про твої права

Вас остановила на дороге украинская полиция? Ваши права. Памятка водителю

Prostopravo расскажет, что должен знать водитель, если его остановила на дороге полиция, какие права есть у водителя и обязанности у остановившего его полицейского, каковы законные причины остановки транспортного средства, в каких случаях может производится осмотр автомобиля, и как лучше вести себя при этом водителю. Кроме того, вы узнаете тонкости процедуры оформления ДТП.

Путеводитель по статье

  1. Остановка транспортного средства
  2. Осмотр транспортного средства
  3. Оформление ДТП с составлением протокола и без него
  4. Наши рекомендации водителям,  которых остановила полиция:
  5. Права полиции во время действия режима военного положения
  6. Штрафы и проверки ГАИ
  7. Авто в кредит без процентов
  8. Автокредит: все о покупке автомобиля в кредит
  9. Новые отечественные авто в кредит: рейтинг кредитов
  10. Отделы полиции по городам
  11. Как вызвать полицию с мобильного телефона
Видео путеводитель
Что делать, если на дороге остановила полиция? Права водителя в Украине

Что делать, если на дороге остановила полиция? Права водителя в Украине

Права и обязанности полицейского в случае остановки транспортного средства предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях, Законом Украины «О Национальной полиции», Законом Украины « О дорожном движении», Постановлением Кабинета Министров от 10.10.2001 №1306 «О Правилах дорожного движения» (ПДД), Приказом МВД от 07.11.2015  № 1395 «Об утверждении Инструкции по оформлению полицейскими материалов об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, зафиксированных не в автоматическом режиме» (Инструкция 1395).

Приказ МВД № 111 от 27.03.2009 г. «Об утверждении Инструкции по вопросам деятельности подразделений дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции МВД » (Приказ 111) отменен и утратил силу с 24.02.2017 года.

Остановка транспортного средства

Полицейский имеет право остановить водителя на дороге в таких случаях:

  1. если водитель нарушил Правила дорожного движения;
  2. если есть очевидные признаки, свидетельствующие о технической неисправности транспортного средства;
  3. если есть информация, что свидетельствует о причастности водителя или пассажиров транспортного средства к совершению дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения, или если есть информация, что свидетельствует о том, что транспортное средство или груз могут быть объектом или орудием совершения ДТП, уголовного или административного правонарушения;
  4. если транспортное средство находится в розыске;
  5. если необходимо осуществить опрос водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, уголовного или административного правонарушения, свидетелями которого они являются или могли быть;
  6. если необходимо привлечь водителя транспортного средства к оказанию помощи другим участникам дорожного движения или полицейским или как свидетеля при оформлении протоколов об административных правонарушениях или материалов ДТП;
  7. если уполномоченный орган государственной власти принял решение об ограничении или запрете движения;
  8. если способ закрепления груза на транспортном средстве создает опасность для других участников дорожного движения;
  9. нарушения порядка определения и использования на транспортном средстве специальных световых или звуковых сигнальных устройств.

Полицейский обязан проинформировать водителя о конкретной причине остановки им транспортного средства с подробным описанием основания остановки, определенной в статье 35 Закона Украины «О Национальной полиции».

Обращаясь к водителю, полицейский обязан назвать свою фамилию, должность, специальное звание и предъявить по его требованию служебное удостоверение, предоставив возможность ознакомиться с изложенной в нем информации, не выпуская его из рук.

На униформе полицейского размещается нагрудный знак с четким указанием его специального жетона. Полицейскому запрещено снимать с униформы или скрывать нагрудный знак, а также любым другим образом препятствовать прочтению информации на нем или фиксированию ее с помощью технических средств.

