ОСАГО: Точно в срок 11.11.2011

Страховка ОСАГО всегда отличалась длительными сроками выплат. Нередко процесс получения страхового возмещения затягивался на месяцы и даже годы. Однако благодаря изменениям, начавшим действовать в сентябре в связи со вступлением в силу закона № 4652-д, принятого еще в феврале, украинцы смогут не только сами оформлять ДТП с помощью европротокола, но и требовать от страховщиков большей расторопности при выплате возмещения.

ОСАГО: Точно в срок

Все по протоколу

Оформить ДТП по европротоколу — половина дела. Гораздо важнее добиться своих "кровных" за причиненный ущерб. Для этого нужно в течение трех дней уведомить страховую компанию о том, что произошла авария, и передать ей свой заполненный экземпляр европротокола. Далее в течение 30 дней требуется написать заявление о страховом возмещении.

Страховщик должен выплатить деньги в течение 90 дней после подачи заявления.

Все бы хорошо, но как быть, если участники ДТП ошиблись, оценивая размер ущерба? Ведь не стоит забывать, что в рамках "еврорапорта" страховщик возмещает не больше 10 тыс. грн. Не исключено, что СК попросту откажется платить деньги. "Когда ущерб превышает максимально допустимый для европротокола размер, в выплате страхового возмещения, скорее всего, будет отказано в связи с отсутствием надлежащих документов, подтверждающих факт наступления страхового случая (справки ГАИ)", — объясняет юрист LCF Law Group Марьяна Гармаш.

Есть несколько выходов из положения. Если выясняется, что после оформления европротокола сумма ущерба превышает упомянутую, прежде всего необходимо обратиться на любой пост ГАИ. "Сотрудники ГАИ на основании уже заполненного европротокола, объяснений водителей обязаны будут оформить данное происшествие и выдать необходимые справки", — уверен ведущий специалист отдела рассмотрения страховых дел департамента урегулирования убытков СК "ИНГО Украина" Андрей Нечас.

Второй вариант — "прошерстить" цены на СТО, так как разница в стоимости ремонта может составлять 20–30% в зависимости от "брендовости" техстанции и той накрутки, которую она устанавливает на запчасти и за свои услуги. Путем такого отбора может получиться снизить смету ремонта и уложиться в те же 10 тыс. грн.

В крайнем случае разницу между "потолочной" суммой выплаты по европротоколу и стоимостью восстановления машины придется оплачивать из своего кармана либо требовать компенсацию этой разницы от виновника ДТП через суд, чего добиться бывает очень проблематично, и это может занять много времени.

Суд да дело

Что касается выплат, не связанных с европротоколом, то здесь тоже есть новации. Самое главное — изменились сроки возмещения. Так, раньше страховая компания выплачивала деньги пострадавшей стороне в течение месяца с даты предоставления последнего документа. "Сейчас, если страховая компания признает обоснованность требований заявителя, выплата производится в течение 15 дней после согласования размера возмещения, когда от клиента был получен перечень указанных документов и сообщение о ДТП, но не позднее 90 дней со дня написания заявления о страховом возмещении", — подчеркивает первый заместитель председателя Правления страховой группы "ТАС" Александр Тимошенко.

К тому же отныне уведомлять страховщика о ДТП придется письменно. Раньше закон не уточнял, в каком именно виде нужно сообщать о страховом случае, чем пользовались недобросовестные страховщики, отказывая тем, кто уведомлял об аварии устно.

Перечень документов аналогичен подаваемому вместе с европротоколом. И если раньше страховая компания могла требовать дополнительные бумажки, затягивая выплату на неопределенный срок, то отныне список документов четко определен.

Правда, есть оговорка: если по ДТП идет разбирательство в суде, страховщик, как и раньше, вправе затягивать выплату до момента, пока не будет получено постановление суда. Поэтому уложиться в 90-дневный срок страховая компания сможет лишь в том случае, если выплата осуществляется по расширенной справке либо суд успеет принять решение в течение этого времени.

Кроме того, в новой редакции Закона "Об ОСАГО" четко прописано, что в случае затягивания страхователем процесса сбора документов страховщик имеет право оттянуть момент выплаты. И если раньше, когда, например, потерпевший написал заявление на возмещение позже положенного срока, мог последовать отказ в выплате, то теперь эта лазейка для страховщиков закрыта.

"Законодательные новшества предусматривают и возможность выплаты без экспертизы, что тоже ускоряет процесс минимум на неделю, если СК и пострадавшая сторона договорились о сумме возмещения. То есть, если пострадавший согласен с расчетами ущерба, которые сделал специалист СК", — отмечает заместитель директора департамента урегулирования убытков СК "Наста" Артем Резвин.

Обоюдка — поровну

Значительно упрощен процесс возмещения в случае обоюдной вины участников ДТП. Для этого не потребуется длительных судебных разбирательств, так как отныне общая сумма убытка делится на количество лиц, попавших в аварию. "Никто не будет выяснять, чья вина больше, а чья — меньше. Если доказан факт обоюдной вины, выплата попросту делится пополам или на 3 части и т. д.", — объясняет старший партнер адвокатской компании "Кравец, Новак и партнеры" Ростислав Кравец.

Кстати, если случится так, что у второй стороны нет полиса ОСАГО, за виновника будет платить Моторное (транспортное) страховое бюро. Порядок получения выплаты аналогичен описанному, только все документы нужно подавать в МТСБУ. А когда у потерпевшего есть и КАСКО, и ОСАГО, он сам решает, куда обращаться за выплатой, так как законодательство в такой ситуации не ограничивает право выбора.

Как получить выплату по ОСАГО?

  1. В течение 3 дней заявить об аварии (в письменном виде), приложив европротокол или справку из ГАИ.
  2. В течение 30 дней с момента ДТП написать заявление на получение возмещения.
  3. Предоставить следующий пакет документов (вместе с заявлением):
    • паспорт или другое удостоверение личности;
    • документ, удостоверяющий право заявителя на получение страхового возмещения (доверенность, договор аренды, свидетельство о праве на наследство);
    • справку о присвоении идентификационного кода;
    • документ, подтверждающий право собственности на поврежденное имущество (если авто было передано в управление по доверенности, заниматься оформлением выплаты придется непосредственно владельцу);
    • сведения о банковских реквизитах заявителя (при наличии).
  4. Согласовать со страховщиком размер выплаты либо ждать экспертизы или решения суда.
  5. В течение 15 дней после согласования размера возмещения (но не позднее 90 дней со дня написания заявления) получить выплату.

FAQ для автовладельцев