Деятельность органов расследования может быть заблокирована вследствие судебной реформы

3 октября завершилось рассмотрение парламентом Закона № 6232, которым утверждены новые редакции процессуальных кодексов. Принятие этого Закона означает завершение законодательной основы нынешнего этапа судебной реформы. Однако для многих специалистов в области прав человека и деятельности органов правопорядка этот день иначе как "валидольным" не назовешь. Причина этих переживаний - поправка 109 народного депутата Андрея Лозового в Уголовный процессуальный кодекс. Она сначала не нашла поддержки у депутатов, а потом все же было принято в целом.

Только после завершения рассмотрения этого вопроса в сессионном зале автор впервые публічно высказался, что гордится своим детищем. По его мнению, эти изменения позволят защитить права граждан от необоснованных уголовных обвинений. Но тогда возникает логичный вопрос, почему автор не зарегистрировал отдельный законопроект по этому вопросу и не защищал перед юридическим сообществом и представителями органов правопорядка свои новации? А внес свою поправку в законопроект вместе с другими 4 тысячами поправок. И почему ни автор, ни его парламентская фракция не голосовали за свои же инициативы?

Эти вопросы остаются без ответа. Но основной результат этих изменений в том, что они заложили в Закон положения, которые ограничат права каждого второго украинца и парализуют деятельность государства.

Наибольшую проблему создаст изменение правил расчета срока расследования преступлений.

Сейчас законодательство устанавливает, что органы следствия вправе расследовать определенные факты и устанавливать подозреваемых в течение следующих сроков - 2, 3, 5, 10 и 15 лет (в зависимости от тяжести преступления). А как только личность подозреваемого устанавливают, то начинаются короткие сроки досудебного расследования - 6 или 12 месяцев (также в зависимости от тяжести преступления).

Однако изменения в статью 219 УПК предусматривают катастрофическое сокращение сроков расследования - теперь их максимальный срок составит всего 12 (!) месяцев. Более того, изменения предусматривают, что если органам расследования в течение 3 или 6 месяцев не удалось найти подозреваемое лицо и они не продолжили в суде эти сроки, то будут вынуждены закрывать производство. И сроки будут начинаться не с момента установления подозреваемого, а со дня регистрации факта преступления.

Что эти изменения означают для нынешних расследований?

Закон не содержит переходных положений в части продолжающихся расследований преступлений. Поэтому, подлежат закрытию все нынешние досудебные расследования: продолжающиеся более 12 месяцев с момента регистрации соответствующего факта в Едином реестре досудебных расследований, или где ниодному лицу не сообщено о подозрении в течение 3 или 6 месяцев с момента регистрации производства в ЕРДР. И хотя в публичной плоскости чаще всего упоминается риск закрытия "майдановских" дел, расследований против бывших руководителей, антикоррупционных расследований НАБУ, но, в первую очередь, Закон заставит закрыть сотни тысяч уголовных производств. И исправить ситуацию последующими изменениями к закону не получится. Итак, Закон в этой редакции перечеркивает надежды всех потерпевших от преступлений украинцев на раскрытие их дел и справедливое осуждение преступников.

Что эти изменения означают для будущих расследований?

Теперь лица, совершающие кражи, грабежи, угоны транспортных средств, изнасилования, убийства и другие преступления, не будут устанавливаться и разыскиваться в течение длительных сроков давности привлечения к ответственности, которые сейчас составляют от 2 до 15 лет.

Согласно Закону № 6232, если не установлено подозреваемое лицо за 3 или 6 месяцев и не продлены судом сроки следствия, расследование дела прекращается (или закрывается), а пострадавшие от краж, грабежей и других преступлений останутся ни с чем. И ход этих коротких сроков расследования невозможно даже временно приостановить.

В конце концов любое масштабное расследование преступлений, совершенных организованными группами, а также фиксация коррупционных преступлений и других тяжких преступлений, не может, по определению, длиться менее 6-ти месяцев. После принятия этого закона можно будет расформировывать в первую очередь НАБУ и САП. С таким регулированием им нечего будет делать в системе украинских органов уголовной юстиции.