Водитель транспортного средства должен иметь при себе:

  1. удостоверение водителя на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  2. регистрационный документ на транспортное средство ;
  3. в случае установления на транспортных средствах проблесковых маячков и (или) специальных звуковых сигнальных устройств - разрешение, выданное уполномоченным органом МВД, а в случае установления проблескового маячка оранжевого цвета на крупногабаритных и тяжеловесных транспортных средствах - разрешение, выданное уполномоченным подразделением Национальной полиции;
  4. на маршрутных транспортных средствах - схему маршрута и расписание движения; на тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средствах и транспортных средствах, которые перевозят опасные грузы, - документацию в соответствии с требованиями специальных правил;
  5. полис (сертификат) обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств. Водители, которые в соответствии с законодательством освобождаются от обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств на территории Украины, должны иметь при себе соответствующие подтверждающие документы (удостоверение)
  6. в случае установления на транспортном средстве опознавательного знака "Водитель с инвалидностью" - документ, подтверждающий инвалидность водителя или пассажира (кроме водителей с явными признаками инвалидности или водителей, которые перевозят пассажиров с явными признаками инвалидности).

Владелец транспортного средства, а также лицо, которое использует такое транспортное средство на законных основаниях, могут передавать управление транспортным средством другому лицу, имеющему при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством соответствующей категории. Владелец транспортного средства может передавать такое средство в пользование другому лицу, передав регистрационный документ на это транспортное средство.

По требованию полицейского водитель должен остановиться с соблюдением требований Правил дорожного движения, а также:

  1. предъявить для проверки документы, указанные выше;
  2. дать возможность проверить номера агрегатов и комплектность транспортного средства;
  3. дать возможность осмотреть транспортное средство соответственно законодательству при наличии на то законных оснований, в том числе провести с использованием специальных устройств (приборов) проверку технического состояния транспортных средств, которые в соответствии с законодательством подлежат обязательному техническому контролю.

Осмотр транспортного средства

Статьей 34 ЗУ «О Национальной полиции» предусмотрено право полицейского проводить поверхностную проверку транспортного средства.

Поверхностная проверка в качестве превентивного полицейского мероприятия является осуществлением визуального осмотра транспортного средства.

Полицейский может осуществлять поверхностную проверку вещи или транспортного средства:

  1. если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве находится правонарушитель или лицо, свобода которого ограничивается незаконным способом;
  2. если существует достаточно оснований считать, что в транспортном средстве находится вещь, оборот которой запрещен или ограничен или которая представляет угрозу жизни или здоровью лица или других лиц;
  3. если существует достаточно оснований считать, что вещь или транспортное средство является орудием совершения правонарушения или находится в том месте, где может быть совершено уголовное преступление, для предотвращения которого необходимо провести поверхностную проверку.

Поверхностная проверка вещи или транспортного средства осуществляется путем визуального осмотра транспортного средства или визуального осмотра салона и багажника транспортного средства. Полицейский при осуществлении поверхностной проверки вправе требовать открыть крышку багажника и двери салона.

При поверхностной проверке транспортного средства водитель должен самостоятельно показать полицейскому содержание транспортного средства.

При выявлении в ходе поверхностной проверки каких-либо следов правонарушения полицейский обеспечивает их сохранность и осмотр в соответствии с требованиями статьи 237 Уголовно-процессуального кодекса Украины.

Обратите внимание, что при проведении поверхностного осмотра транспортного средства представителями Национальной полиции протокол осмотра не составляется.

Оформление ДТП с составлением протокола и без него

Еще один случай, когда протокол сотрудниками Национальной полиции составлен не будет: в случае выявления правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, рассмотрение которого отнесено к компетенции Национальной полиции Украины. В этом случае полицейский выносит постановление по делу об административном правонарушении без составления соответствующего протокола.

Постановление выносится в случае выявления административных правонарушений в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных статьями 80 и 81 (в части превышения нормативов содержания загрязняющих веществ в отработанных газах транспортных средств), частями первой, второй, третьей, пятой и шестой статьи 121, статьями 121-1, 121-2, частями первой, второй, третьей и пятой статьи 122, частью первой статьи 123, статьей 124-1, статьями 125, 126, частями первой, второй и третьей статьи 127, статьями 128, 129, статьей 132-1, частями шестой и одиннадцатой статьи 133-1, частями первой, второй и третьей статьи 140, частями шестой, седьмой статьи 152-1 КУоАП.

