Банковская тайна: понятие, содержание, порядок раскрытия, ответственность

Очень часто наши читатели спрашивают, какая информация о клиенте, ставшая известной банку, охватывается понятием банковской тайны, имеют ли право банки передавать такую информацию третьим лицам, в каких случаях банковская тайна может быть раскрыта и какую ответственность должен понести банк или должностное лицо, виновные в несанкционированном раскрытии банковской тайны. На эти и другие вопросы постарался ответить Prostopravo.com.ua

Краткое содержание и ссылки по теме

  1. Что такое банковская тайна?
  2. Какие меры должен принять банк для сохранения банковской тайны?
  3. Раскрытие банковской тайны
  4. Рассмотрение судом заявления о раскрытии банковской тайны
  5. Ответственность за разглашение банковской тайны

Видео по теме

Простоправо ТВ рассказывает, что такое банковская тайна, какие меры должен принять банк для ее сохранения, какую ответственность несут должностные лица банка за разглашение банковской тайны.

Подписывайтесь на наш канал на Youtube, чтобы не пропустить новое полезное видео о правах граждан и бизнеса в Украине.

Что такое банковская тайна?

Банковской тайной, согласно части 1 статьи 60 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» является информация относительно деятельности и финансового состояния клиента, которая стала известна банку в процессе обслуживания клиента и взаимоотношений с ним или третьим лицам при предоставлении услуг банком.

Банковской тайной, в частности, являются:

  1. сведения о банковских счетах клиентов, в том числе корреспондентские счета банков в Национальном банке Украины;
  2. операции, которые были проведены в пользу или по поручению клиента, совершенные им сделки;
  3. финансово-экономическое состояние клиентов;
  4. системы охраны банка и клиентов;
  5. информация об организационно-правовой структуре юридического лица - клиента, его руководителях, направлениях деятельности;
  6. сведения о коммерческой деятельности клиентов или коммерческой тайне, любом проекте, изобретении, образцах продукции и другая коммерческая информация;
  7. информация относительно отчетности по отдельному банку, за исключением той, что подлежит обнародованию;
  8. коды, используемые банками для защиты информации.

Информация о банках или клиентах, которая собирается во время проведения банковского надзора, также составляет банковскую тайну.

Информация о банках или клиентах, полученная Национальным банком Украины в соответствии с международным договором или по принципу взаимности от органа банковского надзора другого государства для использования в целях банковского надзора или предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, составляет банковскую тайну.

Какие меры должен принять банк для сохранения банковской тайны?

  1. Ограничить круг лиц, имеющих доступ к информации, которая составляет банковскую тайну.
  2. Организовать специальное делопроизводство с документами, содержащими банковскую тайну.
  3. Применять технические средства для предотвращения несанкционированного доступа к электронным и другим носителям информации.
  4. Договора и соглашения между банком и клиентом должны содержать оговорки в отношении сохранения банковской тайны.

Служащие банка при вступлении в должность подписывают обязательства относительно сохранения банковской тайны. Руководители и служащие банков обязаны не разглашать и не использовать с выгодой для себя или для третьих лиц конфиденциальную информацию, которая стала известна им при исполнении своих служебных обязанностей.

Часто клиенты банков задают вопрос: правомерна ли передача сведений, содержащих банковскую тайну, коллекторским компаниям?

В 2011 году статья 61 ЗУ «О банках и банковской деятельности» была дополнена новой частью, согласно которой банк имеет право предоставлять информацию, которая содержит банковскую тайну, частным лицам и организациям для обеспечения выполнения ими своих функций или предоставления услуг банку в соответствии с заключенными между такими лицами (организациями) и банком договорами, в том числе об уступке права требования к клиенту, при условии, что предусмотренные договорами функции и/или услуги касаются деятельности банка, которую он осуществляет в соответствии со статьей 47 этого Закона.

Эта норма фактически санкционировала передачу конфиденциальной информации о клиентах коллекторам. Однако при этом, частные лица и организации, которые при выполнении своих функций или предоставлении услуг банку непосредственно или косвенно получили конфиденциальную информацию, обязаны не разглашать эту информацию и не использовать ее в свою пользу или в пользу третьих лиц. Поэтому, такие действия коллекторов, как: размещение информации о задолженности клиента не внутри запечатанного конверта, а на нем; звонки и письма о долгах сотрудника на имя начальника  и т. д. -  являются неправомерными.

Раскрытие банковской тайны

Однако в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, банк не только может, но и должен раскрыть банковскую тайну о клиенте.

