Действующее законодательство о принципе "нулевой ответственности" для держателей пластиковых карт

С 1 августа 2016 года система VISA внедряет в Украине так называемый "принцип нулевой ответственности" для держателей пластиковых карт. Подразумевается, что в случае если мошенники украдут средства с карты клиента, банк обязан возместить последнему все его финансовые потери, если не будет доказано, что кража денег произошла по вине самого клиента. Банкиры уже поспешили высказаться отрицательно в пользу нововведения, а Prostopravo решил разобраться как обстоит дело с ответственностью за неправомерное списание средств с карты согласно действующего законодательства Украины.

Согласно ст.1066 Гражданского Кодекса Украины (далее – ГКУ) по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, которые ему поступают, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

В соответствии со ст.1071 ГКУ банк может списать денежные средства со счета клиента на основании его распоряжения. Денежные средства могут быть списаны со счета клиента без его распоряжения на основании решения суда, а также в случаях, установленных законом или договором между банком и клиентом.

Правовые последствия ненадлежащего исполнения банком операций по счету клиента установлены ст.1073 ГКУ. Так, в случае несвоевременного зачисления на счет денежных средств, поступивших клиенту, их необоснованного списания банком со счета клиента или нарушения банком распоряжения клиента о перечислении денежных средств с его счета банк должен немедленно после выявления нарушения зачислить соответствующую сумму на счет клиента или надлежащего получателя, уплатить проценты и возместить причиненные убытки, если иное не установлено законом.

Согласно пункту 37.2 статьи 37 Закона Украины «О платежных системах и переводе средств в Украине» в случае инициации ненадлежащего перевода со счета ненадлежащего плательщика по вине инициатора перевода, не являющегося плательщиком, эмитент обязан перевести на счет ненадлежащего плательщика соответствующую сумму денег за счет собственных средств, а также уплатить ненадлежащему плательщику пеню в размере 0,1 процента суммы ненадлежащего перевода за каждый день, начиная со дня ненадлежащего перевода до дня возврата соответствующей суммы на счет, если больший размер пени не обусловлен договором между ними.

В соответствии с пунктами 6.7, 6.8 Положения «О порядке эмиссии специальных платежных средств и осуществления операций с их использованием», утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 30 апреля 2010 года № 223 банк при осуществлении неразрешенной или некорректно выполненной платежной операции, если пользователь безотлагательно сообщил о платежных операциях, которые им не выполнялись или которые были выполнены некорректно, немедленно возмещает плательщику сумму такой операции и, при необходимости, восстанавливает остаток средств на счете до того состояния, в котором он был перед выполнением этой операции. Пользователь не несет ответственности за осуществление платежных операций, если специальное платежное средство было использовано без физического предъявления пользователем или электронной идентификации самого специального платежного средства и его держателя, кроме случаев, когда доказано, что пользователь своими действиями или бездействием способствовал утрате, незаконному использованию персонального идентификационного номера или другой информации, которая позволяет инициировать платежные операции. Такая правовая позиция высказана Верховным Судом Украины по делу № 6-71цс15.

Таким образом, при отсутствии доказательств, которые указывают на то,  что держатель пластиковой карты своими действиями или бездействием способствовал утрате, незаконному использованию ПИН-кода или другой информации, которая позволяет инициировать платежные операции, согласно действующему украинскому законодательству банки обязаны безотлагательно возместить клиенту средства, украденные с карты.

А в случае, если это не будет выполнено сразу после обращения клиента, еще и выплатить ему пеню в размере 0,1 % суммы ненадлежащего перевода за каждый день просрочки.

Поскольку обязательство, установленное п.6.7.Положения №223 по своей сути является денежным, за просрочку его исполнения, клиент имеет право требовать еще и выплаты штрафных санкций, предусмотренных ст.625 ГКУ. А именно, инфляционных потерь и 3% годовых за весь период просрочки.

На практике же, банки, как правило, отказывают клиентам в возврате средств, неправомерно списанных с карты, игнорируя требования действующего законодательства. Добиться справедливости держателям пластиковых карт, ставшим жертвами мошенников, удается только в судебном порядке, но обратиться к отечественной фемиде решаются не многие. Наверное поэтому нововведение от VISA было столь негативно воспринято банкирами, ведь теперь за невозврат средств клиенту они будут отвечать не только перед последним, но и перед самой компанией VISA.

Видео путеводитель

Простоправо ТВ рассказывает, как вести себя с банком, если тот не возвращает вклад.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.


Не пропустите новые статьи!





Видео дня

2-х летний малыш любит бросать. Смотрите, что получилось, когда родители купили ему баскетбольное кольцо!


Следить за успехами малыша можно на канале BasketBoy TV. Подписывайтесь!