В случае выявления правонарушения в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, если оно совершено лицами в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, или его рассмотрение не отнесено к компетенции Национальной полиции Украины, полицейский в соответствии со статьей 255 КУоАП составляет протокол об административном правонарушении.

Полицейские составляют протоколы об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, предусмотренных частями четвертой и седьмой статьи 121, частями третьей и четвертой статьи 122, статьями 122-2, 122-4, 122-5, частями второй и третьей статьи 123, статьей 124 , частью четвертой статьи 127, статьями 127-1, 130, 139, частью четвертой статьи 140, 188-28 КУоАП.

Протокол об административном правонарушении составляется в соответствии со статьей 254 КУоАП. К протоколу об административном правонарушении приобщаются:

  1. письменные объяснения свидетелей правонарушения в случае их наличия;
  2. акт осмотра и временного задержания транспортного средства в случае осуществления его задержания;
  3. акт освидетельствования на состояние опьянения при проведении освидетельствования на состояние опьянения;
  4. иные документы и материалы, содержащие информацию о правонарушении.

Протокол подписывается лицом, его составившим, и лицом, которое привлекается к административной ответственности. При наличии свидетелей и потерпевших протокол об административном правонарушении подписывается также этими лицами.

В случае отказа лица, привлекаемого к административной ответственности, от подписания протокола об административном правонарушении в нем делается соответствующая запись.

Водитель транспортного средства вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, а также изложить мотивы своего отказа от его подписания, которые прилагаются к протоколу.

При составлении протокола лицу, привлекаемому к административной ответственности, разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 268 КУоАП, о чем делается отметка в протоколе.

При составлении протокола об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 139, частью четвертой статьи 140 КУоАП или постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных частями первой - третьей статьи 140 КУоАП (когда протокол не составляется), к ним необходимо прилагается акт обследования участка улично  дорожной сети  с соответствующими замерами и схемой.

Лицо, которое привлекают к административной ответственности, пользуется правами, предусмотренными статьей 268 КУоАП: знакомиться с материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства; при рассмотрении дела пользоваться юридической помощью адвоката, другого специалиста в области права, который по закону имеет право на предоставление правовой помощи лично или по поручению юридического лица, выступать на родном языке и пользоваться услугами переводчика, если не владеет языком, на котором ведется производство; обжаловать постановление по делу.

Кроме того, права водителя предусмотрены ЗУ «О дорожном движении» и ПДД:

  • а) управлять транспортным средством и перевозить пассажиров или грузы по дорогам, улицами или другим местами, где их движение не запрещено, в установленном порядке в соответствии с требованиями настоящих Правил;
  • б) знать причину остановки, проверки и осмотра транспортного средства должностным лицом государственного органа, осуществляющего надзор за дорожным движением, а также его фамилию и должность;
  • в) требовать от лица, осуществляющего надзор за дорожным движением и остановившим транспортное средство, предъявления удостоверения его личности;
  • г) получать необходимую помощь от должностных лиц и организаций, участвующих в обеспечении безопасности дорожного движения;
  • д) обжаловать действия полицейского в случае нарушения им законодательства;
  • е) отступать от требований законодательства в условиях действия непреодолимой силы или если другими средствами невозможно предотвратить собственную гибель или увечье граждан.
  • ж) доверять в установленном порядке право пользования и распоряжения частным транспортным средством другому лицу, которое имеет соответствующее право на управление;
  • з)на возмещение затрат в случае предоставления транспортного средства полицейским и работникам здравоохранения в случаях, предусмотренных настоящим Законом;
  • и) на возмещение убытков, причиненных вследствие несоответствия состояния автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов требованиям безопасности движения;

Наши рекомендации водителям,  которых остановила полиция:

  • Статьей 9 ЗУ «О Национальной полиции» предусмотрено, что Национальная полиция осуществляет свою деятельность на принципах прозрачности и открытости, поэтому водитель транспортного средства имеет полное право осуществлять фото- , видео- и аудио - фиксацию действий полицейского и мы настоятельно рекомендуем этим правом воспользоваться;
  • Попросите полицейского четко и ясно представиться и назвать причину остановки, если он еще этого не сделал, фиксируйте все на записи (см.п.1);
  • Попросите предъявить удостоверение – полицейский обязан это сделать по Вашему требованию. Обратите внимание, соответствуют ли фамилия, звание и должность тем, которые назвал полицейский при обращении, и не истек ли срок действия удостоверения. В случае выявления несоответствия или окончания срока действия удостоверения, требования такого работника не выполняйте, немедленно звоните дежурному полиции по телефону 102 и на телефон доверия (телефоны есть на сайте МВД). Возможно, такой «полицейский» является просто мошенником в форме, который таким образом зарабатывает деньги, что является преступлением, предусмотренным ст. 390 УК Украины.
  • Обязанность водителя предъявить документы не означает, что он должен передать их полицейскому в руки – можете просто показать;
  • Общайтесь с представителем полиции вежливо, в нейтральном тоне, не грубите и не хамите, даже если Вам кажется, что он не прав;
  • В соответствии со статьей 63 Конституции Украины Вы вообще можете отказаться давать показания и пояснения полицейскому;
  • При намерении полицейского провести поверхностный осмотр транспортного средства, поинтересуйтесь, какие есть для этого основания (перечень оснований см. выше). Фиксируйте проведение осмотра на видео;
  • В случае незаконных действий со стороны полицейского – звоните на горячую линию МВД (044) 254-94-94;
  • При первой же возможности свяжитесь со знакомым юристом, адвокатом.

Права полиции во время действия режима военного положения

Внесены изменения в Закон Украины "О Национальной полиции", которые будут действовать временно, на период действия военного положения и 60 дней после этого.

Согласно изменениям в статью 20 Закона Украины «О Национальной полиции» ношение специального жетона не всегда обязательно.

По общему правилу полицейский, исполняющий служебные обязанности в гражданской одежде, обязан иметь при себе специальный жетон. Однако расширен круг случаев, когда ношение жетона не обязательно: когда это препятствует проведению оперативно-розыскных мероприятий, негласных следственных (розыскных) действий, выполнению секретных задач, осуществлению мер по обеспечению безопасности участников уголовного судопроизводства, специальных мер по обеспечению безопасности работников суда и правоохранительных органов и их близких родственников или во время осуществления полномочий во время действия военного положения.

Соответственно на время действия военного положения полицейский, исполняющий служебные обязанности в гражданской одежде, не обязан иметь при себе специальный жетон.

Также во время действия военного положения на территории Украины не обязательно размещение идентификационных номеров или специальных жетонов на индивидуальных средствах защиты полицейских в случае выполнения ими своих обязанностей с использованием таких средств.

Кроме того, в статье 23 Закона Украины "О Национальной полиции" появились новые полномочия полиции:

  • совершать прием экстренных вызовов по сокращенному телефонному номеру 102;
  • по письменному запросу в установленном законом порядке бесплатно получать от органов государства и территориальных общин, юридических лиц государственной формы собственности, информацию необходимую для выполнения полномочий и задач полиции, в том числе в отношении военнопленных, в том виде и той форме, которая указана в запросе. Субъекты, которым адресован такой запрос, обязаны в течение 3 дней, или в случае невозможности – в течение 10 дней, дать ответ на запрос или сообщить о причинах, препятствующих дать такой ответ;
  • осуществлять конвоирование лиц, задержанных по подозрению в совершении уголовного преступления, взятых под стражу, обвиняемых или осужденных к лишению свободы, а также охранять их в зале суда. Перечень учреждений, в которые осуществляется конвоирование, определяется МВД;
  • содержать в предусмотренных законом случаях в изоляторах временного содержания лиц, задержанных за совершение уголовных или административных правонарушений; лиц, в отношении которых применена мера пресечения содержания под стражей; лиц, подвергнутых административному аресту; обвиняемых и осужденных;
  • в пределах компетенции осуществлять разминирование, имеющее оперативный характер (обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов, в отношении которых есть основания полагать, что они являются предметами, орудиями или средствами совершения административных или уголовных правонарушений);
  • организовывать работу по предоставлению, лишению и подтверждению допуска полицейских к проведению специальных взрывотехнических работ;
  • осуществлять технико-криминалистическое обеспечение осмотра места происшествия, в том числе связанного с пожарами и специальных взрывотехнических работ по фактам совершения взрывов, поступлений сообщений об обнаружении взрывоопасных предметов, угрозе взрыва;
  • осуществлять представительство и обеспечивать исполнение обязательств Украины в Интерполе и выступать как Национальное центральное бюро Интерпола;
  • осуществлять сотрудничество с Европолом и действовать как Национальный контактный пункт между компетентными органами Украины и Европолом;
  • организовывать взаимодействие правоохранительных органов и других государственных органов Украины с Интерполом и Европолом, а также компетентными органами других государств по вопросам, относящимся к сфере деятельности Интерпола и Европола;
  • осуществлять сбор биометрических данных лиц;
  • осуществлять административное наблюдение.