Так, информация относительно юридических и физических лиц, которая содержит банковскую тайну, раскрывается банками:

  1. по письменному запросу или с письменного разрешения соответствующего юридического или физического лица. Информация о счете условного хранения (эскроу) и операциях по ним раскрывается также по письменному запросу бенефициара. Информация об остатке средств на банковском счете, имущественные права на денежные средства на котором являются предметом обременения, операции по ним, обременения, в отношении которых в банк поступили сообщения, в том числе взятые банком на учет, другие ограничения права распоряжения счетом, раскрывается также по письменному запросу обременителя если право обременителя на получение соответствующей информации предусмотрено сделкой, на основании которой возникает такое обременение;
  2. по решению суда;
  3. органам прокуратуры Украины, Службы безопасности Украины, Министерства внутренних дел Украины, Антимонопольного комитета - по их письменному требованию в отношении операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица — субъекта предпринимательской деятельности за конкретный промежуток времени;
  4. органам налогового контроля на их письменное требование о наличии банковских счетов;
  5. центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, на его запрос относительно финансовых операций, которые стали объектом финансового мониторинга (анализа) согласно законодательству относительно предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма, а также участников указанных операций;
  6. органам государственной исполнительной службы, частным исполнителям по их письменному требованию по вопросам исполнения решений судов и решений, подлежащих принудительному исполнению в соответствии с Законом Украины "Об исполнительном производстве", о наличии и / или состоянии счетов должника, движениях денежных средств и операциях на счетах должника за конкретный промежуток времени, а также об информации относительно договоров должника о хранении ценностей или предоставление должнику в имущественный наем (аренду) индивидуального банковского сейфа, охраняемого банком;
  7. Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку в  случаях самостоятельного представления банком информации о банке как эмитенте и административных данных в соответствии с законами о ценных бумагах и фондовом рынке. 
  8. по решению суда Национальному агентству по предупреждению коррупции в отношении наличия и состояния счетов, операций по счетам конкретного юридического лица или физического лица, физического лица - субъекта предпринимательской деятельности в соответствии с Законом Украины "О предотвращении коррупции";
  9. другим банкам в случаях, предусмотренных Законом «О банках и банковской деятельности» и Законом Украины "О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения";
  10. центральному органу исполнительной власти, обеспечивающему формирование государственной финансовой политики, по его письменному запросу во время бюджетного процесса с целью проведения верификации и проверки достоверности информации, представленной физическими лицами для начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, пенсий, заработных плат, других выплат, осуществляемых за счет средств государственного и местных бюджетов, средств Пенсионного фонда Украины и других фондов общеобязательного государственного социального страхования, и своевременного и в полном объеме их осуществления, предоставляется информация об открытых на их имя счетах (текущих, кредитных, депозитных и т.п.), операциях и остатках по ним. В случае начисления и получения социальных выплат, льгот, субсидий, предназначенных на семью или домохозяйство, информация предоставляется по каждому из членов семьи или домохозяйства;
  11. Национальному агентству Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений, по его письменному требованию в связи с осуществлением им выявления и розыска активов, на которые может быть наложен арест в уголовном производстве, - о наличии и состояния счетов, операций по счетам конкретного юридического или физического лица, физического лица - субъекта предпринимательской деятельности.

 

Справки по счетам (вкладам) в случае смерти их владельцев предоставляются банком лицам, указанным владельцем счета (вклада) в завещательном распоряжении банку, государственным нотариальным конторам или частным нотариусам, иностранным консульским учреждениям по делам наследства. 

Банк также имеет право раскрывать информацию, которая содержит банковскую тайну, лицу (в том числе уполномоченному действовать от имени государства), в пользу которого отчуждаются активы и обязательства банка при выполнении мероприятий, предусмотренных программой финансового оздоровление банка, или во время осуществления процедуры ликвидации.

Требование соответствующего государственного органа на получение информации, содержащей банковскую тайну, должно:

1) быть изложено на бланке государственного органа установленной формы;

2) быть предоставлено ​​за подписью руководителя государственного органа (или его заместителя), скрепленного гербовой печатью;

3) содержать предусмотренные Законом основания для получения этой информации;

4) содержать ссылки на нормы закона, согласно которым государственный орган имеет право на получение такой информации.

 

Банку запрещается предоставлять информацию о клиентах другого банка, даже если их имена указаны в документах, соглашениях и операциях клиента.

Банк имеет право предоставлять информацию, составляющую банковскую тайну, другим банкам и Национальному банку Украины в объемах, необходимых при предоставлении кредитов, банковских гарантий.

Ограничения по получению информации, содержащей банковскую тайну, не распространяются на служащих Национального банка Украины или уполномоченных ими лиц, в пределах полномочий, предоставленных Законом Украины "О Национальном банке Украины", осуществляющих функции банковского надзора или валютного контроля.

