Частных исполнителей ограничили в суммах взыскания

21 декабря 2016 Верховная Рада Украины приняла Закон "О Высшем совете правосудия". Указанным законом также были внесены изменения в законодательство об исполнительном производстве, в частности в части, регламентирующей деятельность частных исполнителей.

Так Глава XIII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «Об исполнительном производстве» дополнена п. 11:

«До 1 января 2018 частный исполнитель не может осуществлять принудительное исполнение решений, по которым сумма взыскания составляет шесть и более миллионов гривен или эквивалентную сумму в иностранной валюте».

Кроме этого, дополнена ч. 2 ст. 5 Закона новыми абзацами следующего содержания:

«В течение первого года занятия деятельностью частного исполнителя, частный исполнитель не может осуществлять принудительное исполнение решений, по которым сумма взыскания составляет двадцать и более миллионов гривен или эквивалентную сумму в иностранной валюте. Срок занятия деятельностью частного исполнителя исчисляется со дня внесения информации о частном исполнителе в Единый реестр частных исполнителей Украины ».

При этом никаких ограничений по суммам взыскания, например, в отношении государственного исполнителя, который работает в должности менее года, закон не предусматривает.

Напомню, что действующей редакцией Закона Украины «Об исполнительном производстве» предусмотрено, что частный исполнитель не может выполнять решения, в частности, где взыскателем или должником является государство, решения административных судов, а также таких остросоциальных категорий решений, как решений о выселении и вселении физических лиц , решений, по которым должниками являются дети или физические лица, признанные недееспособными или гражданская дееспособность которых ограничена.

Лично мне кажется несколько странным демонстрация законодателем некоторого недоверия к институту, который само же государство решило создать и который должен составить здоровую конкуренцию государственной исполнительной службе.

Следует отметить, что к лицу, обнаружившему намерение стать частным исполнителем, закон выдвигает более жесткие требования, чем к кандидатуре на должность государственного исполнителя.

Так, государственным исполнителем может быть гражданин Украины, имеющий высшее юридическое образование не ниже второго уровня, владеющий государственным языком и способный по своим личным и деловым качествам осуществлять полномочия государственного исполнителя. Опыт работы в области права от кандидата в государственные исполнители не требуется.

Частным исполнителем может быть гражданин Украины, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование не ниже второго уровня, владеющий государственным языком, имеющий стаж работы в области права после получения соответствующего диплома не менее двух лет и сдавший квалификационный экзамен. При этом лицо, обнаружившее намерение осуществлять деятельность частного исполнителя, до подачи заявления о допуске к сдаче квалификационного экзамена должно пройти обучение и стажировку частного исполнителя.

Не лишним будет напомнить, что материальный и моральный ущерб, причиненный физическим и юридическим лицам незаконными решениями, действиями или бездействием государственных служащих при осуществлении ими своих полномочий, возмещается за счет государства.

Частный исполнитель самостоятельно несет за свои решения, действия или бездействие и причиненный третьим лицам вред гражданско-правовую ответственность, которая к тому же должна быть застрахована.

Тогда почему же наблюдается стойкое желание законодателя ограничить компетенцию частных исполнителей предельными суммами по исполнительным документам, которые могут находиться в их производстве?

Можно еще было бы понять, если бы депутаты пытались запретить частным исполнителям взыскивать долги за коммунальные услуги, чтобы нивелировать «страшилки», которыми запугивают народ горе-эксперты.

Однако должники за коммунальные услуги частным исполнителям и без такого запрета будут финансово неинтересны, поскольку вознаграждение, полученное за выполнение такой категории решений, не покроет частном исполнителю даже расходов на содержание офиса.

Большой бизнес достаточно количественно представлен в законодательном органе и, на мой взгляд, банально боится того, что судебные решения начнут неотвратимо выполняться, а денежные суммы, определенные решениями, - взиматься, несмотря на влиятельность реального владельца бизнеса и его способность «решать вопросы» .

Не секрет, что государственная исполнительная служба в значительной степени «чувствительна» к такому воздействию.

Тем не менее уже есть случаи, когда по представлению государственных исполнителей суды начали запрещать выезд за пределы Украины как известным бизнесменам, так и народным депутатам, которые имеют невыполненные обязательства, возложенные на них судебными решениями.

С введением института частных исполнителей такие исключения могут стать правилом, а поэтому их потенциал и пытаются ограничить.

Опубликовано на сайте: 29.12.2016

Автор: Андрей Авторгов, адвокат, к.ю.н.

Источник: http://sud.ua/



Тема дня

Какие документы нужно будет предъявить для въезда в одну из стран Европейского Союза после вступления в силу безвизового режима для Украины?

В начале апреля Европейский парламент поддержал решение о безвизовом въезде в страны Европейского Союза для украинцев. И, хотя, впереди еще несколько этапов, предваряющих его вступление в законную силу, сограждане уже начали активно обсуждать, как будет работать безвизовый режим на практике: а именно, какие документы нужно будет предъявить на пограничном контроле для беспрепятственного въезда в ЕС. Тема уже успела обрасти большим количеством мифов. Например, поговаривают, что на границе придется предъявлять справки о доходах, документы о владении недвижимостью, и даже справки из ЖЭКа об отсутствии задолженности. Prostopravo решил прояснить ситуацию, опираясь на нормы Европейского законодательства.

Видео дня


Рекомендуем