Кроме того, допускается отказ от привлечения полиции для проведения исполнительных действий по основаниям привлечения личного состава территориального органа полиции к прекращению группового нарушения общественной безопасности и порядка или массовых беспорядков во время действия военного положения, а также преодоления последствий чрезвычайных ситуаций, опасных событий, в том числе аварий, эпидемий.

Раздел 5 Закона Украины «О Национальной полиции» также претерпел некоторые изменения, касающиеся полицейских мероприятий во время действия периода военного положения.

1. Полиция получила возможность осуществлять проверку документов и фиксировать данные, содержащиеся в документах, если лицо владеет внешними признаками, похожими на внешние признаки лица, самовольно покинувшего место для содержания военнопленных (п. 1 ч. 1 ст. 32).

2. Полиция имеет право останавливать транспортные средства, если имеется информация, свидетельствующая о том, что водитель или пассажир транспортного средства является лицом, самовольно покинувшим место для содержания военнопленных.

3. По новой редакции ст. 40 полиция сможет использовать в своей деятельности такие технические средства, как беспилотные летательные аппараты и специальные технические средства противодействия их применению; специализированное программное обеспечение для осуществления аналитической обработки фото- и видеоинформации, в том числе для установления лиц и номерных знаков транспортных средств.

Свою фото- и видеотехнику, технические приборы и технические средства по выявлению и/или фиксации правонарушений, а также по выявлению радиационных, химических, биологических и ядерных угроз полиция имеет возможность закреплять на устройство, в/на беспилотных летательных аппаратах, служебных транспортных средствах, судах или других плавучих средствах, в том числе не имеющих цветографических схем, опознавательных знаков и надписей, свидетельствующих о принадлежности к полиции, а также монтировать/размещать их по внешнему периметру дорог и зданий.

4. При необходимости отражения нападения, угрожающего жизни или здоровью полицейского или другого лица, и устранения опасности в состоянии крайней необходимости или при задержании лица, совершившего правонарушение и/или сопротивляющегося, полицейский вправе применять любые подручные средства, а не только специальные средства, которые предусмотрены ст. 45 Закона (ч. 5 ст. 42).

5. Во время действия военного положения полицейский вправе применять меры принуждения, предусмотренные ст. 42, в отношении лиц, участвующих в вооруженной агрессии против Украины, без учета требований и запретов, касающихся порядка применения мер принуждения, порядка применения специальных средств и порядка применения огнестрельного оружия (ч. 9 ст. 42).

В случае применения такого принуждения, в результате чего указанным лицам было причинено телесное повреждение, увечье, огнестрельное ранение, полицейский по возможности должен устно или с помощью средств коммуникации сообщить об этом своему непосредственному руководителю, который в случае необходимости по возможности сообщает центральный орган управления полиции и соответствующему прокурору (ч. 10 ст. 42).

Читайте также:

Все статьи раздела

Поиск юридических услуг для автовладельцев

Нуждаетесь в юридической помощи?