Ограничения по получению информации, содержащей банковскую тайну, не распространяются на работников Фонда гарантирования вкладов физических лиц при осуществлении ими функций и полномочий, предусмотренных Законом Украины "О системе гарантирования вкладов физических лиц".

Национальный банк Украины обязан предоставлять банкам доступ к информации из кредитному реестра, составляющей банковскую тайну.

Национальный банк Украины имеет право раскрывать информацию о банке или связанных с банком лицах, которая собирается во время проведения банковского надзора и составляет банковскую тайну, органам государственной власти, уполномоченным осуществлять досудебное расследование, в случае выявления нарушения законодательства, которое содержит признаки уголовного преступления.

Рассмотрение судом заявления о раскрытии банковской тайны

Отдельно остановимся на процедуре рассмотрения судами дел о раскрытии банковской тайны. Такие дела рассматриваются судами в порядке отдельного производства согласно главе 12 Гражданского процессуального кодекса Украины.

Так, заявление о раскрытии банком информации, содержащей банковскую тайну, относительно юридического или физического лица  подается в суд по местонахождению банка, обслуживающего такое юридическое или физическое лицо.

В заявлении в должно быть указано:

  1. наименование суда, в который подается заявление;
  2. имя (наименование) заявителя и лица, в отношении которого требуется раскрытие информации, которая содержит банковскую тайну, их место жительства или местонахождение, а также имя представителя заявителя, если заявление подается представителем;
  3. наименование и местонахождение банка, обслуживающего лицо, в отношении которого необходимо раскрыть банковскую тайну;
  4. обоснование необходимости и обстоятельства, при которых требуется раскрыть информацию, которая содержит банковскую тайну, относительно лица, с указанием положений законов, которые предоставляют соответствующие полномочия, или прав и интересов;
  5. объемы (пределы раскрытия) информации, которая содержит банковскую тайну, относительно лица и цель ее использования.

Дело о раскрытии банком информации, содержащей банковскую тайну, рассматривается в пятидневный срок со дня поступления заявления в закрытом судебном заседании с уведомлением заявителя, лица, в отношении которого требуется раскрытие банковской тайны, и банка, а в случаях, когда дело рассматривается с целью охраны государственных интересов и национальной безопасности, - с суведомлением только заявителя.

Неявка в судебное заседание без уважительных причин заявителя и (или) лица, в отношении которого требуется раскрытие банковской тайны, или их представителей или представителя банка не препятствует рассмотрению дела, если суд не признал их участие обязательным.

Если же при рассмотрении дела будет установлено, что заявление основывается на споре, который рассматривается в порядке искового производства, суд оставляет заявление без рассмотрения и разъясняет заинтересованным лицам, что они имеют право подать иск на общих основаниях.

Принятое судом решение подлежит немедленному исполнению. Копии решения суд направляет банку, обслуживающему юридическое или физическое лицо, заявителю и лицу, в отношении которого предоставляется информация. Лицо, относительно которой банк раскрывает банковскую тайну, или заявитель имеют право в пятидневный срок обжаловать принятое судом решение в апелляционный суд в установленном порядке. Однако обжалование решения не останавливает его выполнения.

Ответственность за разглашение банковской тайны

Сам банк, а также его должностные лица, виновные в незаконном разглашении банковской тайны, несут ответственность за это в соответствии с законом - от гражданско-правовой до уголовной.

Так, согласно части второй статьи 1076 Гражданского кодекса Украины в случае разглашения банком сведений, которые составляют банковскую тайну, клиент имеет право требовать от банка возмещения причиненных убытков и морального вреда.

Статьи 231 и 232 Уголовного кодекса Украины устанавливают уголовную ответственность за нарушение банковской тайны.

Статья 231. Незаконное собирание с целью использования или использование сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну

Умышленные действия, направленные на получение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну, с целью разглашения или иного использование этих сведений, а также незаконное использование таких сведений, если это причинило существенный вред субъекту хозяйственной деятельности, - наказываются штрафом от трех тысяч до восьми тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан.

Статья 232. Разглашение коммерческой или банковской тайны

Умышленное разглашение коммерческой или банковской тайны без согласия ее владельца лицом, которому эта тайна известна в связи с профессиональной или служебной деятельностью, если оно совершено из корыстных или иных личных побуждений и причинило существенный вред субъекту хозяйственной деятельности, -

наказывается штрафом от одной тысячи до трех тысяч  необлагаемых минимумов доходов граждан с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

 

Не пропустите новые статьи!





Полезные статьи по данной тематике