Есть также большая вероятность того, что жертвам преступлений будут отказывать в регистрации заявлений, если подозреваемый не задержан "по горячим следам". Чтобы не увеличивать количество нерасследованных дел (которые следует завершить за полгода соответственно), органы правопорядка будут на формальных основаниях отказывать во внесении информации в Единый реестр досудебных расследований и не расследовать неочевидные преступления.

Теперь у каждого пострадавшего от кражи, разбоя, мошенничества или избиения исчезнут даже призрачные надежды на расследование.

Как заблокируется деятельность органов расследования

Изменения в статьи 303 и 307 УПК, заложенные в Законе № 6232, предусматривают возможность обжалования и отмены сообщения о подозрении в совершении преступления. Это - аналогичное правило прежней практике (до 2012 года) отмены постановлений о возбуждении уголовных дел, когда дела очень часто закрывались из-за взятки.

Системы органов уголовной юстиции в любой стране создаются именно для того, чтобы расследовать факты совершения уголовно наказуемых деяний и выдвигать подозрения и обвинения определенным лицам. А суды уполномочиваются контролировать законность ограничения органами расследования конституционных прав граждан (на личную неприкосновенность, собственность, тайну частной жизни и т.д.). Однако ни сам факт расследования, ни сообщение о подозрении или предъявление обвинения конституционные права лиц не ограничивает, поэтому здесь не может быть никакого судебного контроля (и в европейских государствах его и нет) за этими решениями органов следствия и прокуроров.

Известно, что запрет вмешиваться в процесс принятия судебного решения, является проявлением принципа независимости суда. Аналогичным образом, никто не может вмешиваться в деятельность органов расследования и обвинения (прокуратуры) по установлению фактов противоправных действий и сообщению о подозрении соответствующим лицам.

Законодатель, поддержав поправку 109, фактически запретит органам правопорядка устанавливать определенные события или факты (например, совершения преступления), сообщать определенным лицам о подозрении в совершении ими действий или выдвигать уже обвинения.

Изменения в статью 132 УПК предусматривают, что ходатайство должны подаваться к следственному судье суда, где зарегистрирован орган расследования как юридическое лицо. Территориальные подразделения полиции функционируют на уровне областных центров. Это означает, что все следственные районные отделы и отделения полиции будут теперь каждый рабочий день ездить в областные центры за 150-200 километров (или все время там сидеть), чтобы только подавать ходатайства следственным судьям. А в это время в районах некому будет расследовать преступления.

Тем самым поправка 109 делает органы в сфере уголовной юстиции не способными на реальную работу.

Истинные мотивы возникновения поправки 109 в Законе № 6232 остаются до конца неясными - необходимость решения проблем в определенном количестве уголовных производств, спланированная диверсия против украинского государства или упущение народных депутатов. Однако последствия принятия Закона в редакции будут катастрофическими: мы получим парализованный государственный аппарат, разгул преступности и миллионы пострадавших граждан, лишенных справедливости.

Опубликовано на сайте: 11.10.2017

Автор: Александр Банчук, Эксперт реанимационного пакета Реформ и Центра политико-правовых реформ

Источник: https://lb.ua/



Подпишитесь на рассылку сайта, это бесплатно!
Всего подписчиков - 13902




Бесплатная юридическая консультация

Простоправо ТВ

Юридический рынок Украины

Бесплатная правовая помощь. Кто и где может ее получить в Украине?

Уже несколько лет в Украине действуют Центры бесплатной правовой помощи. Однако, как показывает практика, далеко не все украинцы знают, что они могут обратиться за бесплатной помощью юриста и как это сделать. Какие виды услуг предоставляют центры бесплатной правовой помощи, кто имеет право на бесплатную правовую помощь и куда за ней следует обращаться? – расскажет Prostopravo