Украинцев заставят рассказать, кому они отправляют деньги 01.08.2018

Правительство хочет в очередной раз усилить контроль за оборотом наличных в Украине. С одной стороны власти предлагают повысить пороговую сумму, начиная с которой банки должны проверить клиента со 150 тыс. грн. до 300 тыс. грн. А с другой, - существенно расширить полномочия субъектов первичного финмониторинга и на порядок увеличить штрафы за косяки проверяющих.

Украинцев заставят рассказать, кому они отправляют деньги

Чиновники не скрывают, цель законопроекта, опубликованного на сайте Министерства финансов 25 июля 2018 года – продвинуть концепцию риск-ориентированного подхода на все сферы бизнеса. Так, чтобы реальной борьбой с отмыванием денег занимались не только банки, которые регулярно получают нагоняй от Нацбанка, но и все прочие субъекты первичного финмониторинга.

Коллективная ответственность

Первым делом, к слову, Минфин хочет существенно расширить перечень последних. Основной список чиновники править не стали – тут все те же банки, страховщики, ломбарды, операторы денежных переводов, включая почтовиков и товарные биржи. А вот список «специальных» субъектов первичного финмона разросся.

Прежде «сливать» информацию о подозрительных операциях должны были аудиторы, торговцы ювелирными изделиями, адвокаты, нотариусы, риэлторы, лотерейщики, а также компании, предоставляющие бухгалтерские услуги на аутсорсе.

Если документ будет принят парламентом в нынешнем виде, к ним прибавят также:

  • Бухгалтеров (кроме лиц, предоставляющих услуги в рамках трудовых правоотношений);
  • Налоговых консультантов (за тем же исключением);
  • Юркомпании (кроме штатных юристов).

И все они без исключения должны будут освоить пресловутый риск-ориентированный подход – то есть проверяя операции своих клиентов опираться не на четкие правила, прописанные в законе, а большей частью на собственные подозрения. Рамки которых, впрочем, никак не ограничены.

А чтобы обеспечить качественный контроль, в Минфине предлагают на порядок увеличить штрафы, при этом расширив перечень проступков, за которые те могут быть выписаны.

Так, за подачу недостоверной информации или неподачу ее вовсе, непроведение надлежащей проверки клиента (идентификация, верификация, изучение сути операции, бенефициарных собственников и т.д.), неуказание данных инициатора и получателя денежного перевода уполномоченное лицо субъекта первичного финмониторинга могут наказать штрафом на сумму до 2000 необлагаемых минимумов (34 тыс. грн.). Хотя прежде за такие проступки максимальный штраф составлял 3,4 тыс. грн.

Примерно в тех же пропорциях (от 5 до 10 раз) должны увеличиться штрафы и за прочие проступки – вроде указания недостоверных данных о бенефициарных собственниках при регистрации юрлица.

Банкам станет легче

Единственные, кому документ может несколько упростить жизнь – это банки. Прежде всего, чиновники хотят ограничить сумму максимального штрафа за нарушения порядков проведения финансового мониторинга на уровне 10 млн грн. Но защитит это лишь крупные финучреждения, тогда как мелким банкам станет только хуже - сейчас Нацбанк имеет право штрафовать подопечных на сумму 1% от уставного капитала (то есть для финучреждений с минимально допустимым капиталом в 200 млн грн. штраф не может превышать 2 млн грн.).

Чему банкиры обрадуются совершенно точно – так это открытому реестру национальных публичных лиц. И банки, и регулятор не скрывают, что одними из ключевых причин регулярных санкций за некачественный финмон являются именно нарушения в выявлении таких лиц. Причем финансисты неоднократно жаловались, что попросту не могут гарантировать выполнение этого требования, поскольку в стране нет единого источника соответствующих данных.

Согласно тексту документа, такой реестр должно будет создать Национальное антикоррупционное бюро. Которое в свою очередь будет черпать информацию из деклараций самих чиновников.

Да и конфликтов с клиентами должно стать меньше – Минфин предлагает установить для банков обязанность отказать клиенту в проведении операции, если для него установлен неприемлемо высокий риск. Нынче финансисты имеют право, но не обязаны заворачивать таких клиентов. То есть в случае принятия закона банки смогут отказывать людям, ссылаясь на конкретную статью украинского законодательства.

Переводы возьмут под контроль

Еще одна новация документа – требование к полной идентификации любых операций по переводу средств без открытия счета. Проект устанавливает для всех операторов рынка (банки, финкомпании, операторы почтовой связи, платежные системы) требование сопровождать все переводы информацией об отправителе и получателе средств. Причем без каких-либо ограничений. Такие данные должны будут «зашиваться» в саму транзакцию и быть всегда доступны.

Операции на сумму до 30 тыс. грн. банкам, финкомпаниям и прочим операторам рынка нужно будет сопровождать ФИО отправителя, уникальным идентификатором операции, а также аналогичной информацией о получателе средств.

Важно отметить, что это требование касается не только переводов от человека человеку, но и любых других платежей, например, в пользу мобильных операторов и т.д. (кроме коммунальных платежей). То есть чтобы пополнить счет даже на 10 гривен в терминале самообслуживания, клиенту придется указывать свою фамилию, имя и отчество.

Еще больше информации нужно будет вносить при переводах на сумму свыше 30 тыс. грн. Минфиновцы хотят видеть кроме имени еще и место проживания человека, серию и номер паспорта или его идентификационный код.

При этом операторы рынка должны будут обеспечить постоянный мониторинг всех транзакций. В том числе и с целью недопущения дробления финансовых операций. В случае же если, например, человек откажется указывать свои данные, проводить операцию будет строго запрещено.

Фактически, это означает, что государство через субъектов первичного финансового мониторинга получит доступ к деталям всех без исключения финансовых операций украинцев. В этом контексте даже увеличение пороговой суммы переводов без открытия счета с 15 до 30 тыс. грн., по которым нужно проводить верификацию и идентификацию клиента выглядит довольно слабым утешением.

Впрочем, авторы документа уверяют, что всего лишь стараются приблизить украинское «антиотмывочное» законодательство к европейским порядкам и требованиям меморандума, подписанного МВФ и Министерством финансов.

В настоящий момент статус документа далек от официального – его лишь разместили для ознакомления на сайте Министерства финансов. Однако в случае успешного прохождения всех процедур и голосования в Раде его нормы могут вступить в силу безотлагательно – на следующий день после публикации закона.


FAQ по финансовым услугам

Бланки документов