

Кроме того, представитель новой профессии обратила внимание на очень узкие полномочия помощника частного исполнителя. В соответствии с законодательством тот, кто осуществляет принудительное исполнение, должен заносить постановления об аресте средств в банки самостоятельно. А полномочия помощника «сводятся исключительно к функциям делопроизводителя».

В то же время иногда будет необходимо наложить арест на 10 счетов должника в разных банках. Причем целесообразнее не направлять соответствующие постановления по почте, а принести их самостоятельно. И желательно это сделать в конце дня, чтобы финансовое учреждение не успело предупредить должника об аресте.

Расширение полномочий помощников уместно и по другой причине. Заместитель министра юстиции по вопросам исполнительной службы Сергей Шкляр обратил внимание на опыт Болгарии, где один частный исполнитель ведет 60 тыс. производств. И на него работает штат в 90 человек.

То есть юрист создал рабочие места, работники платят налоги и тому подобное.

А у нас, поскольку полномочия помощников ограничены, такая ситуация вряд ли возможна. Кроме того, уже сегодня в Минюсте говорят о нехватке желающих стать частным исполнителем. Итак, проблема по крайней мере частично могла бы решаться за счет действенности помощников.

Проблемы сведения

Советник, руководитель практики исполнительного производства АО Spenser & Kauffmann Алексей Соломко проблему производств у различных исполнителей в отношении одного должника раскрыл шире. Несколько исполнительных документов могут выдаваться по одному решению суда, когда оно касается различных взыскателей. Или может выноситься несколько судебных решений в отношении одного должника.

Похожие проблемы у госисполнителей возникали и раньше. Хотя предполагалось, что дела в отношении одного должника должны объединяться в сводные производства. Впрочем, иногда на практике не было должной координации в таких вопросах.

Статья 30 действующего закона «Об исполнительном производстве» от 2.06.2016 №1404-VIII предусматривает, что выполнение нескольких решений о взыскании средств с одного должника осуществляется госисполнителем, который открыл первое производство, в рамках сводного исполнительного производства. И здесь же указано, что выполнение нескольких решений осуществляется частным исполнителем в рамках сводного исполнительного производства.

«Отсюда вывод: производство не может быть сведено между государственным и частным исполнителями», - резюмировал О.Соломко.

Существуют и другие моменты, требующие уточнения. В частности, в упомянутой статье речь идет об объединении именно решений. И формально невозможно применить сводное производство, когда несколько исполнительных документов выданы по одному решению суда. Причем, по словам эксперта, с этой проблемой госисполнители уже сталкивались.

Неизвестно, как определить того, кто первым открыл производство, отсутствует механизм передачи производств для оформления в сводное, нет сроков объединения, и, наконец, неизвестно, что делать, если руководитель отказал в таком объединении. Поэтому, по мнению юриста, необходимо внести соответствующие изменения в профильный закон.

Изменения могут пойти не туда

Есть и другие проблемы, которые могут ждать частных исполнителей на практике. Например, невозможно самостоятельно взимать свое вознаграждение, существуют ограничения частных исполнителей в суммах взыскания. Пионеры профессии также жалуются на неравенство требований к ним по сравнению с госисполнителями и др.

В Минюсте обещают, что вскоре будет «второй пакет изменений» в закон, в частности относительно гарантий независимости частных исполнителей. Есть соответствующие наработки и в парламенте. Однако первых представителей профессии это пугает. Прежде всего из-за общественного резонанса Правительство ограничило вознаграждение для госисполнителей. Теперь частные опасаются, что на волне популизма законодатели могут ограничить выплаты и им.

Между тем авторы реформы отмечают, что между государственными и частными исполнителями должна быть здоровая конкуренция. Однако она может иметь болезни роста.

Алексей Соломко, советник, руководитель практики исполнительного производства АО Spenser & Kauffmann:

Вопрос согласования действий исполнителей необходимо урегулировать на законодательном уровне. Они могут координировать действия с помощью автоматизированной системы исполнительных производств.

Можно допустить совместную деятельность нескольких частных исполнителей в отношении одного должника. Поскольку взыскатель должен иметь право работать с тем, с кем ему удобнее, а не с тем, кто первый открыл производство. В то же время надо урегулировать вопрос распределения средств.

Другой вариант - согласование действий без законодательных изменений. Придется договариваться. Или инициировать банкротство должника. Однако это не очень перспективный вариант.

Опубликовано на сайте: 28.09.2017

Автор: Вилен Веремко

Источник: http://zib.com.ua/ru/



Подпишитесь на рассылку сайта, это бесплатно!
Всего подписчиков - 13902




Бесплатная юридическая консультация

Простоправо ТВ

Юридический рынок Украины

Бесплатная правовая помощь. Кто и где может ее получить в Украине?

Уже несколько лет в Украине действуют Центры бесплатной правовой помощи. Однако, как показывает практика, далеко не все украинцы знают, что они могут обратиться за бесплатной помощью юриста и как это сделать. Какие виды услуг предоставляют центры бесплатной правовой помощи, кто имеет право на бесплатную правовую помощь и куда за ней следует обращаться? – расскажет Prostopravo